Компания Boeing опубликовала фото первого испытательного полета БЛА MQ-25 Stingray (строительный номер T1) с контейнером ТЗА Cobham ARS (Aerial Refueling Store) под крылом - такого же, какой несут F/A-18 в варианте самолета-заправщика. 9 декабря MQ-25 вылетел из аэропорта MidAmerica St. Louis (Mascoutah, Il) и приземлился там же через 2,5 часа.
© Boeing
Свой первый полёт Boeing MQ-25 Stingray совершил 19 сентября 2019 года, налетав с тех пор около 30 часов. Сейчас планируется серия полетов с контейнером ARS, чтобы изучить поведение машины в воздухе и доработать программное обеспечение, прежде чем перейдут к следующему этапу - выпуску и втягиванию шланга ТЗА.
© Boeing
Данный БЛА является предсерийным прототипом-демонстратором EDM (Engineering Development Model) будущего беспилотного заправщика ВМС США, предназначенным для предварительных НИОКР, оценок и доработки технологии перед проведением заказанных Командованием авиационных систем (NAVAIR) трех первых серий демонстрационных испытаний системы SDTA (System Demonstration Test Articles).
Всего ВМС США заказали семь БЛА-прототипов Stingray, поставка которых ожидается к августу 2024 года. Сразу после выбора предложения Boeing в качестве победителя конкурса CBARS (Carrier-Based Aerial Refueling System) 30 августа 2018 г. с корпорацией заключили контракт на 805 млн. долларов для поставки первых четырех БЛА MQ-25. При этом в Boeing к тому времени уже завершали наземные тесты трех из них и готовились к началу летных испытаний.
ВМС США планируют приобрести не менее 72 БЛА Stingray общей стоимостью в 13 млрд. долл. Конечно, это стоимость всей программы, и вычислить простым делением цену за один предсерийный БЛА в 200 млн. долл., а серийной машины в 180 миллионов невозможно. Но порядок впечатляет.
Полезная нагрузка MQ-25 составит 6800 кг топлива при максимальной дальности полета 930 км. Планируется, что в основном, MQ-25 будут нести дежурство в воздухе группами в зонах вне досягаемости средств ПВО противника или сопровождать ударные самолеты в полете. БЛА Stingray оснастят системой обмена данными, что позволит экипажу одного истребителя F-35C управлять тремя БЛА-заправщиками одновременно. Кроме того, планируется, что MQ-25 смогут решать разведывательные задачи, а также получат ограниченные ударные возможности.
Следует отметить, что в настоящее время палубная авиация ВМС США испытывает острую потребность в самолетах-заправщиках, поскольку после снятия с вооружения в 1997 году специализированных машин KA-6D Intruder задачи пополнения запасов топлива в воздухе возложены на истребители-бомбардировщики F/A-18 с подвесными контейнерами ТЗА. Это создает значительную дополнительную нагрузку на самолеты Hornet, у которых доля вылетов для решения таких задач достигает 20-30% от общего налета, что существенно сокращает ударный потенциал авианосцев. Кроме того, продолжается реализация программы перевооружения палубной авиации с F/A-18 на F-35С, возможности которых для использования в качестве заправщиков в настоящее время даже не рассматриваются.