Про боеспособные части Италии обычно никто ничего не знает, кроме "людей-лягушек", "людей-торпед" и прочей 10-й флотилии MAС. Но были у них и некоторые другие успехи - и в людях, и в технике. Недавно коллега
afirsov вспоминал о
налете на нефтепромыслы в Бахрейне. А вот еще один малоизвестный эпизод from Topsel via Lost Armour.
Итальянцы крайне страдали от недостатка средств, то есть были нищебродами. Но при этом они умели извлекать уроки из полученного опыта. Насколько позволяли финансы. Собственно говоря, по этой причине, а точнее по опыту кампаний в Африке еще в далекие 10-е и 20-е годы, появился характерный образ итальянского военного автомобиля. А именно развитый, а иногда даже переразвитый радиатор, колеса большого диаметра и бензобак большой емкости. Правда, переразвитый радиатор потом вышел боком итальянцам зимой 1942 года, но это был совсем другой ТВД.
Возвращаясь к войне в пустыне, то по мере ее ведения, внимательно прислушиваясь к претензиям и замечаниям своих военных, итальянцы породили шедевр технической мысли под названием "Сахариана" - Fiat-SPA AS42 "Sahariana" или SPA-Viberti AS42.
Северная Африка, март 1943 - Sahariana "103rd Compagnie Arditi Camionettisti" из состава PAI (Polizia dell'Africa Italiana), часть которых действовала на Тунисском фронте, а другая на Ливийском
Данная машина проходила у них по особому классу, который они назвали camionetta. Camion в итальянском это грузовик, а camionetta это нечто типа "грузовичок", только в женском роде. На деле же это было то, что американцы называли и называют weapon carrier. К слову, известный по ленд-лизу Dodge WC-51 это не "джип", то есть General Purpose, это именно транспортер вооружения, потому WC.
Собственно, "Сахариана" была разработана на базе БА "Аутоблинда", но при этом имела минимальную бронезащиту, увеличенные бензобаки и универсальную турель, на которую устанавливалась 47/32-мм десантная противотанковая пушка Mod.1935, либо 20/65-мм зенитный автомат Breda Mod.1935, или 20-мм противотанковое ружье Fucile anticarro di 20 mm modello S (Solothurn S18-1000). Так же в базовый комплект вооружений входило до двух пулеметов. Кроме того, машина перевозила увеличенный запас воды для экипажа.
Click to view
Оригинал взят у коллеги
strangernn в
"AS42 Сахариана: как это было": Небольшое видео (рекламного характера, да) в котором показывается эпизод боевого применения итальянских дальних рейдовых машина AS42 Sahariana. В принципе, если не придираться к количеству выпущенных машин - это было, наверное, лучшее решение для Северной Африки. Полный привод, дизельный двигатель с хорошим крутящим моментом (обеспечивающий существенно большую дальность действия с одной стороны, а другой - менее требовательный к охлаждению), достаточная для размещения приличного вооружения грузоподъемность и неплохая проходимость. Что еще надо для счастья? Вот только, что количества. Хотя бы сотни 2-3-4. Но уж точно, не "меньше 100".
Машина себя отлично проявила в пустынных патрулях, но в целом опоздала на ТВД, ситуация стала стратегически складываться не в пользу итало-немцев и соответственно смелые рейдовые операции ушли в прошлое, как и острая необходимость в такой машине. Однако "Сахарианы" еще послужили на Сицилии, в материковой Италии, и даже попали в СССР.
4157
И тут опять же нужно вернуться к тому, что итальянцы были не только нищебродами, но и не сумели повторить систему подготовки армии, хотя бы соответствующую римскому легиону, что выражалось в низком качестве среднего солдата, который был объектом насмешек как союзников, так и противников.
Ну, и при этом средний пехотинец тащил с собой на дно вполне себе годный итальянский спецназ, причем всех родов войск. Проигранная итальянской армией война, похоронила под собой довольно интересную тему итальянских рейдовых групп которые в течение 1941-1942 годов очень активно грабили британские пустынные корованы, вырезали опорные пункты и в целом наносили довольно чувствительный ущерб дедушке Черчиллю, который из-за повышенной активности этих подвижных соединений был вынужден применять целый спектр мер противодействия, от караванов-ловушек и отвлечений разведывательной авиации на засечение итальянцев.
Ну и само собой, с оглядкой на итальянские действия был создан британский аналог рейдеров по линии SAS "Крысы пустыни" или LRDG.
При этом в народной памяти и молве, эти успехи были приписаны Роммелю и немцам, ибо "макаронники так не могут". Однако сами немцы довольно хорошо знали цену отдельным подразделениями итальянцев, потому их привлекали к обороне морских районов Одессы, Керчи и Севастополя и даже притащили итальянцев c их катерами на Ладогу.
Теперь, собственно, о службе "Сахариан" на территории СССР. После капитуляции Италии, некоторые подразделения итальянской армии отказались подчиниться новому правительству. Среди них была и Xª flottiglia MAS князя Боргезе, которая в конечном итоге на своих семи "Сахарианах" убыла в район Кировограда в распоряжение 2-ой парашютной дивизии Вермахта (2. Fallschirmjäger-Division). От этих семи машин осталось три известных фото и один более-менее достоверный снимок выше (хаты-мазанки под соломенными крышами
слева на заднем плане кагбэ намекают).
...04, 4157
Судя по убитому состоянию, машины довольно активно бегали вдоль передовой и возможно даже по ближним тылам РККА.
2-я парашютная дивизия по итогам весенней кампании 1944 года, была разбита на Днестре и выведена под Кельн на переформирование, вместе с ней ушли и итальянцы.