В продолжение
темы
© Foto: Lockheed Martin
Завершающий (третий) этап НИОКР по крылатой ракете пятого поколения JSM (Joint Strike Missile) класса "воздух-поверхность" - летные испытания - идет с начала 2015 года. Всего программой их предусмотрено пять.
Первое бросковое испытание FTM-1 состоялось 28 октября 2015-го. Ровно через один год и один день 29 октября 2016-го состоялся первый пуск КР на полную дальность (FTM-2) - спустя некоторое время после первой неудачной попытки. Сразу после этого сообщалось, что все комплексные наземные и летные испытания JSM должны завершиться в конце этого года. Но за прошедшие месяцы по этому поводу СМИ хранили полное молчание.
И вот, на
торжественной церемонии приема первых F-35 в состав ВВС Норвегии на АвБ Эрланн начальник отдела ракетных систем "Конгсберг" (Kongsberg Defense & Aerospace - KDA) Ёйвинд КОЛСЕТ (Øyvind Kolset) в коротком интервью
Teknisk ukeblad приоткрыл завесу тайны.
Пуски №3 и №4 состоялись в июне этого года. Как и предыдущие, они проходили на полигоне в шт. Юта (Utah Test and Training Range - UTTR) близ Солт-Лейк-Сити, в единственном месте на территории США, где испытываются крылатые ракеты над земной поверхностью.
"Здесь JSM летали по очень сложным траекториям на разной высоте и скорости, что позволило проверить предельные летные характеристики ракет. Планы проведения испытаний включали сложные маневры с имитацией ракетных атак. Результаты можно назвать очень успешными, и вся программа выполнена полностью", - рассказал Ё. КОЛСЕТ.
Последнее, пятое в серии испытаний станет демонстрацией возможности стрельбы с F-35 по учебной цели полностью снаряженной ракетой JSM с боевой частью. Проведение испытания намечено на первую половину 2018 года (в октябре
сообщали про март).
Этим и завершится программа испытаний КР JSM для ВС Норвегии, на вооружение которых она должна начать поступать в 2022-2024 годах.
Начальник отдела ракетных систем KDA Ё. КОЛСЕТ у полноразмерной модели КР JSM (АвБ Эрланн, 10 ноября 2017 г.) © Foto: Eirik Helland Urke / Teknisk ukenblad
Как видите, небольшое отставание от первоначального графика все-таки есть, но оно некритично, так как интеграция JSM на F-35 связана с внедрением программного обеспечения Block 4, а его не ожидают ранее начала 2022 года.
Руководство норвежско-американского консорциума "Рейтеон-Конгсберг" лелеет наполеоновские планы по продвижению КР JSM на международном рынке. Кроме очевидных заказчиков в лице оборонных ведомств США и Норвегии, уже два года продолжается сотрудничество по данному направлению с Австралией. А на фоне ракетно-ядерного кризиса в Корее с июня этого года
множатся слухи, что ракеты JSM хочет срочно заполучить для своих F-35 еще и Япония. Впрочем, в KDA
заявили, что официально к ним по этому вопросу пока никто еще не обращался. UPD В марте 2019-го
обратились.
Пристальное внимание потенциальных заказчиков КР JSM привлекла еще два года назад, на церемонии передачи с завода "Локхид-Мартин" первого норвежского F-35 AM-1 (Форт-Уэрт, шт. Техас, ноябрь 2015 г.) © Bilde: Angel DelCueto
(продолжение следует)