Поставка первой БРЭМ "Визент-2" в Норвегию

Dec 09, 2017 04:00



© Foto: Forsvaret

22 сентября первая БРЭМ типа "Визент-2ARV" СВ Норвегии (WiSENT 2 ARV) передана отделению службы тыла вооруженных сил FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) в Сессволмуене (Sessvolmoen) в 40 км севернее Осло. Здесь она будет использоваться для обучения персонала и подготовки специалистов по вождению и обслуживанию машин этого типа на базе школы наземного транспорта (Forsvarets transportskole - FTS) в Центре подготовки специалистов тыла и обеспечения (Forsvarets kompetansesenter for logistikk).



image Click to view



Следует отметить, что из Германии машину получили на несколько месяцев раньше - сначала она прошла приемо-сдаточные испытания и дооборудование в соответствии с дополнительными национальными требованиями на военном заводе RTV службы FLO в Ромерике (Romerike tekniske verksted - Flo/Rtv).



WiSENT 2 ARV © Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft

Национальные особенности норвежских машин, которыми они будут отличаться от базовой модификации:

1) Дополнительная бронезащита, буксируемая масса увеличена до 80 тонн (MLC80).

2) Боевая информационно-управляющая система ICS (Integrated Combat Solution) компании "Конгсберг" (Kongsberg Defence & Aerospace AS) - как и планируемая к установке на перспективных 155 мм САУ, она представляет собой несколько упрощенную версию БИУС ББМ на шасси БМП CV9030N модификации Mk III.

3) Дистанционно управляемый боевой модуль вооружения "Протектор-Нордик-1+" - штатное вооружение всей современной бронетехники СВ Норвегии. При этом 12,7 мм пулемет существенно повышает огневую мощь по сравнению с открыто установленным на турели 7,62 мм MG3 у "Бергепансера", а блок оптикоэлектронной аппаратуры повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя.

4) Телевизионные камеры переднего и заднего обзора - также с недавних пор в норвежской армии обязательная опция на всей бронетехнике для повышения безопасности ее эксплуатации.

5) Вспомогательная дизель-генераторная установка.




Две следующие БРЭМ "Визент-2ARV" из шести заказанных должны быть поставлены в Норвегию в 2018 году, а последние три планируются в 2019-м.



При массе от 63,5 до 69,5 тонн БРЭМ "Визент-2" стала самой тяжелой машиной в СВ Норвегии © Foto: Forsvaret

Теперь немного истории.

Когда в 1969 и 1992 годах Норвегия двумя крупными сериями по 78 и 92 единицы закупила 170 ОБТ "Леопард-1", бронеинженерные подразделения постепенно перевооружили техникой на том же шасси - саперные танки NM189 "Дакс", мостоукладчики NM190 "Бибер" и семь БРЭМ NM217 "Бергепансер" (Bergepanser) - норвежский вариант германской Bergepanzer 2, причем первую из них купили из запасов бывших в эксплуатации СВ Нидерландов, а остальные по ее образцу сделали сами.

В 2002 году в армию Норвегии начали поступать первые из 52 заказанных "Леопард-2A4NO". Чтобы не нарушать ограничения ДОВСЕ, после вывода из боевого состава избыточных "Леопард-1", производилась их демилитаризация. Благодаря этому ни в дополнительных шасси, ни в запчастях особого дефицита не испытывали, и общее количество БРЭМ типа NM217 "Бергепансер" в СВ Норвегии сейчас составляет 12-13 единиц.



БРЭМ NM217 "Бергепансер" батальона "Телемарк" эвакуирует танк "Леопард-2" механизированной роты учебного центра сухопутных войск © Foto: Forsvaret

Проблема была в другом. Чтобы ворочать 55-тонный "Леопард-2" при собственном весе в 43 тонны, "Бергепансеру" далеко не во всех случаях хватает мощности 800-сильного двигателя V10 (не говоря уже о 16 колесных ремонтно-эвакуационных машинах NM154).







Ремонтно-эвакуационная машина NM154 © Forsvaret




Потом подоспели проблемы и с другими машинами на базе ОБТ "Леопард-1". Как показал опыт их применения в Афганистане, противоминная защита саперного танка NM189 "Дакс" и танкового мостоукладчика NM190 "Бибер" является слабой, а характеристики механизированного моста "Легуан" уже не в полной мере удовлетворяют требованиям переправы ОБТ "Леопард-2".

Да и просто обслуживать старую технику постепенно становится все сложнее.

Поэтому в 2013 году служба тыла FLO анонсировала сразу четыре программы для полного перевода СВ Норвегии на шасси "Лерпард-2". К 2020 году планировалось закупить по 5-8 БРЭМ (Prosjekt 5430 LEOPARD 2 ARV), танковых мостоукладчиков (Prosjekt 5045 LEOPARD 2 AVLB) и бронированных инженерных машин (Prosjekt 5049 LEOPARD 2 AEV). На каждый заказ требовалось от 391 до 652 млн. крон (50-100 млн. долл., курс USD/NOK=7,7).

Замысел был вполне очевиден. Если здесь еще вспомнить и про замену старых М113 на CV90 "СтИнг-2", то благодаря этому инженерная техника на новых шасси, однотипных со стоящими на вооружении танками и ББМ, не будет уступать по своим ходовым качествам машинам обеспечиваемых ими передовых частей, а унификация их технического обслуживания и ремонта позволит снизить расходы на эксплуатацию.

Но основной программой считалась четвертая - "Проект 5050", по которому планировалось модернизировать до 46 ОБТ "Леопард-2" с разбросом цен от 1304 до 2608 млн. крон (167-335 млн. долл.), в зависимости от выбранного количества техники. Этот контракт хотели выдать к 2016 году, чтобы финализировать его в 2021-м, с поставкой модернизированной техники в период 2018-2021 гг. Считалось, что в такой конфигурации танковые и бронеинженерные подразделения СВ Норвегии смогут без проблем просуществовать до 2040 года, как минимум.

Между тем, аккурат на конец того же 2013-го пришлись известные события, когда, с одной стороны, скакнул вверх курс евро/доллара по отношению к кроне, а с другой, во многих странах началось срочное перетряхивание военных программ, чтобы латать зияющие дыры в обороноспособности.

Целый год разбирались, что к чему, пока в апреле 2015-го Стортинг не пообещал выделить сверх бюджета дополнительные 2,5 млрд. крон (около 291,3 млн. долл., курс USD/NOK=8,6) для реализации экстренных мер по повышению боеготовности и боеспособности вооруженных сил, прежде всего, имея в виду закупку новых систем ПВО и реализацию портфеля программ по "Леопард-2". Потом эта сумма выросла до 3,6 млрд крон - хотя курс и снизился до USD/NOK=8,2, рамочная стоимость проекта 5050, например, к концу того же 2015 года выросла на 150 миллионов и достигла 2,752 млрд. крон, хотя это были все те же 335 млн. долларов.

Собственно, и мобильные ЗРК, и проект 5050 здесь уже упоминались несколько раз, но подробнее и о них, и об остальных поговорим как-нибудь в другой раз. Достаточно упомянуть, что три из четырех программ по "Леопардам-2" так и не начались ни в 2016-м, ни потом, оставаясь в подвешенном состоянии до сих пор. Через игольное ушко между хочу/могу/надо пока проскочили только БРЭМ.

7 мая 2015 г. служба тыла FLO и немецкая компания FFG (Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft mBH) подписали контракт стоимостью 42 млн. евро (около 360 млн. крон) на поставку СВ Норвегии шести БРЭМ "Висент-2ARV", начиная с 2017 года. Договор также включает материально-техническую поддержку, поставку запасных частей, документации и подготовку специалистов. Кроме того, подписано рамочное соглашение о поддержке эксплуатации со стороны завода-изготовителя в течение всего жизненного цикла машин этого типа.

Таким образом, Норвегия стала четвертым заказчиком "Визент-2" после Канады, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.




17 октября норвежцы уже похвастались новой машиной перед гостями "Армейского саммита" в Осло. На площадке перед крепостью Акерсхус БРЭМ "Визент-2" разглядывает американский четырехзвездный генерал. © Foto: Einar Holst Clausen / Offisers bladet

Не буду дублировать сюда всю информацию по "Визент-2" с официального сайта компании. При желании легко можно найти и русскоязычные варианты.

Здесь же следует только отметить, что многофункциональность модульной конструкции "Визент-2", которая позволяет менее чем за пять часов переоборудовать бронированную ремонтно-эвакуационную машины ARV (armoured recovery vehicle) в бронированную инженерную машину AEV (armoured engineer vehicle) и обратно, является удобной, полезной но совсем необязательной дополнительной опцией для норгов. Потому что закупка "Визент-2" по программе "Проект 5430" производилась именно в варианте БРЭМ (WiSENT 2 ARV) - со стрелой подъемного крана и интегрированной системой боевой эвакуации (Combat Recovery System - CRS®), которая позволяет дистанционно взять на жесткую двухточечную сцепку поврежденную машину без выхода членов экипажа за пределы бронированного пространства.




Если судить по презентации 2015 года, на роль перспективной бронированной инженерной машины для СВ Норвегии по программе "проект 5049" рассматривается всё та же "Визент-2", но только в варианте AEV - со стрелой экскаватора, ковш которого может заменяться другим оборудованием. Обе машины штатно оснащены бульдозерным отвалом, который при необходимости можно поменять на плужно-ножевой минный трал.




Дело в том, что первые "Визент-2" заменят в армии Норвегии машины типа NM217 "Бергепансер" в отделениях БРЭМ (bergepanserlag) из состава двух взводов боевого обеспечения (stridstrentropp) 5-й и 6-й рот боевого обеспечения непосредственно в батальоне "Телемарк" и в "Бронебатальоне".



Саперный танк NM189 "Дакс" © Foto: Forsvaret

В то же время LEOPARD 2 AEV и LEOPARD 2 AVLB, когда/если их все-таки купят, будут предназначены для замены саперных танков NM189 "Дакс" в бронеинженерных группах (Ingeniørpanservogn - INGPVGR), а также танковых мостоукладчиков NM190 "Бибер" в группах мостоукладчиков (broleggerepanservogn) взводов специальной бронетехники (spesialpansrettropp) из состава 1 и 3-й бронеинженерных рот инженерного батальона.

То есть, организационно они будут относиться к совсем разным частям, с различными задачами на поле боя, поэтому и возможность взаимозаменяемости для них - дело десятое.



Танковый мостоукладчик NM190 "Бибер" с механизированным мостом "Легуан" © Foto: Forsvaret





panserbataljon, nm154, nm190, nm189, prosjekt 5045, Германия, Ingeniørbataljon, brigade nord, nm217 bergepanser, telemark bataljon, prosjekt 5049, norway, prosjekt 5050, Норвегия, ffg, prosjekt 5430, leopard 2, мбр "Север", wisent 2, forsvaret

Previous post Next post
Up