Золотые годы норвежской армии

Nov 29, 2016 15:48



После Второй Мировой войны лозунгом оборонной политики Норвегии стало "Больше никогда 9 апреля!" (Aldri mer 9. april!). Не мытьем, так катаньем в сухопутных войсках удалось развернуть несколько соединений постоянной готовности и значительное количество мобилизационных подразделений - пять военных округов, 13 отдельных бригад, а также округа территориальной обороны и несколько полевых батальонов разных родов войск (пехоты, артиллерии, инженерных войск, связи, и т.п.). В общей сложности около 7500 человек.

Будем честными, большая часть этих войск относилась к легкой пехоте, вооруженной даже не военной помощью от союзников (США, Великобритания, Голландия), а вообще, трофейным оружием Вермахта.

Затем начался обратный процесс - оснащение войск все более современным вооружением и постепенное сокращение их численности. По состоянию на 1977 год представление дает статья из ЗВО. В 1980-е годы основу армейской организации составляла одна дивизия в составе четырех бригад и отдельная бригада в Восточной Норвегии (Østlandet). Ну, а современное состояние вы сами легко можете нагуглить.

Вот вам серия фотографий, представляющих основных представителей ВВТ СВ Норвегии времен ее наивысшего расцвета.



Когда я впервые увидел этот снимок, подумал, что это фото американцев в Европе времен ВМВ. Но потом увидел AG3 на переднем плане и понял, что это все-таки Норвегия. Некоторое количество трофейных PzIII использовались в СВ до середины 1950-х годов, пока на вооружение не поступило достаточное количество американских танков по линии военной помощи согласно плану Маршалла. Но и потом ветераны еще использовались для обороны важных аэродромов, а затем и в качестве мишеней на полигонах, хотя об этом подробнее в другой раз. А фото явно постановочное - картинно лежащий "раненый" на переднем плане и демонстративно горящий танк на заднем недвусмысленно намекают на это.



Боевая подготовка подразделений бригады "Север". Легкий танк M24 Chaffee достался в подарок от американцев, а каски - на память об немецкой оккупации



Некоторые модификации M24 Chaffee оставались на вооружении до начала 1990-х (об этом ниже). Оставил он свой след и в истории норвежской королевской семьи



"Леопард-1" со 105-мм орудием был гораздо более серьезным оружием танкистов. Коробка над маской пушки - мощный ИК-прожектор ночного прицела



Командир танка справа, наводчик слева. Позади сработал имитатор мощного взрыва.





Leopard 1 stridsvogn på Trandum i 1983



Подразделение "Леопардов" замаскировано на опушке. Снимок сделан в Трандуме



STRVESK/Brig N/TLF 1976. Bardufoss



STRVESK/Brig N/TLF ca. 1976. Fra Bardufoss flyplass



В норвежской кавалерии боксы для техники называют не гаражами а конюшнями. А "Леопарды-1" простояли на вооружении до 2005 года.



БРЭМ NM217 "Бергепансер" (Bergepanser) на шасси "Леопард-1" - норвежский вариант германской Bergepanzer 2, причем первую из них купили из запасов бывших в эксплуатации СВ Нидерландов, а остальные по ее образцу сделали сами.



Замена зимой в полевых условиях дизельного двигателя на "Леопард-1" мощностью 840 лошадиных сил.





Norwegian Army NM-112 and M48A5 Patton during the exercise



Начиная с 1970 года часть M24 Chaffee прошла через капитальный ремонт и модернизацию с установкой новой башни компании Thune Eureka, 12,7 мм пулемета, ФВУ, гусениц. Два бензиновых двигателя V-12 заменили одним дизельным, а вместо 75 мм орудия поставили французскую 90 мм пушку с лазерным дальномером



САУ-истребитель танков получила наименование NM116 (Norske Model 116). В противотанковой роте (Panservern eskadronen - PVesk) было 13 таких машин.



Восемь M24 Chaffee переоборудовали в БРЭМ под обозначением NM130








NM113 - норвежское обозначение американского БТР М113 с 12,7 мм пулеметом. Рабочая лошадка пехоты и основа для многочисленных последующих модификаций






БТР NM135 оснащен башней с 20 мм пушкой "Рейнметалл".



Боец слева вооружен 84 мм ручным безоткатным орудием (РПГ) "Карл Густав", средний - пулеметом MG-3, а справа - винтовкой AG-3



Почти все то же, но в зимних условиях





NM198 - норвежская версия КШМ M577 на базе БТР М113. Артиллерийский тактический знак на броне. Снимок сделан в Сетермуен.



Модификация M113 с ПУ ПТРК "Тоу" и мощной ОЭС в новой башне. Под обозначением NM142 машины находились на вооружении противотанковых рот.









Кстати, они еще до сих пор стоят на складах мобрезерва рядом с MLRS, ждут лучших времен.



Ракета ПТРК "Тоу" управляется по проводам



Обучение расчетов ПТРК "Тоу"



Подготовка к стрельбе. На спине у оператора УКВ радиостанция PRC-77



Английские 82 мм минометы L16/А2 заменили в войсках американские M29 того же калибра. Всего закуплено 226 штук.








84-мм ручное безоткатное орудие (РПГ) "Карл Густав". Использовались различные типы боприпасов для бронированных целей и живой силы противника, а также осветительные и дымовые гранаты. После соответствующей модернизации стоит на вооружении до сих пор.





Старичок 12,7 мм М2 "Браунинг" тоже пока еще остается в войсках. На снимке он на пехотном станке М3, с наствольным насадком для стрельбы холостыми патронами, но пока еще без системы быстрой смены ствола.



На снимке те же, но под другим ракурсом. Датируется 1977 годом.



Пулемет MG-3 тоже с холостыми патронами красного цвета. Как и во всем остальном мире, в Норвегии №1 расчета ведет стрельбу, №2 подает патроны.



MG-3 на зенитном станке



40-мм зенитные пушки Bofors L/70 и РЛС RSS-40




20×139 мм автоматическая пушка NM45 "Рейнметалл" и командир зенитной батареи с УКВ-радиостанцией PRC-77. Такие артустановки и ПЗРК "Робот-70" входили в состав батареи ПВО каждой бригады для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами.



NM45 на позиции на позиции в Северной Норвегии...



…и на юге Норвегии






Шведский ПЗРК "Робот-70" (RBS-70), принятый на вооружение в конце 70-х под названием NALLADS (Norwegian Army Low Level Air Defence System), имел дальность стрельбы около 4 км. По штату каждая батарея имела 18 пусковых, шесть из которых числились в мобилизационном резерве.









Для выдачи целеуказания зенитным средствам войсковой ПВО использовалась РЛС "Жираф-50АТ" (Giraffe 50AT) компании "Эрикссон" (впоследствии вошла в состав "Сааб"). Антенна на автомобильном шасси поднималась на высоту до 10 метров, а расчет располагался в кабине и поддерживал связь с огневыми позициями по УКВ связи



Здесь хорошо видны четыре УКВ антенны. Три таких РЛС перекрывали всю полосу обороны бригады по фронту



Для части РЛС "Жираф" в качестве носителей использовали ГТР Bv-206. Высота подъема антенны при этом была в два раза ниже.



РЛС на позиции рядом с узлом тактической связи на базе все того же вездесущего ГТР Bv-206



Офицер из роты управления (oppklaringsavdelingen - oppklesk) на НП. Для связи с КП обычно использовались КВ-радиостанции NO/PRC-111.



Передовой корректировщик к с лазерным дальномером



Мобильная РЛС засечки огневых позиций Cymbeline английского производства. На заднем плане автомобиль повышенной проходимости Land Rover.



155 мм САУ M109G



Пара САУ образовывала группу (gruppe)



Группа САУ на позиции (1970-е гг.)



На переднем плане фенрик из боевого охранения позиции САУ (1970-е гг.)






Легкая 105 мм гаубица М101 с дальностью стрельбы 10,5 км. Заряжалась унитарными снарядами с латунной гильзой, в отличие от САУ М109, где использовалось раздельное заряжание с пороховыми картузами.



На заднем плане возле станины - прибор управления огнем



Полевая позиция 155 мм гаубиц М114, над ними авиационный корректировщик Birddog



Для армейской авиации Норвегии в 1955 году закупили 16 самолетов Piper L-18C, которые кроме корректировки артогня использовались для связи, доставки небольших грузов, пассажиров и буксировки мишеней при подготовке зенитных расчетов армейской ПВО.






Birddog на аэродроме Бардуфосс с лыжным шассии для использования в зимних условиях







M548 pa Hjerkinn 21. oktober 1999



Транспортер артиллерийских боеприпасов М548 с 12,7 мм пулеметом М2 Browning в турели на крыше








Американский гусеничный транспортер Weasel M29






Этот вездеход отличался низкой надежностью из-за частых поломок гусеничной ходовой и двигателя Studebaker. Но из доступных в то время транспортных средств "Визель" лучше всего подходил для передвижения по снегу, поэтому с конца 1950-х годов использовался группами корректировщиков артиллерийского огня.



У офицера слева немецкий бинокль 8x30 - в те годы основной рабочий инструмент расчетов корректировочных постов. Командир батареи в темной длинной куртке инструктирует их при подготовке к проведению практических артиллерийских стрельб.



Два ГТР "Визель" с корректировщиками на полигоне "Хьеркин"



ГТР "Визель" со 106 мм безоткатным орудием






Bv202 производился в Швеции с 1972 года и в начале 1970-х заменил "Визель" в норвежских войсках



…а потом его самого заменили более современным и вместительным Bv206 от того же производителя. Как и БТР М113 он использовался в качестве базы для целого семейства специализированных машин. На снимке - в варианте с ПТРК "Тоу".



После принятия на вооружение в 1981 году, Норвегия закупила около 1000 Bv206, из которых до 500 используется и посейчас. Остальные - все там же, на длительном хранении в подземных складах. Часть из них иногда сдается в аренду, а часть распродана по остаточным ценам (там целый скандал был).




Сотни машин находятся на складах в Гратангене (Вернес, Тронденес). Закреплны за батальоном поддержки союзных армий(Vertslandstøttebataljonen - Vbn)



С 1968 года в войсках Норвегии основным типом грузовиков стал М621. Вес 5,86 тонн, скорость 90 км/час, трое человек в кабине и 20 в кузове.



Колонна грузовиков М621 выдвигается на учение по дороге общего пользования.



Подогрев воды парафиновой паяльной лампой перед заливкой радиатора на морозе.

В общей сложности их было закуплено 1375. Машины этого типа эксплуатировались в войсках до 2003-2004 годов. После снятия с вооружения около 900 оставшихся грузовых автомобилей передали на хранение в лагере "Риннлейрет" гарнизона "Левангер" (Rinnleiret militærleir, Levanger, Nord Trøndelag). В 2005 году МИД Норвегии выделил около 100 млн. крон (17 млн. долларов) на подготовку к отправке 500 из этих машин для гуманитарных операций Международного Красного креста. После отправки в Африку первой партии из 100 грузовиков в 2007 году МКК отказался от дальнейших поставок из-за низкой технической готовности техники, которую им пришлось утилизировать на месте.




Большинство оставшихся машин пошли на металлолом. К концу 2000-х на хранении все еще оставались около 250 М621.




К ним проявляли большой интерес любители ретро-авто. Но грузовики по прежнему числились военным имуществом, поэтому сертификат конечного пользователя требовал разрешения на их продажу от правительства США. Хотя в последние годы, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки.



М621 из Левангера, восстановленный автолюбителями в 2011 году.



Восстановление армейского грузовика М621 в мастерской Hærens våpentekniske koprs (HVK) Teknisk Avdeling (2017 г.)



Также СВ использовали и некоторое количество грузовиков Magirus Deutz. Более мощные, с двигателем V10 310-320 л.с. на 17 литров, в основном, они использовались в инженерных подразделениях, чаще всего в качестве седельных тягачей. При колесной формуле 6×6 коробка передач Meiller позволяла в повседневных условиях использовать только две ведущие оси.



Magirus Deutz перед погрузкой на борт танко-десантного корабля ВМС Норвегии






Слева на стоянке Magirus 310



Два несколько меньших Magirus Deutz в версии на 232 лошадиные силы



Полупонтоны в кузовах и на прицепах Magirus Deutz



…и они же, но уже в собранном виде при наведении моста через реку



Другой вариант понтонно-мостового парка - американский M2 Treadway с надувными понтонами в качестве плавучих опор. Благодаря своей удачной конструкции эти ветераны Второй Мировой прослужили в норвежской армии аж до 1980-х годов, когда их заменили более современными системами.



Строительство быстровозводимого ДОТа тяжелой строительной техникой инженерной роты. На переднем плане боец с РПГ "Карл Густав" обороняет позицию



Солдат в комплекте химзащиты с прибором обнаружения радиоактивного излучения



Солдаты комплектах химзащиты с радиостанцией и прибором химической разведки



Дизель-генератор PE-20 использовался для обеспечения полевых КП электропитанием 20 кВт.



Грузовой прицеп. На заднем плане КШМ М577 на базе БТР М113



Оборудование проволочного заграждения по периметру полевой позиции



Полевой пункт дозаправки, где экипажи машин обменивали пустые канистры "Джеррикан" на полные. А эти солдаты долго потом не могли избавиться от сильного неприятного запаха



Полевой пункт питания. Термосы и посуду моют возле палатки для приготовления пищи - важнейшее мероприятие, чтобы все не обос… чтобы не допустить вспышки диареи в части. Именно из-за этого в дальнейшем полностью перешли на суточные готовые рационы питания (сухпай).



Да-да-да, и такое тоже было, причем относительно недавно. В труднодоступных районах гужевой транспорт для доставки грузов долго считался даже предпочтительнее традиционных ныне механических транспортных средств.
Забавно, что норги много где использовали и используют до сих пор термин "эскадрон" (eskadronen), но именно в этом случае почему-то называли подразделения "лошадиными ротами" (Kløvkompaniet).
В период Холодной войны лошади также подлежали мобилизации, как и солдаты, и автомобили, потому что и того, и другого, и третьего в армии было слишком мало.



Ремонт двигателя грузовика "Вольво"



Лечение раненого в легком полевом госпитале (lett feltsykehus - LFSH) личным составом санитарной роты (Sanitetskompaniet)

И на этом мы пока остановимся, потому что как-то меня совсем не туда занесло, а статью чересчур разнесло.

Заранее благодарен всем желающим сообщить мне, что часть снимков отображается зеркально - так оцифрованы негативы в первоисточнике, а возьмись я перезаливать все фото, то и до завтра бы не управился.


Hæren, m113, m114/39 howitzer, nm142, robot-70 (rbs-70) nallads, m109, norway, m548, nm135, m24 chaffee, Норвегия, Thune-Eureka/Kværner Eureka, контрбатарейная РЛС, m101 howitzer, m577, leopard 1, forsvaret, nm45

Previous post Next post
Up