По поводу статьи О.А. Седаковой "Субкультура или идеология?"

Mar 31, 2011 00:04

Проблема в том, что антиидеологизм ничем не лучше идеологизма, который критикует О.А. Как просто: откажись от идеологии и тут же встретишь реальность, Бога и радость... По-моему, все немного сложнее... А антиидеологизм в пределе не менее разрушителен идеологизма.
Кстати, кто не читал, сама статья вот: religo.ru/columns/14179

Седакова, церковная жизнь, я так думаю

Leave a comment

Comments 7

eus_hieronymus March 30 2011, 20:41:40 UTC
Вы, вероятно, правы, в том смысле что нельзя атаковать идеологию напрямую, не заразившись от неё. И полностью избавиться тоже невозможно. Но и оставлять её в нетронутом виде следовать своим путём нельзя. Единственный мне видящийся путь - окольный, релятивизирующий идеологию там, где она утверждает свою исключительность, сталкивая разные идеологии друг с другом, раскачивая их изнутри...

Reply

andudarev March 31 2011, 05:30:51 UTC
Согласен. Мне такой взгляд близок. По-моему, надо бороться не вообще с идеями и идеологиями как таковыми, а предложить конкуренцию идей, чтобы эти идеи (и идеологии) пытались ответить на запросы человека как разумного субъекта наиболее адекватно. Т.е. нужно, чтобы с одними идеями боролись другие идеи, а не отвергать без разбору и критики идеи лишь за то, что они идеи. Идеология страшна тогда, когда она становится монопольной и приватизирует Истину. А когда идеологий много (как, допустим, моделей), всем видна их ограниченность и конечность, тогда и бояться их нечего.

Reply


dmatveev March 31 2011, 08:39:40 UTC
Я так понял О.А., что под идеологией она имеет в виду несамостоятельное мышление, нечто насажденное, но не прожитое - а не некий мыслительный "вакуум". У того же Шмемана, которого она приводит в пример, были очень четкие системы идей относительно ряда вещей.

Reply

andudarev March 31 2011, 09:30:04 UTC
Ну да, не совсем понятно, где границы размышления О.А ( ... )

Reply

dmatveev March 31 2011, 09:53:33 UTC
Мне кажется, мысль О.А. хорошо иллюстрируется примером Бонхёффера: он был убежденный пацифист, с Ганди переписывался, и тот даже приглашал его в Индию. Но в Индию он не поехал, а примкнул к организации сопротивления, ставящей своей целью устранение Гитлера (известное "дело Штауффенберга"). Т.е. его пацифизм как идеология не помешал ему совершить поступок, ей противоречащий, когда ситуация, по его ощущению, требовала того.

Reply

andudarev March 31 2011, 10:02:33 UTC
Да, пожалуй. Приведенный тобой пример иллюстрирует, по-моему, то, что идеология должна иметь служебный характер. И человек вправе отказаться от неё в определенной жизненной ситуации, видя, что она больше "не работает".

Reply


Leave a comment

Up