Силам специальных операций США понадобились гидросамолеты! Наконец-то

Sep 24, 2021 23:32

20 сентября 2021 года на съезде Air Force Association командующий Командованием специальных операций ВВС США генерал-лейтенант Джим Слайф сообщил журналистам, что AFSOC планирует к концу 2022 года продемонстрировать амфибийную версию MC-130J Commando II: "Я могу с уверенностью заявить, что мы планируем провести демонстрацию возможностей к 31 декабря следующего года". Скорее всего, в рамках программы MAC (MC-130J Amphibious Capability) будет переоборудован один самолет, испытания которого позволят проверить результаты цифрового моделирования и проектирования, которые ранее уже использовались в работах по повышению характеристик самолета.



Эскиз MC-130J Amphibious Capability © Air Force Special Operations Command



Казалось бы, с момента своего первого полета в далеком уже в 1954 году военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules получил бесчисленное количество модификаций и версий для всего, что только можно. Различные варианты его взлета и посадки включали укороченный разбег с реактивными ускорителями, приземление на палубу авианосца, на лыжное шасси etc. Но, как ни странно, амфибийной или даже просто водоплавающей версии до сих пор пока еще не было. Хотя несколько раз пытались, но ни разу так и не срослось.




Модель и эскиз летающей лодки СL-130 HOW (Hercules On Water) с катерным корпусом, дополнительной гидролыжей и колесным шасси © Lockheed

Первоначальный производитель самолета Lockheed представил проект полностью амфибийного варианта Hercules еще в 1960-х, но потенциальных заказчиков в ВМС США он не заинтересовал. По крайней мере, хотя бы провели исследования с использованием радиоуправляемой масштабной модели 1:72.




© Lockheed

Береговая охрана США некоторое время рассматривала возможность использования поплавковой версии Lockheed C-130H Hercules Seaplane, но до реализации проекта и у них тоже дело не пошло. Что не мешает фанатам вовсю клеить модели, хотя фактически HC-130H №1504 всегда оставался на колесном шасси.





Потом Lockheed в 1995-м превратилась в Lockheed Martin и в конце 1990-х предложила ВМС США поплавковую версию C-130J Super Hercules для заброски и эвакуации в прибрежных районах групп СпН с их плавсредствами (катера, моторные лодки и гидроциклы). И снова неудача.




Эскизы поплавковой версии C-130J Super Hercules для SEAL © Lockheed Martin

Но теперь это досадное упущение наконец-то собрались устранить.

Впервые ВВС США официально объявили о своем намерении разработать гидросамолет в мае этого года на промышленной конференции сил специальных операций, как сообщил ресурс The Drive.




Слайд из брифинга, в котором концепция MAC упоминается как одно из ряда "приоритетных направлений" для SOCOM PEO-FW © USAF

Однако докладчик на конференции сразу подчеркнул, что ССО заинтересованы не просто в плавающей, а именно в амфибийной версии C-130.

На любезно представленных AFSOC последних концептуальных изображениях у самолета MC-130J Commando II под фюзеляжем также размещены два мощных съемных поплавка, но уже со встроенным колесным шасси, как у канадских легких транспортников Twin Otter или на американских Cessna 208 Caravan, не говоря уж о таких раритетах:



Во время Второй мировой войны инженеры Douglas переобрудовали C-47 Skytrain (Dakota) в гидросамолет и провели несколько его испытаний. Поплавки дополняли встроенные в них колесные шасси (Picture source: US NARA)

Потенциально внедрение такой конструкции позволяет взлетать с земли, садиться на воду или наоборот, и вообще, в любых возможных комбинациях. При этом в ССО требуют, чтобы МАС в максимально возможной степени сохранил многочисленные изначальные возможности MC-130J.




Слева - модель прототипа MC-130J Amphibious Capability, справа - MC-130J Commando II ВВС США с активированными топливо-заправочными агрегатами «шланг-конус» (побережье Окинавы, Япония) © Air Force Special Operations Command / USAF



Белые полосы» на крыше кабины указывают на вход в люк для дозаправки в воздухе © USAF

Конечно, большие поплавки немало "откусят" от 20-тонной грузоподъемности при полной взлётной массе в 53 тонны, а рост лобового сопротивления приведет к серьезным потерям в скорости и дальности полета. Однако в ВВС США посчитали это допустимым компромиссом для получения новых возможностей. Потенциально МАС сможет выполнять более широкий спектр задач, помимо стандартных для MC-130J.

Если амфибийный вариант С-130 все-таки появится, он привлечет внимание и других американских военных ведомств, помимо сообщества сил специальных операций. В их приобретении вполне могут быть заинтересованы те, кому предстоит действовать в окружении обширных водных поверхностей, и при этом длины доступных ВПП будет недостаточно для посадки стандартного MC-130J, а масса перевозимого груза слишком велика для V-22 Osprey.




© USAF

Очевидно, что в первую очередь здесь имеются в виду морскую пехоту США и специфические условия Индо-Тихоокеанского региона, где большинство наземных аэродромов находятся в зоне A2AD вероятного противника.

"Набор инструментов" Корпуса морской пехоты от 2016 года для использования в разработке настольных военных игр включает раздел, посвященный гидросамолетам, с явным акцентом на операции в Тихом океане. На показанном ниже слайде из этого документа представлены досягаемости по дальности гидросамолетов различных типов при действиях из Манилы на Филиппинах



© US Marine Corps

Увы, но самим американцам пока нечем похвастаться, кроме упомянутой выше поплавковой машины Cessna 208 Caravan. Самолеты союзников - канадский амфибийный Bombardier (ныне Viking Air) CL-415MP и японский ShinMaywa US-2 - обладают существенно более высокими характеристиками. Но вы же понимаете, что пока совсем не прижмет поддерживать чужой, а не свой ВПК для США не кузяво.

В общем, как обычно, история совершает очередной круг по спирали, возвращаясь в исходную точку. Но в этот раз особого эволюционного повышения уровня развития не наблюдается, хорошо бы на прежний выйти. А ведь когда-то были буквально мировыми лидерами гидроавиации.




1950-е: слева - стратегический бомбардировщик Martin P6M Seamaster, справа - транспортный Convair R3Y Tradewind © U.S. Navy




Демонстрация возможностей R3Y Tradewind на учениях в 1950-х: слева - выгрузка на берег артиллерии и морской пехоты, справа - дозаправка в воздухе истребителей F9F Cougar © San Diego Air and Space Museum Archive / U.S. Navy

Но постепенно в США уступили пальму первенства, опустившись реально ниже плинтуса.




Слева - эскиз российского турбореактивного Бе-200 в варианте поддержки ССО; справа - титул самого большого действующего гидросамолета мира у Бе-200 отобрал китайский AG-600, предназначенный для применения в Южно-Китайском море (с мая 2022-го летает уже второй опытный образец) © МО РФ / Aviation Industry Corporation of China

Китай и Россия, как главные противники, официально объявленные США на текущем этапе, явно пока обходят американцев в этом вопросе, и в Пентагоне усиленно демонстрируют, что мириться с таким положением вещей не намерены.


силы специальных операций, c-130 hercules, lockheed martin, США, гидросамолеты, us air force, us marine corps

Previous post Next post
Up