Нино Монкада понял, что пора заканчивать с разбойной жизнью. Он решил сдать банду и главаря властям и при этом получить прощение для себя. К тому-же, только он и Пилоне знали, где хранится казна банды. Главаря надо было физически устранить, чтобы он не смог раскрыть другим секрет спрятанных сокровищ. Было понятно, что Пилоне ни при каких обстоятельствах не согласится прекратить свою деятельность и сдаться властям объединённой Италии. Следовательно, его надо было устранить физически.
Нино разработал и начал последовательно реализовывать план. Через контрабандистов он связался с Каморрой. Лидеры организованной преступности согласились сотрудничать с Монкадой. Они больше не могли позволить силам правопорядка блокировать всю нелегальную торговлю в погоне за Пилоне.
Пилоне оказался в плотном кольце врагов и предателей. Против него были войска, полиция, Каморра, собственный заместитель и даже бывший король, хотя последний и не желал зла разбойнику. Спасти его уже не могло даже чудо.
***
Опомнившаяся новая власть к этому времени начала предпринимать разумные действия для наведения общественного порядка. Снимались с государственных должностей представители Каморры и назначались новые чиновники, как из старых кадров, так и из прибывших с Севера. Намного мягче власти стали относиться к «раскаявшимся» разбойникам. Добровольно сдавшимся бандитам гарантировалась жизнь и свобода, а также возможность службы в государственной армии. Уставшие от многолетней партизанской войны разбойники массово сдавались властям, многие поступали на службу в королевскую армию. Банда Пилоне оставалась последним крупным отрядом, продолжавшим сопротивление.
***
С момента появления Нино в банде всю переписку по выкупам вёл он, как самый образованный человек в банде. Пилоне мог немного читать и написать несколько слов с кучей ошибок, а остальные разбойники были полностью безграмотны. Все в банде понимали, что виртуозно владеющий шпагой или ножом обычный воин бессилен при написании сколько-нибудь связных текстов, а в вопросах сложных переговоров с противником просто беспомощен, поэтому в те времена хорошо образованный человек мог быть несравненно опасней любого вооружённого до зубов бандита. Пилоне оценил, что результаты переписок с родственниками жертв были замечательными, Нино всегда угадывал, сколько можно требовать выкупа за своих заложников, золото рекой текло в казну банды, и Пилоне полностью доверял дворянину и всегда полагался на него в этих делах.
***
Вскоре после присвоения Пилоне дворянского звания его разбойники узнали, что жена помощника порта отправляется в паломническую поездку в монастырь Мадонны дель Арко в городке Сант-Анастазия и решили поймать её для последующего выкупа. Недалеко от монастыря бандиты напали на карету, захватили в плен четырёх женщин и привели к себе в лагерь. Одной из захваченных оказалась Бьянка Нивес, семнадцатилетняя дочь чиновника неаполитанского порта Николы Нивес. Вторая была тридцатилетняя жена чиновника, мачеха Бьянки, Мария Нивес. Две остальные были их служанками.
Нино быстро понял все преимущества этой ситуации и смог убедить Пилоне, что главную ценность представляет именно дочь чиновника, занимавшего высокий пост заместителя Главного командующего администрации порта Неаполя и береговой охраны. Жён можно менять, а дочка у него единственная. Мачеху и служанок отпустили с письмом к чиновнику. В ту же ночь Нино тайно отправил в город своего денщика с посланием чиновнику и властям города. Он сообщил о своём намерении сдаться властям вместе с бандой, так как и разбойники уже устали от многолетней партизанской войны и не видят больше перспектив к дальнейшему сопротивлению. Нино писал, что пока в банде находится Пилоне, ни о какой сдаче не может быть и речи, поэтому следует принять меры к устранению главаря.
Переговоры о выкупе велись через жену чиновника. Ей разрешили приходить на переговоры в сопровождении служанки и даже приносить кое-что из домашней еды. Служанка потом рассказывала тайком своим подружкам, а те по секрету всему городу, как во время встречи с мачехой у Бьянки неожиданно началась рвота. Не иначе, как мачеха решила отравить падчерицу, делились сплетней неаполитанки. А у Бьянки всего-навсего был токсикоз, ведь Нино жил с ней, как с женой, с первой же ночи в плену. Традиция такая у разбойников. Даже разбойники из дворян всё равно остаются разбойниками и ведут себя соответственно.
***
Но в этот раз Нино вёл сложную смертельно опасную тройную игру.
Во-первых, он писал Николе от имени Пилоне и под диктовку Пилоне. Письма и ответы носила мачеха Бьянки, появлявшаяся в банде каждые две недели. Помимо обмена письмами она должна была свидетельствовать Николе, что его дочь жива и здорова. Нино затягивал время, утверждая, что Никола очень богат, и можно требовать очень большой выкуп. Хотя Никола не был бедным человеком, но и сказочных сокровищ, запрашиваемых разбойниками, у него и близко не было. Изначально Пилоне был согласен и на значительно более скромный выкуп, но он доверял своему заместителю Нино и продолжал в письмах требовать очень больших денег.
Наконец, в последнем письме для Пилоне сообщалось, что Никола Нивес готов заплатить выкуп, но вручит деньги только лично в руки главарю разбойников. Оставалось согласовать время и место. Никола категорически отказался выезжать за пределы Неаполя. Пилоне было предложено место встречи на виа Фория, между Дворцом Бедняков и Ботаническим садом.
Остальную переписку Нино вёл в строжайшей тайне от всех, кроме одного разбойника, служившего ему денщиком, адъютантом и посыльным. Преданность денщика покупалась щедрой оплатой и не менее щедрыми обещаниями.
***
Сообщать властям и Николе о необходимости убить Пилоне Нино не мог. Речь могла идти только о заманивании главаря в ловушку для ареста. После недолгих размышлений власти согласились.
В качестве оплаты своей услуги Нино требовал от властей возможность выкупа у нового владельца своего конфискованного дома в Неаполе. Вернуть собственность законным путём он не надеялся, но после присвоения бандитской казны на выкуп денег у него должно было хватать с избытком.
Чиновник должен был связаться с полицией и подготовить сдачу в плен всех членов банды, кроме Пилоне и Нино с денщиком. Пилоне необходимо было предварительно заманить в ловушку и арестовать. Нино сообщал, что после ареста Пилоне он сможет убедить разбойников сложить оружие и сдаться властям.
***
Переписка с Николой от своего имени была самая ответственная. Нино сразу сообщил о беременности Бьянки, и что он готов предоставить ей свободу без выкупа и взять её в жёны. Для сохранения жизни и чести дочери чиновнику предлагалось заключить с Нино тайное соглашение.
Нино получал возможность вывезти на корабле за пределы королевства самую ценную часть награбленных за десять лет сокровищ. Контрабандисты должны были вывезти на своей тартане - скоростном парусном судне - Нино с денщиком, Бьянку и сокровища за пределы Неаполя. Контрабандисты затребовали за свои услуги и риск неслыханные деньги, но Нино согласился.
Небольшой корабль пограничной службы должен был проверить тартану на выходе из порта и дать разрешение на свободный выход в море. В открытом море потом догнать тартану не сможет никто. Нино требовал, чтобы на пограничном корабле лично присутствовал отец Бьянки. В качестве гарантии было выставлено условие - на корабле в качестве заложницы будет находиться Бьянка. Нино уточнил, что в момент пограничного и таможенного контроля дочь Николы будет закрыта на ключ в застеклённом шкафу, который при малейшем подозрении на попытку ареста будет выброшен за борт. Отец при этом сможет увидеть сквозь стекло тонущую дочь, а шкаф тем самым становился для неё плавающим и тонущим гробом. После этого Нино с Бьянкой должны отплыть в Испанию, там обвенчаться в церкви и вернуться в Неаполь для нормальной жизни.
Портовый чиновник согласился на все условия Нино.
***
С контрабандистами у Нино были старые и сложные отношения. В своё время он в качестве боролся и сотрудничал с контрабандой. Был выработан сложный механизм взаимодействия таможни и контрабандистов. Небольшая часть товаров подвергались досмотру и демонстративно конфисковались в пользу казны, остальная контрабанда проходила «не замеченной» таможней, за взятки, разумеется. В результате доход имели все - и казна, и таможенники, и контрабандисты.
В первый год после смены власти пришедшие на должности таможенников каморристы полностью разрушили эти схемы. Вся контрабанда стала облагаться «налогом» в пользу Каморры, а суммы взяток значительно возросли. Контрабандисты потеряли значительную часть доходов, а в казну вообще не попадало ни единой лиры.
Но контакты с контрабандистами у Нино остались и после побега. Через них он стал вести переписку с главарями Каморры. Дворянин поставил Каморре условие - гарантировать физическое уничтожение Пилоне, тогда его банда сдаётся властям и получает амнистию. За услуги он обещал щедрую плату золотом. Одновременно в определённом месте должны оказаться как силы правопорядка для ареста, так и настоящие убийцы. В тесноте городского уличного боя никто не сможет определить, кто нанёс смертельный удар. Некоторым полицейским, назначенным на должности ещё в первые дни смены власти из членов Каморры, участвовавшим в аресте, накануне были выплачены немалые деньги, чтобы они обеспечили гибель Пилоне.
***
Никола передал Нино предложения от полиции по поимке Пилоне. Разбойника предлагалось заманить в таверну и там либо опоить того вином с сонным порошком, либо внезапно напасть со всех сторон и связать. Нино такое предложение категорически не устраивало. Все разбойники слишком боялись своего вожака, и не сдались бы властям, если бы знали, что он жив, даже находясь в тюрьме. Ведь из тюрьмы можно убежать, и Пилоне в своей жизни уже имел опыт побегов из-под стражи, и тогда предателей ждала неминуемая лютая расправа. Одна из заповедей Каморры гласит: «Всё пройдёт». Но смысл девиза отличается от библейского и означает на самом деле: «Пройдёт, в том числе и тюремный срок, а вот за предательство потом придётся неизменно ответить».
Лично Нино не был заинтересован в аресте Пилоне, ему требовалась смерть разбойника. Ведь только Пилоне и Нино знали о расположении на склоне Везувия тайника с награбленными за несколько лет сокровищами. После внезапной гибели Пилоне Нино становился бы единственным владельцем богатств. Засаду на Пилоне следовало организовать на открытом месте, где разбойник смог бы сражаться с нападающими в полную силу. За несколько лет совместных похождений Нино прекрасно изучил характер Пилоне, и не сомневался, что тот не сдастся в плен под угрозой применения оружия и будет биться до конца.
Каморристы также считали, что главарю бандитов следует быть убитым, а не арестованным полицией, так как необходимо было избежать риска того, что Пилоне начнёт сотрудничать с властями и «запоёт».
***
Встреча для получения выкупа была назначена в девять часов утра 14 октября 1870 года на виа Фория между Альберго дей Повери и ботаническим садом. Сопровождал Пилоне на встречу денщик Монкады. Широкая виа Фория хорошо просматривалась во все стороны, и у разбойника было полное ощущение безопасности. Из оружия у него была лишь сфарцилья - длинный складной нож, в раскрытом положении почти меч, который легко спрятать под одеждой.
Нино должен был обеспечить прикрытие операции и расставить разбойников вокруг места встречи, чтобы при необходимости защитить своего главаря от нападения или ареста. И действительно, Нино находился на другой стороне улицы, на ступенях церкви Сант Антонио Абате, и внимательно наблюдал за происходящим. Но никого больше из банды в городе в этот день не было.
Неожиданно денщик похлопал Пилоне по плечу и отпрыгнул в сторону. Разбойник обернулся, и в это мгновение на него накинулось несколько прохожих, хватая его за руки и одежду. Один из нападавших ударил Пилоне кинжалом в грудь, но рана оказалась не смертельной. Разбойник разбросал нападавших в стороны и выхватил своё единственное оружие. Хищно щёлкнула сфарцилья, но она была бессильна против сабель и штыков солдат и полицейских. Нож, подаренный отцом на день рождения, в 10 лет, и много раз спасавший Пилоне жизнь, теперь не мог помочь разбойнику отбиться от нападающих. Началась жестокая драка, в которой один человек отбивался от пятнадцати. Солдаты пытались взять Пилоне живым, но кто-то в суматохе боя всё же нанёс главарю бандитов несколько глубоких смертельных ран. Через минуту умирающий предводитель разбойников лежал в луже крови. Последними словами его были: «Он предал меня!». Так и осталось неизвестным, про кого он это сказал.
Полицейский протокол сохранил описание одежды разбойника в его последний день. На нём были бархатный пиджак, полосатые парусиновые брюки, пурпурный галстук, расстегнутый по крестьянскому обычаю чёрный жилет, белая шляпа и синие очки.
Сразу после убийства Нино и адъютант отправились в расположение банды. Разбойникам сообщили, что их главарь попал в засаду и убит, и что власти предлагают оставшимся сдаться, обещая жизнь и свободу. После короткого обсуждения все согласились. Так закрылась последняя страница одной из самых противоречивых историй в объединении Италии.
Через несколько дней Префектура Неаполя выплатила некоему Сальваторе Джордано из Боскотреказе вознаграждение в размере 1500 лир за помощь в уничтожении Пилоне, что сегодня равно 450 граммам золота. О важности информации можно судить по сумме. В те времена доносчикам, выдававшим властям разбойников или каморристов, платили обычно от 30 до 50 лир. Информацию в полицию о месте появления Пилоне в городе через Сальваторе передала Каморра.
А ещё через месяц после этого небольшой быстроходный кораблик - тартана, ничем не отличимый от многих других подобных суден, после формального пограничного контроля беспрепятственно покинул порт Неаполя и взял курс на запад.
***
Потом в народных рассказах реальные события трансформировались в сказку. Бьянка Нивес превратилась в Белоснежку (Biancaneve). Число разбойников, в полном соответствии с библейскими традициями, стало ровно двенадцать. Нино стал Нано (Nano) - Гном. А раз предводитель отряда Гном, то и все разбойники стали гномами. Тут всё логично, ведь и разбойники, и гномы обитают в пещерах и подземных укрытиях. Позднее число гномов изменилось с библейской дюжины до сказочной семёрки, что ближе к традициям простого народа.
***
В неаполитанской традиции существует старинная сказка, которая в дальнейшем стала легендой про Белоснежку, свою версию которой Уолт Дисней рассказал миру.
Давным-давно жил-был мужчина, у которого была дочь, и после смерти жены он женился на женщине, которая ненавидела девушку, потому что она была красивее мачехи. Воспользовавшись поездкой отца за моря, старуха решила избавиться от ненавистной падчерицы, она отвела её в лес и бросила.
После нескольких часов, проведенных в поисках выхода, девушка в слезах заснула под деревом, надеясь, что её спасут на следующий день. Во сне ей явился святой Иосиф, который сказал неаполитанской Белоснежке: «Не волнуйтесь: завтра утром вы найдете дом, в котором обитают двенадцать разбойников. Они уходят в полдень и возвращаются вечером. Когда их нет дома, ты приходишь, делаешь работу по дому, ешь и убегаешь».
На следующий день она нашла дом, зашла, убрала и поела, но неосторожно решила полежать в постели и случайно заснула. Пока девушка спала, предводитель разбойников ворвался в дом и сразу схватил её, а она отчаянно вырывалась и пыталась сбежать. Девушка расплакалась и приготовилась умереть.
Главный разбойник сказал:
- Я не хочу тебя убивать, если это ты убирала этот дом, в благодарность я тебя приму. Однако ты не сможешь покидать дом без нашего разрешения.
Она согласилась, и разбойники с ней обращались, как с королевой. Каждый день они приносили ей в подарок дорогую одежду и драгоценности.
Мачеха тем временем узнала, что её падчерица всё ещё жива в доме разбойников, и в ярости решила убить её с помощью чёрной магии. Она переоделась в старуху и пошла к месту жительства падчерицы.
- Прекрасная синьорина, вы хотите эти яблоки?
- Нет, спасибо! Здесь я всегда наедаюсь!
- Но посмотрите, что я даю! Это лучшие яблоки в Неаполе!
Девушка жадно попробовала яблоко, которое отравила старуха, и потеряла сознание. Наступила ночь, и разбойники, вернувшись, нашли девушку безжизненной. Один из них заметил, что у неё во рту кусок яблока, Он вынул его, и девушка пришла в сознание.
- Мы вас кормим, а вы с жадностью принимаете еду от посторонних?
- Клянусь, я никогда не сделаю этого снова!
Старуха закричала и яростно выругалась, когда узнала, что её план сорвался. Затем она приходила к дому падчерицы снова и снова в других масках, пытаясь убить её, давала ей кольцо и отравленную расческу, но разбойники каждый раз спасали наивную девушку, которая всегда была в одном шаге от смерти.
Тогда старуха сделала последнюю попытку. Она пробралась в дом и подложила отравленные трусы в нижнее белье нашей Белоснежки. Девушка, увидев этот новый предмет нижнего белья, немедленно примерила его и была поражена заклинанием.
Бандиты снова нашли её мертвой, и на этот раз не было яблок, бриллиантов, гребней или других магических предметов, которые нужно было убрать. В отчаянии они решили поместить её в хрустальный гроб и отправить в море.
В это время отец девушки возвращался из плавания. С корабля он увидел тело дочери, плывущее в Неаполитанском заливе, и, удивившись, взял его на борт, чтобы должным образом одеть её и достойно похоронить. Однако как только девушку стали раздевать, дочь пришла в сознание и рассказала отцу всё, что с ней случилось.
Отец сразу понял, что убийца - его жена ведьма, и, вернувшись в Неаполь, сразу убил её. Затем выдал дочь замуж за предводителя разбойников.
"... и они жили долго и счастливо, и умерли в один день…"