По поводу статьи О.А. Седаковой "Субкультура или идеология?"

Mar 31, 2011 00:04

Проблема в том, что антиидеологизм ничем не лучше идеологизма, который критикует О.А. Как просто: откажись от идеологии и тут же встретишь реальность, Бога и радость... По-моему, все немного сложнее... А антиидеологизм в пределе не менее разрушителен идеологизма.
Кстати, кто не читал, сама статья вот: religo.ru/columns/14179

Седакова, церковная жизнь, я так думаю

Leave a comment

dmatveev March 31 2011, 08:39:40 UTC
Я так понял О.А., что под идеологией она имеет в виду несамостоятельное мышление, нечто насажденное, но не прожитое - а не некий мыслительный "вакуум". У того же Шмемана, которого она приводит в пример, были очень четкие системы идей относительно ряда вещей.

Reply

andudarev March 31 2011, 09:30:04 UTC
Ну да, не совсем понятно, где границы размышления О.А ( ... )

Reply

dmatveev March 31 2011, 09:53:33 UTC
Мне кажется, мысль О.А. хорошо иллюстрируется примером Бонхёффера: он был убежденный пацифист, с Ганди переписывался, и тот даже приглашал его в Индию. Но в Индию он не поехал, а примкнул к организации сопротивления, ставящей своей целью устранение Гитлера (известное "дело Штауффенберга"). Т.е. его пацифизм как идеология не помешал ему совершить поступок, ей противоречащий, когда ситуация, по его ощущению, требовала того.

Reply

andudarev March 31 2011, 10:02:33 UTC
Да, пожалуй. Приведенный тобой пример иллюстрирует, по-моему, то, что идеология должна иметь служебный характер. И человек вправе отказаться от неё в определенной жизненной ситуации, видя, что она больше "не работает".

Reply

dmatveev March 31 2011, 10:24:28 UTC
Да. Кстати, у Бонхёффера этому посвящена книга "Этика", вроде ББИ собирается ее издать на русском.
http://www.standrews.ru/index-ea=1&ln=1&chp=showpage&parent=584&num=737&zi=584

Reply


Leave a comment

Up