Продолжение, начало
см. здесь Не буду ничего выдумывать, мучая ваше внимание машинными переводами, а воспользуюсь тем, что и здесь в наличии есть материалы на русском. Зная за некоторыми интернет-ресурсами той же Швеции особенность со временем удалять материалы, перенесу их сюда, не ограничиваясь одними ссылками. Слово ведущему "Шведского радио":
Психологическая оборона Швеции - готовность к новым угрозам?
6 февраля 2015 года
Масштабы пропаганды резко выросли в связи с событиями в Украине, Сирии, Ираке
Схема по которой анализируются пропагандистские кампании в Ведомстве гражданской обороны и кризисных ситуаций Швеции/MSB
"Враг хочет нас обмануть - попытается нас запутать и заставить сомневаться" - из брошюры 1989 года - "Если война", от расформированного ныне Управления психологической защиты Швеции.
Готова ли Швеция к информационной кампании, психологической атаке, которую ведут агрессивные, тоталитарные режимы против Западного мира вообще и Швеции в частности? Вопрос актуален, и в связи с все более мощной пропагандисткой кампанией (некоторые называют это словом война, или даже война шестого поколения), которую в СМИ, на телевидение и в сети Интернет, ведут агенты путинского режима или исламистские экстремисты.
Мы беседуем об этом с директором отдела международной обстановки, Ведомства гражданской обороны и кризисных ситуаций Швеции Микаелем Тувессоном.
В мае 2014 года Государственная комиссия стратегического планирования обороны/Försvarsberedning констатировала, что подобные целевые информационные операции, кампании, вполне могут проводиться против Швеции и шведских интересов. По заключение комиссии это значит: "что самостоятельно или в сотрудничестве с другими странами, следует развивать стратегическую и современную обороноспособность с целью выявления и противодействия подобной деятельности".
Если ранее, функции информационной защиты населения и общественных структур в Швеции лежали на Управлении психологической защиты, то начиная с 2009 года, они переданы в Ведомство гражданской обороны/MSB.
Ни для кого не секрет что, особенно в течение последнего года, ситуация, с направленной пропагандой со стороны пророссийских и исламистских сил резко усилилась. На днях газета Дагенс Нюхетер опубликовала серию статей о том, как нанятые российские пропагандисты, тролли, ведут форменную атаку на шведские СМИ, агрессивно распространяя пророссийскую ложь о конфликте в Украине и в социальных сетях.
Как видят эту ситуацию в Ведомстве, отвечающем за психологическую защиту Швеции? Это первый вопрос к директору отдела международной обстановки MSB Микаелю Тувессону.
"Мы не считаем, что Швеция головная цель для этих атак. Но и нас затрагивают боевые информационные действия и попытки оказывать влияние. Для предотвращения этого мы проводим постоянный анализ ситуации в мире и следим за её развитием. Мы хотим понимать, кто и как хочет негативно повлиять на Швецию и шведские интересы. Мы занимались анализом этой ситуации в течение всего 2014 года. Замечу, что явление это отнюдь не новое".
Но Вы, наверное, замечаете, что масштабы пропаганды резко выросли в связи с событиями в Украине, в Сирии, Ираке?
"Безусловно. Риторика куда более поляризована. Между различными государственными актерами. В близлежащих к нам регионах, это особо отчетливо видно, в связи с конфликтом в Украине, когда информация используется более агрессивно для достижения своих целей. Но и другие группировки мы видим: исламские экстремисты пытаются рекрутировать шведских граждан, дабы сменить их картинку мировосприятия, направив в менее демократическое русло".
Ну а средства защиты, противодействия, они каковы?
"Одно из важнейших средств, это то, чем мы сейчас занимаемся, говорим об этом. Нужно донести до населения, до граждан, что они могут быть подвержены влиянию. Что речь идет о попытке ввести в заблуждение и о пропаганде. Необходимо, чтобы люди умели критически оценивать источники информации. Все начинается с отдельного человека. Но и СМИ должны более ответственно подходить к оценке фактов, до публикации полученной информации. Ну и наконец, властные структуры также должны быть активны и оказывать поддержку всем, кто может быть подвержен подобным атакам".
Ну и что же конкретно делают с этим власти?
"Мы по-прежнему в той фазе, когда пытаемся обозначить и понять проблему целостно. Мы, в первую очередь, делаем ныне ставку на исследовательскую деятельность. Дабы понять, что это значит. Следует рассматривать не только саму угрозу, но и то, как выглядит общество. Насколько мы уязвимы?"
Микаель Тувессон поясняет, что исследования в данной сфере ведутся совместно и с Военной академией Швеции и с Институтом оборонных исследований. По его словам, важно вовремя донести до общественности информацию о пропагандисткой угрозе.
Но когда угроза распространения заведомой лжи настолько очевидна, что ряд шведских изданий были даже вынуждены закрыть свои функции комментариев под публикациями, где потоки вранья обрушивались на читателей. Какие рекомендации выдает СМИ Ведомство гражданской обороны?
"Мы можем рекомендовать медиа-компаниям отслеживать то, что происходит после их публикаций. Мы видели случаи, когда происходили перехваты исходных данных СМИ, и фальшивая информация распространялась от их имени. И также нужно отслеживать свой отдел комментариев, для того, чтобы посторонние не использовали их для распространения своей информации. Нужно просто чистить, модерировать. Ну и наконец, информационные предупреждения, мы их несколько раз делали, чтобы люди проверяли, когда их аккаунты были захвачены, и ими злоупотребляли" - говорил шеф отдела международной обстановки и готовности из Ведомства гражданской обороны Микаель Тувессон в интервью русской редакции Радио Швеция.
Мы продолжим эту тему; готовности Швеции к пропагандистской войне, на будущей неделе.
источник Психологическая оборона - между свободной дискуссией и пропагандой
10 февраля 2015 года
Ведомство гражданской обороны/MSB: Швеция отнюдь не беззащитна
Фото:Sonya Song/Flickr
Где пропагандистская война сливается, пересекается, с демократической дискуссией. Мы продолжаем говорить об этом и о готовности Швеции к психологической войне, атаке, с Микаелем Тувессоном директором отдела международной обстановки Ведомства гражданской обороны и кризисных ситуаций и послушаем мнение, на сей счет, исследователя военной теории и стратегии из Кингс Колледжа в Лондоне Оскара Юнссона.
Один из таких спорных и явно занимающих, особенно пророссийских пропагандистов вопросов, это дебаты о шведском членстве в НАТО.
Они, пропагандисты, явно, Швеции вступление в НАТО не рекомендуют и пытаются, всячески, для шведских граждан из НАТО изобразить страшилку и угрозу для собственной безопасности. Одним словом, отговорить от этой дурной, в их понимании, идеи и затеи.
При этом дискуссия о НАТО имеет и давние шведские внутреннеполитические корни и традицию. Есть политические партии Швеции, занимающие в этом вопросе антагонистические позиции. Например, Народные либералы за НАТО, а Левые и Зеленые, традиционно, категорически против, как и мейнстрим Социал-демократов.
В том, что вопрос влияния на политиков посторонними агентами, это ключевой вопрос в определении проблематики пропагандисткой войны и её реального воздействия на общество, согласен директор отдела международной обстановки Ведомства гражданской обороны и кризисных ситуаций MSB Микаель Тувессон. Напомним, что именно эта организация в Швеции занимается вопросами психологической обороны:
"Это не госучреждения должны проводить санацию в дискуссиях, а дискуссии должны вестись с помощью имеющихся демократических инструментов. И именно поэтому, мы говорим, что и СМИ и граждане должны критически относиться к источникам информации. Чтобы не распространять идеи, которые могут быть вредны. Но то, что позитивно в демократическом обществе, так это прозрачность и возможность вскрывать, разоблачать обманы. Но это общая ответственность, это не может стать ответственностью государства, разоблачать, что правда, что нет. Можно сравнить с сайтом Википедия, где отсев ложной информации происходит, за счет того, что в процессе очистки участвует множество людей".
Но существует ли понимание, анализ того, что ведется, например заточенная пропагандистская кампания с российской стороны, направленная на противодействие шведскому вступлению в НАТO?
Оскар Юнссон исследователь военной теории и стратегии из Кингс Колледжа в Лондоне: "В связи с тем, что эта проблема возникла в Швеции относительно недавно, не думаю, что существует какой-то полноценный анализ происходящего. И это именно то о чем говорил представитель Ведомства гражданской обороны, государство не должно проводить санации в общественных дискуссиях. Главное преимущество открытого общества в том, что после дискуссии, выиграть должен наилучший аргумент".
"Но когда одно из действующих лиц пытается искривить эту дискуссию, оказать влияние, это то, к чему мы оказываемся не готовы. То есть, с одной стороны, нежелание властей влезать и проводить чистку в дебатах, и с другой, искаженный финальный результат, где была попытка сдвинуть мнения и позицию в определенном направлении, предпринятая внешним актером".
"Ситуация весьма щекотливая, как поступать, когда общество базируется на свободе слова? Как ролевую модель, можно было бы принять то, как работает информационный директор вооружённых сил Швеции. У него есть мандат - осуществлять поддержку в сфере экспертизы и толкований. Он участвует в общественных дискуссиях, в социальных сетях, и разъясняет. Не для того, чтобы санировать дискуссию, а чтобы внести ясность. Ну, например, пишет кто-то в редакционной колонке, что в армии слишком много офицеров и мало солдат. Он отвечает: так это выглядит, в результате того, что у нас такая конституция, такое разделение полномочий и так далее. То есть, разъясняет ошибочность позиции. И аналогично, было бы правильно, если бы в Швеции существовал всешведский информационный штаб. Который бы не говорил кто прав, кто нет, в процессе дискуссии. Но вступал бы, когда публикуются явно ложные данные и аргументы".
Оскар Юнссон приводит пример, когда в минувшем декабре газета Дагенс Нюхетер опубликовала данные российского очевидца, который утверждал, что это украинский военный самолет сбил малазийский Боинг MH-17 над Донбасом. Тогда, автор блогов и публицист Карл Бергвист написал статью, где показал, что с теми техническими системами о которых шла речь, это просто невозможно.
"Это и есть та защита, та психологическая оборона, которую мы имеем сегодня. Речь о действиях отдельных лиц. Но это не то, на что можно надеяться, это не системный подход, а всего лишь счастливое стечение обстоятельств, что кто-то этим занялся. И именно в таких ситуациях, всешведский информационный штаб, мог бы играть важную роль".
Хорошо, единого информационного штаба в Швеции пока не появилось, но увеличилась ли ресурсная база Ведомства гражданской обороны? Хотя бы на том фоне, что Россия вкладывает в информационные операции миллиарды долларов.
Микаель Тувессон из MSB: "Мы не можем сейчас называть какие-либо цифры. Но скажу, что часть средств, которые находились в распоряжении психологической обороны, сейчас перешли в отдел готовности к кризисным ситуациям. И у нас в Ведомстве гражданской обороны существует несколько функций, когда мы можем предупреждать Швецию, о том, что мы подвержены массивному нападению на информационном фронте. Это, например, могут быть прямые сообщения, предупреждения к гражданам о распространении фальшивой информации. Речь может идти о координации информации между различными ведомствами, чтобы противодействовать некорректной информации, с использованием всей нашей экспертизы".
Но приходилось Вам включать эти механизмы, в течение, например минувшего года?
"Нет. И хочу подчеркнуть, что это та область, которую мы должны еще развивать. Нам необходима стратегия развития в этих вопросах. Ведь эта агрессивность, с которой мы ныне сталкиваемся, она относительно новая. Довольно быстро выросла в последнее время. И нам нужно развиваться в этом направлении"- говорил Микаель Тувессон из Ведомства гражданской обороны, на которое ныне возложены и функции психологической защиты.
"И в тоже время я хочу сказать, продолжает он, Швеция отнюдь не беззащитна. Мы за этим следили и имели ресурсы наготове, и мы способны их задействовать если Швеция будет подвержена массированной атаке. Но, к счастью, пока, оснований для таких действий у нас не было".
Ну что думает военный исследователь Оскар Юнссон о мерах, которые Швеция предпринимает в смысле защиты от враждебной, агрессивной пропаганды?
"Шведская административная модель она построена на медлительности, исследованиях и выжидании, прежде чем приступить к действиям. Это то, что мы слышим от Ведомства гражданской обороны, там ожидают формулировок, исследуют происходящее. И так всегда. Думаю, конечно, что-то будет предпринято, но скорее всего слишком в малых масштабах и слишком поздно".
"Ну, например, Вооруженные силы могут решать проблемы, касающиеся именно обороны, хотя это очень ограниченная часть. Ведомство гражданской обороны: с одной стороны, кажется, не очень хочет брать на себя эту задачу, но если и захочет, то у них также нехватка ресурсов налицо. Я не уверен что в ближайшее время, что-либо произойдет".
"Но то что позитивно, так это то, что возникло общее осознание, понимание этой проблемы".
В какой степени понимают угрозу пропагандистской войны люди в странах Запада. Существуют ли со стороны военных на Западе, и общества в целом, активное стремление и понимание необходимости противостоять этой угрозе?
Оскар Юнссон: "Мы не видим особо сильной реакции, с государственных позиций, скорее видим частные инициативы: где журналисты объединяются и проводят расследования. Некоторые страны что-то предпринимают. Например, в Финляндии журналистов обучают в вопросах информационной войны. В Великобритании будет открыт отдел в вооруженных силах, который будет специализирован на психологической войне и социальных сетях. В это подразделение будут входить пять тысяч человек. Ну а в остальном, речь об одиночных вкладах и инициативах. В Швеции, например, есть отдельные люди, понимающие в этом и готовые останавливать распространение пропаганды".
Но ведь с момента распада Советского союза в этой сфере на западе произошло явное разоружение. Закрылись многие каналы вещания, работавшие на СССР, например западные радиостанции, сократили объемы трансляций и штат сотрудников. Тогда ведь, во времена СССР, понимание масштаба проблемы было. А почему оно не появляется вновь? И вновь слово исследователю вопросов обороны из Кингс Колледжа Оскару Юнссону:
"Да, конечно в советские времена осознание феномена было очень отчетливым и была видна очень четкая картинка угрозы, на которой можно было сфокусироваться. И это то, что практически исчезло с международной арены в 90-е и в 2000-е годы. В Швеции мы называем это стратегическим тайм-аутом. Ну а в России я могу датировать начало более агрессивной кампании против окружающего мира в 2007 году. Но действительно реальное воздействие, которое имеет ныне канал RT (Russia Today) это явление последних двух, трех лет. Ново-старое явление, таким образом. Понятно, что это стало неожиданностью. Ведь все это время внимание было сфокусировано на других вещах, нежели Россия. В вопросах безопасности это были: Афганистан, Ирак, Ливия. Но сейчас, возвращение России заставляет вновь рассуждать в этом ключе".
источник Как мне кажется, больше всего здесь подходит определение "На аэродроме паника". Хотя лично я каких-то особых причин к этому не нахожу - государству достаточно только контролировать создание и поддержание необходимых резервов вещательных и печатных информационных мощностей, а также формировать общую политику.
И существующая система вполне способна с этим справиться
Start /
Insats & beredskap /
Psykologiskt försvar /
MSB och psykologiskt försvar /
MSB utvecklar det psykologiska försvaret В повседневных условиях для заявленных целей сохранившихся элементов психологической обороны вполне достаточно, а сами СМИ Швеции работают, как хорошо отлаженный механизм. Вот совсем небольшая подборка одних только названий статей и только за июль прошлого года:
"Без НАТО Швеция беззащитна: реваншистская Россия не знает отдыха" (Göteborgs-Posten, 18.07.15); "Не так уж много русских из Прибалтики стремятся переехать в Россию" (Svenska Dagbladet, 18.07.15); "Абсурдная российская пропаганда все же работает: Швеции нужно восстановить Управление по психологической обороне, упраздненное в 2008 году" (Norrköpings Tidningar, 16.07.15); "В российских социальных сетях циркулируют раздражающие слухи о том, что в Швеции за бесценок продают украинский чернозем из-под Полтавы" (Dagens Nyheter, 15.07.15); "Мягкая сила ЕС против жесткой силы России: гнется, но не ломается" (Upsala Nya Tidning, 13.07.15).
Что же до того, что "Шведское радио АБ" со всех сторон обмусоливает вопрос о срочном воссоздании УПО, то обратите внимание, что название именно этой организации в статье 2003 года упоминалось в качестве одного из столпов психологической обороны Швеции. С учетом такого знания стенания ведущего по безвременно почившему УПО выглядят несколько по другому. Ага, при звуке слов "увеличение госфинансирование" маслянеют глазки не только у российских чиновников. Такое неконтролируемое слюноотделение - болезнь интернациональная. Понятное дело, педалировать тему будут изо всех сил. Но, ИМХО, большой куш им выбить вряд ли удастся, уж очень много других проблем накопилось, где средства госбюджета реально нужнее. Но, поживем - увидим.
А в четвертой части мы рассмотрим, что же там у шведов в итоге получилось с психологическими операциями.
(продолжение следует)