Десять древних греков от каменного века до Византии

May 05, 2022 20:00


Историю обычно представляют как этакую последовательную деятельность различных героических личностей - вождей, царей, президентов, генералов, министров и т.д.  А может наоборот - не личностей, а государств. При этом часто забывают, что каждый человек, даже самый простой - это уже история.  Есть даже целое направление в исторической науке - история повседневности, которая как раз изучает жизнь обычных людей.

Я тут наткнулся на интереснейший проект BioMuse, где тесно завязаны генетика и история повседневности.  В рамках проекта исследуются 50 древних погребений из Греции. Разного времени - от мезолита до заката Византии. На основе данных различных наук, исследователи потихоньку восстанавливают "биографии" людей древности. Благодаря и археологии, и генетике с антропологией, а также различным прикладным методам, можно узнать как выглядели, чем питались, чем болели и какое положение в обществе занимали те или иные люди.

Мне этот проект показался весьма интересным, поэтому спешу поделиться.  Итак, десять древних жителей современной Греции от каменного века до конца Византии.

Астипалейский охотник



"Я принадлежу к ранним жителям Астипалеи. Я умею находить пищу на суше и в море. Я путешествовал на лодке по Эгейскому морю. Моя история закончилась примерно 11 000 лет назад. Я был похоронен в пещере, которая сегодня известна как Грот Негра, в южной части острова. Мое погребение было простым, ограниченным остатками пищи и следами деятельности моих товарищей, но память обо мне осталась с ними".

Астипалея - один из островов в Эгейском море. Охотник был взрослым мужчиной, жившим очень давно - ок. 9,129  - 8,728 гг. до н.э. Ростом этот человек был не слишком велик по нынешним меркам - 169 см, и умер в 35-45 лет.

В отличие от остальных людей в исследовании, о нем известно не так уж и много. Качество выделенной ДНК не позволило узнать, какого цвета у него были глаза, кожа, волосы, что он ел, каких болезней мог опасаться. Но мы знаем, что  охотник не был местным. Он родился не на Астипалее, но прибыл туда с какого-то другого острова Эгейского моря.

У него были неглубокие вдавленные травмы черепа, а в слуховом проходе был характерный нарост, как у тех, кто часто ныряет. Вероятно, морепродукты могли составлять весомую часть его рациона. При этом у него не было толерантности к лактозе, то есть молоко бы в чистом виде он не смог пить. Кроме того, если бы он жил сегодня, вряд ли стал бы кофеманом.  Кофе показалось бы ему более горьким, чем для многих из нас.

Похоронен астипалейский охотник  в сильно скорченном положении.



Хранительница памяти

"Я пришла в этот мир в одной из первых общин, которые начали возделывать землю, обрабатывать и хранить продукты.
Мы жили  на плато у подножия горы, у ручья, в месте, которое со временем назовут Македонией. Нить моей жизни оборвалась внезапно, и мои родители похоронили меня под полом нашего дома с моей любимой игрушкой, носком, чтобы сохранить память обо мне. Я не могу даже представить себе их горе!"

Эта маленькая девочка жила на севере Греции в 6,220  - 5,900 гг. до н.э. Ей было всего 3-4 года, когда она умерла. Она была либо худощавой, либо обычного телосложения, но совершенно точно не склонной к полноте.


У нее были карие глаза, темные волосы и бледная либо средних оттенков кожа.  Качество выделенного коллагена не позволило уточнить ее диету.  Но зато мы знаем, что у нее была предрасположенность к выдерживанию силовых нагрузок.  Она выросла бы сильной женщиной. Да и в спринте бы не отставала.  Зато не могла пить сырое молоко. Кофе или другие горькие продукты точно бы не полюбила.

Ее похоронили в позе эмбриона на правом боку.



Мать



"В моем окружении меня считали удачливой, потому что я прожила так долго и видела так много зим. Это правда, я многое видела, но я также испытала боль от потери своих близких. Сначала свекровь, потом дочь. Традиция требует, чтобы мы все были похоронены в одном семейном склепе.
Поэтому, когда пришло мое время, меня, как последнюю представительницу своего поколения, погребли  со всеми почестями. Ритуал был соблюден, и меня положили рядом с тщательно собранными костями моей свекрови и дочери, чтобы вечно сопровождать их".

Этой женщине было около 50 лет, и ее нашли  на севере современной Греции.  Она жила в  раннем железном веке, ок. 1,100  - 700 гг. до н.э. У нее была светлая кожа и рыжие волосы, но цвет глаз так и не удалось выяснить. Шейный артрит и кариес не давали ей легкой жизни.  Она была сильной и могла выдерживать нагрузки.  Костный коллаген сохранился плохо, поэтому о ее диете мы знаем мало.

Молока она не пила, как и все прочие, толерантности к горькому вкуса тоже не было.

Лакедемонянин



"Я жил в тяжелые времена! В моем родном городе, знаменитой Спарте, мы столкнулись с угрозой войны, и лишения сопровождали нас с детства. Наше образование было строгим, а питание - аскетичным. Пережитое оставило свой след на моем теле и душе. Лишения преследовали меня всю жизнь, до самого конца, когда я был похоронен в своей скромной могиле, за которой ухаживали мои родственники".

Лакедемонянин был взрослым мужчиной, жившим в окрестностях Спарты ок. 700 BC - 490 гг. до н.э. У него была светлая или средних оттенков кожа, глаза голубые, а волосы русые или светло-русые.  Зубы у него, вероятно, были не слишком красивыми - гипоплазия эмали.  Он одинаково бы справился и с подъемом тяжестей, и со спринтом. У него были шансы заболеть диабетом второго типа или получить инсульт.  Еда лакедемонянина на 90% состояла из животных продуктов и их производных. И только на 10% из овощей и фруктов. Но молока он не мог пить также, как и все предыдущие, а кофе показалось бы ему излишне горьким.
Когда он умер, его похоронили лежа, прямо в земле, головой на восток.

Женщина с трепанированным черепом



"Я жила в Абдере, колонии Клазомены во Фракии. Мои родственники покинули побережье Малой Азии и прибыли сюда на кораблях вместе с Темезием. Наше расселение было трудным. Нам пришлось противостоять людям, которые были здесь до нас. Мы пытались противостоять постоянным нападениям, строили стены вокруг города, но они мало помогали.

Климат сильно отличался от климата нашей родины, и суровые погодные условия повлияли на население, в результате чего погибло много людей, даже детей. Тем не менее, мы не оставили Абдеру".



Ростом эта женщина была 1.58 см, умерла в 45-51 год примерно в 650 BC - 600 гг. до н.э..
Она была светлокожей, кареглазой и темноволосой. Однажды врачевателю пришлось просверлить отверстие в ее черепе. Оно зажило, и смерть наступила много позже по другим причинам.  Эта женщина не была совсем уж слабой. Но всё же, спринт дался бы ей легче, чем тяжелые физические нагрузки.

Около 70% ее диеты составляли животные продукты, 20% - фрукты и овощи, а еще 10% - мелкая рыба. Молока она пить не могла, а кофе бы не полюбила.

Аристократ



"Я умер внезапной смертью. Однако моя родня позаботилась о том, чтобы я ничего не упустил в своем последнем путешествии. Община готовила нас к войне, к славной смерти в битве.

Поэтому меня похоронили с моим роскошным военным снаряжением: мечами, позолоченными доспехами, шлемом, а также внушительной золотой перчаткой, которую некоторые называют "хироктио". Моя одежда и обувь были украшены золотом, формально, как и предписывает традиция. Даже посуда симпозиума сопровождала меня в загробный мир."


Он умер около 560 года до нашей эры,  не достигнув тридцатилетия.  Кареглазый, темноволосый и светлокожий, этот парень мог быть склонен к полноте.  Животные продукты составляли около 70% его диеты, растительные - остальные 30%, молока пить он не мог.  Если этот человек следил за своей физической формой, то мог быть хорошим спринтером. Судя по перчатке, он мог заниматься кулачным боем.

Дама



"Я жила на невысоком укрепленном холме, рядом с вековой дорогой, соединяющей Восток с Западом, в нескольких километрах от места, которое позже станет древней Пеллой, столицей Македонии. Я была уважаемой женщиной в своей общине, и когда пришло время моего путешествия на другую сторону, со мной попрощались, как того требует традиция.

Меня провожали со всеми соответствующими подношениями, с частью моего домашнего имущества, драгоценностями, ценной одеждой и обувью. Но прежде всего с золотой маской, вечным хранителем моей души".


Смерть настигла ее около 530  - 520 гг. до н.э, когда ей было уже за пятьдесят.  Она была худой, с предрасположенностью к недостаточному весу.  Темные волосы, голубые глаза и светлая кожа - таков портрет этой женщины.  Гиперостоз лобной кости, вероятно, появился у  ближе к старости, после наступления менопаузы.

35% ее рациона состояло из фруктов и овощей, 65% - из животных продуктов.  Молоко оно не могла пить. Зато в отличие от предыдущих, легко пристрастилась бы к кофе. А вот какое-нибудь прамнейское с ней вряд ли можно было распить - у нее была непереносимость алкоголя.
Обозреватель истории



"Я родился в Тенее. Мои предки были родом из Тенедоса, из поколения Теннеса, сына Кикна. Они были троянскими пленниками, назначенными Агамемноном охранять проход из Коринфа в Микены. Здесь царь Полибий воспитал знаменитого Эдипа. Мой родной город участвовал в колонизации Сиракуз, которые процветали, и мы с гордостью повторяли слова одного приезжего: "Благословен Коринф, но Тенея для меня ". Я прожил жизнь, наслаждаясь благами земледелия, животноводства и торговли с Востоком и Западом. Я очень любил хорошее вино Тенеи, поэтому мои родственники выбрали килик, чтобы он сопровождал меня при погребении, рядом с близкими моей семьи".



Этот зрелый (45-50 лет) мужчина был высоким, ок. 173 см и весил порядка 71 килограмма. Внушительный человек для того времени (525 BC - 475 гг. д н.э.).  Хотя особенной склонности к полноте у него не было (ИМТ 23,6) .  Значительную часть его рациона составляла растительная пища 60%, остальные 40% - животная. Мы знаем, что его перестали кормить грудью в возрасте 2,5 лет, а его шея была немного деформирована из-за травмы.



Он также не смог бы пить молоко.

Горожанин



"Я жил в удивительные времена! В годы, последовавшие за смертью Александра Македонского, я пережил становление нашего города, Салоники. Царь Кассандр, понимая стратегические преимущества расположения, приступил к основанию города. Он объединил население близлежащих ранее существовавших небольших поселений в один общий город. Он назвал его в честь своей жены, сестры Александра Македонского.

Хотя я родился в маленьком городке в регионе Македония, я могу сказать, что жил, умер и был похоронен в городе Салоники вместе со своими роскошными могильными принадлежностями".


Ему было уже за пятьдесят, когда он умер ок. 300 BC - 250 гг. до н.э. Склонный к недобору веса, он был  смуглым, кареглазым и темноволосым человеком, ростом 157 см.  Артрит и сильная стертость зубов усложняли его жизнь. До 90% его пищи было животного происхождения, остальные 10% - растительного.

В отличие от прошлого персонажа, с вином он вряд ли дружил. У Горожанина была непереносимость алкоголя.  Молока он также не пил, да и к горькому вкусу нетолерантен.

Воин



"Вскоре после того, как меня признали взрослым мужчиной в моей деревне, прошло немного времени. Мы жили в трудные времена, и старейшины говорили, что впереди нас ждут еще более трудные времена.

На нашу землю претендовали многие. Недавние набеги вызывали страх. Я был молод и хотел быть сильным. Мы должны были бороться. Я сражался, как и положено. Несмотря на мои попытки защитить себя, я получил множество ударов по голове и шее. Меня не стало. Односельчане похоронили меня на церковном дворе, в могиле предка. Лицом на восток".

Это случилось около 1300-1400 гг. нашей эры на закате Византийской империи. Он умер совсем молодым, 20-25 лет. Это был крепкий и высокий для того времени мужчина ростом 171 см и весом примерно 72 кг.  Он  мог иметь индекс массы тела 24.7 и не имел предрасположенности  к избытку веса или его недостатку.  Темноволосый  и кареглазый, византиец обладал светлой кожей. Мог бы стать хорошим марафонцем.

Этого человека кормили грудью до 3,5 лет, но во взрослой жизни он ел много животной пищи (80%) и немного растительной (20%).  При жизни он болел периоститом, но смерть наступила от множественных травм. К тому же, ему отрезали голову.  Как и все прочие, молока он не пил, да и заядлым кофеманом бы тоже не стал.

Исследователи смогли реконструировать его внешность.

image Click to view



Таковы десять древних жителей Греции. Ученые также подсчитали вероятность тех или иных болезней для каждого из них. Выяснилось, что Хранительница памяти была склонна к витилиго и ревматоидному артриту. Лакедемонянин имел повышенный риск инсульта, тромбоза и диабета II типа.

Проект BioMuse. По ссылке ниже можно не только биографии почитать, но и публикации и новости пректа.

https://biomuse.eu/biographies/o-polemistis/?lang=en

Ну и чтобы два раза не вставать - краткая генетическая история Греции с использованием вышеупомянутых образцов.



Цифрой 1 обозначена начальная точка в неолите. Тогда население Греции представляло собой смесь местных охотников и земледельцев, пришедших из Анатолии. Именно к такой популяции принадлежала Хранительница памяти.

Цифра 2 обозначает  генетические изменения в минойскую эпоху, либо незадолго до неё.  Тогда в Греции появилось новое население. Оно также было связано с Анатолией, но в отличие от неолитических земледельцев, эти люди были теснее связаны с кавказскими охотниками-собирателями (CHG).

На 3 этапе появляется т.н. степная примесь, связанная с людьми, жившими в восточноевропейских степях. Это было время Микенской цивилизации. По всей видимости, вместе с этой примесью пришёл и древнегреческий язык.

На 4 этапе наблюдается сдвиг в ближневосточную сторону. Это маркирует уже римское время. Видимо, в Греции появилось множество людей, связанных с Левантом.

И наконец, 5 этап - ключевой для современных греков. Это появление славянской примеси и формирование генетического портрета современных греков. Именно здесь расположился Воин.

античность, генетика

Previous post Next post
Up