Существует распространенный миф, согласно которому Маркс будто бы ввёл представление, что труд при капитализме - это товар. На самом деле это совершенно не соответствует действительности: Маркс не только не вводил этого представления, но и считал его в корне неверным.
За доказательствами обратимся к
«Экономическо-философским рукописям 1844 года». В главе «Заработная плата» Маркс, критикуя положения политической экономии о роли труда в капиталистической системе, обращается к работе Э. Бюрэ «О нищете рабочих классов в Англии и во Франции». Маркс цитирует то место из этой работы, где Бюре приводит ряд аргументов, показывающих, что труд не есть товар: «Положение рабочего перед лицом того, кто использует его труд, не есть положение свободного продавца... Капиталист всегда волен использовать труд, рабочий же всегда вынужден его продавать. Стоимость труда совершенно уничтожается, если он не продается каждое мгновение. Труд не поддается ни накоплению, ни даже сбережению - в отличие от подлинных товаров. Труд - это жизнь, а жизнь, если не обменивать ежедневно на пищу, чахнет и скоро гибнет. Для того чтобы жизнь человека была товаром, надо, следовательно, допустить рабство».
Итак, труд не является товаром, потому что:
1) Рабочий не является свободным продавцом, он не может свободно продавать свой труд.
2) Рабочий может только продавать свой труд. Он не может его приобрести.
3) Для того, чтобы труд обрёл стоимость, он должен продаваться каждое мгновение. То есть рабочий должен непрерывно трудиться, иначе его труд тут же потеряет свою стоимость. Не то с товарами: каждый легко в этом убедится, зайдя в магазин с заваленными различными товарами полками.
4) Труд не поддаётся накоплению, в отличие от товаров. Как мы помним, когда накопление товаров становится слишком большим возникает кризис перепроизводства.
Маркс, приведя эту цитату из Бюрэ, делает вывод: «Таким образом, если труд есть товар, то это - товар с самыми злосчастными свойствами. Но, даже согласно основным положениям политической экономии, труд не есть товар, так как он не является свободным «результатом свободной рыночной сделки»».
А раз труд не является товаром, значит рабочий и капиталист находятся в отношении принципиального неравенства: Капиталист накапливает товары, обменивает их, создаёт капитал; рабочий этого сделать не может принципиально. Отсюда легко видеть, что разбираемый нами миф имеет своей конечной целью скрыть это неустранимое неравенство рабочего и капиталиста и тем самым объявить капиталистический строй благим и справедливым. Этот миф как бы нашёптывает поверившему в него: «Посмотри, капитализм основан на равенстве: и у рабочего и у капиталиста есть товар. У рабочего - это его труд. Если он не будет тунеядцем, то сможет выгодно продать его. Так постепенно возникнет у рабочего капитал, и он станет капиталистом. А если это не происходит, то это лишь свидетельство того, что рабочие по сути своей бездельники. А значит они заслужили своё положение».
Однако, ещё предшественники Маркса показали, что утверждение о том, что труд есть товар - не более, чем миф. И Маркс вовсе не солидаризуется с этим мифом, как утверждают почему-то сплошь и рядом наши марксисты, видимо, не понимая, что, беря без оглядки на вооружение это положение политэкономии, они уже поддерживают капитализм.
Маркс же, развенчав этот миф, делает вывод: «существующий экономический строй <...> совершенствует рабочего и унижает человека».