Продолжение, начало
см. здесь Таблица в HTML-кодах заняла кучу места, поэтому пришлось разбить ее надвое. Продолжаем изучать историю вопроса:
В военное время в качестве высшего руководящего органа системы "психологической готовности" на базе комитета создается государственный информационный центр. В его функции входит общее руководство подготовкой и распространением информационных материалов внутри страны и за рубежом, контроль за деятельностью органов массовой информации, изучение общественного мнения и эффективности пропаганды, проведение мероприятий по борьбе с дезинформацией и распространением враждебных слухов и т. п.
Организация психологической обороны в военное время . При повышении степени готовности системы всеобщей обороны руководство системой психологической обороны переходит к премьер-министру. УПО становится центральным органом управления, основным координатором всей информационной деятельности на территории страны. На него возлагаются дополнительно следующие функции: организация противодействия психологическим операциям (ПсО) противника; содействие руководству страны при проведении ПсО против агрессора; оказание консультативной помощи правительству по вопросам создания информационного поля, базирующегося на достоверных, объективных и оперативных данных.
В своей деятельности в военное время УПО будет исходит из того, что слишком медленная, неполная или противоречивая информация национальных служб затрудняет защиту государственных интересов и территориальной целостности, создает благоприятные условия для проведения противником ПсО, направленных на подрыв морально-психологического состояния населения, способствует формированию атмосферы недоверия к руководству страны и предпринимаемым им действий. По штатам военного времени численность управления возрастает до 370 человек.
Организационно центр включает три отдела (информационный, исследований, иностранный), пресс-бюро и секретариат. В качестве консультативного органа при директоре центра действуют совет по вопросам информации и совет по вопросам печати. Руководящие работники центра назначаются правительством уже к мирное время из числа служащих министерств, вооруженных сил и органов массовой информации.
После полного мобилизационного развертывания УПО должно включать: пункт управления (ПУ), четыре отдела (административный, информационный, средств массовой информации, охраны эфира) и пресс-центр. ПУ отвечает за поддержание взаимодействия с правительственной канцелярией и главным командованием, а также за руководство деятельностью остальных формирований управления (21 человек).
Административный отдел (53 человека), состоящий из организаторский секции и комендатуры, отвечает за обеспечение деятельности, снабжение и охрану УПО.
Информационный отдел руководит подготовкой и распространением военной, внутриполитической и международной информации в стране, контролирует деятельность органов массовой информации.
Отдел исследований основные усилия сосредоточивает на проблемах пропаганды и контрпропаганды, изучения и формирования общественного мнения, разрабатывает мероприятия по борьбе с дезинформацией, распространением слухов и т. д.
Иностранный отдел организует радиопередачи на зарубежные страны.
Информационный отдел (95 человек) занимается анализом общественных настроений на основании докладов начальников округов (ГО), оценивает уровень пропаганды, степень дезинформации, выдает рекомендации по противодействию противнику, разрабатывает материалы агитационного характера, оказывает помощь в работе информационных служб различных ведомств; по решению правительства планирует и проводит информационную кампанию с целью повышения уровня морально-психологической готовности населения. Он комплектуется учеными, сотрудниками информационных служб, маклерами, рекламными агентами и журналистами.
Отдел СМИ (11 человек) выполняет следующие функции: следит за соблюдением законодательства о свободе печати и государственной тайне; вырабатывает рекомендации по использованию технических ресурсов для решения информационных задач (определяет возможности типографии, потребности в количестве печатной продукции, наличие подготовленного персонала, запасы бумаги, краски, запасных частей для ремонта оборудования). Состоит из юридической и технической секций.
Отдел контроля эфира (120 человек) осуществляет прослушивание иностранных телевизионных и радиоканалов с целью анализа содержания и возможного воздействия на население передаваемой по ним информации, предпринимает контрмеры как внутри страны, так и за ее пределами. Состоит из секций перехвата (языковеды) и анализа (страноведы).
На пресс-бюро возложена подготовка и распространение информации для шведской и иностранной печати.
Пресс-центр (70 человек) - информационный орган правительственного пункта управления для обеспечения журналистам доступа к банкам данных руководства системой обороны. Разворачивается в районе г. Сигтуна (40 км севернее г. Стокгольм). Комплектуется специалистами министерства иностранных дел, главного командования, управлений спасательной службы и ГО.
В окружном звене управления вопросами "психологической готовности" занимаются секции штабов округов гражданской обороны и военных отделов губернских правлений. Их деятельность сводится главным образом к распространению информации, получаемой от государственного информационного центра, через редакции местных газет и радио, а также к изучению общественного мнения.
На региональном уровне создаются два подуровня:
- секция психологической обороны штаба округа ГО выполняет следующие задачи: осуществляет координацию информационного взаимодействия военных и гражданских структур в рамках военного округа; анализирует морально-психологическое состояние населения в зоне ответственности; проводит разъяснительную (пропагандистскую) кампанию; распространяет через пресс-бюро официальную информацию о происходящих событиях; в случае необходимости УПО может усилить ресурсы округа для наращивания информационного обеспечения там, где предполагается наибольшая активность СМИ и наибольшее психологическое давление на население;
- информационная секция администрации (правления) несет ответственность за организацию взаимодействия с командованием района обороны; призвана удовлетворять информационные потребности общественности через региональные СМИ и муниципальные органы; руководит сбором данных о состоянии общественного мнения, уровне психологической готовности и формах информационной борьбы, применяемых противником, которые впоследствии анализируются УПО.
В местных органах власти (муниципалитетах) за вопросы "психологической готовности" отвечают специальные уполномоченные, которые изучают моральное состояние населения и затем информируют о нем вышестоящие органы.
На местном уровне задействуются:
- информационные группы муниципалитетов, которые разрабатывают планы информационного обеспечения граждан (порядок оповещения; специальные сигналы, подробные инструкции, особенности оповещения иностранцев; создание агитационных групп, информационное обслуживание коллективных укрытий), а также осуществляют сбор сведений о взглядах, настроениях и слухах;
- добровольные наблюдатели из числа активистов местных профсоюзов и партийных организаций, священников, почтальонов, журналистов местных газет, полицейских.
Полученные данные поступают по информационной цепочке в УПО (центральный уровень), где они обобщаются и анализируются, и на основе этого выдаются рекомендации руководству страны по решению возникающих в обществе психологических проблем.
Государственный информационный центр осуществляет распространение информации через акционерные общества "Шведское радио" (включающее и телевизионную компанию), "Шведское телеграфное бюро", а также редакции центральных газет и журналов. Всего в Швеции насчитывается более 300 радиостанций, работающих на длинных, средних, коротких и ультракоротких волнах, 800 телевизионных передатчиков, транслирующих первую и вторую программы телевидения, а также около 150 газет общим тиражом свыше 4 млн. экземпляров.
Средства психологической обороны . В качестве главных средств шведской психологической обороны рассматриваются радио, телевидение и пресса. В стране существуют следующие СМИ: три общегосударственных, один региональный (25 станций) и около 60 развлекательных радиоканалов местного характера (общая продолжительность вещания 4 000 ч в неделю); три общегосударственных и около 30 коммерческих телевизионных каналов (2000ч в неделю); 161 газета общим тиражом около 5 млн экземпляров. По состоянию на 1996 год на каждую тысячу жителей приходится 568 экземпляров.
Значение данных СМИ обусловлено национальным интересом шведов ко всему, что происходит за пределами их внутреннего мира. По данным статистики, средний гражданин Швеции тратит в день 6 ч на изучение сообщений СМИ, при этом: 36 проц. времени - на просмотр телепередач, 35 проц. - прослушивание радиотрансляций, 6 проц. - чтение утренних газет. По данным последних опросов, приблизительно 25 проц. всего взрослого населения страны смотрит информационные телепередачи не менее 2 ч в день, 95 проц. регулярно слушают радио, 70 проц. читают утренние газеты (3/4 из них делают это регулярно), 65 проц. предпочитают вечерние газеты в выходные и праздничные дни.
В подавляющем большинстве случаев (примерно 91 проц.) предпочтение отдается шведским СМИ, поэтому, по оценкам западных экспертов, иностранные средства психологического воздействия смогут оказать заметное воздействие только на малые группы населения, что значительно облегчает работу национальных органов и средств психологической обороны. В настоящее время в стране существуют три компании, занятые в сфере вещания. В соответствии с законом о радио они обязаны передавать сообщения по требованию властей.
В связи с этим при повышении готовности системы всеобщей обороны по указанию правительства по всем государственным каналам передаются сообщения, тексты которых подготовлены заранее. Они могут касаться начала войны, применения ОМП, наводнений, землетрясений, мобилизации, крупной аварии или катастрофы. Кроме того, по специальному соглашению с правительством все ресурсы этих компаний в случае войны должны быть переданы в распоряжение руководства управления психологической обороны. По мере возможности вещание должно осуществляться в обычной манере, круглосуточно, с ежечасными сообщениями основных событий и новостей без снижения качества передаваемой информации и смены ведущих. Передачи должны вестись на одном телевизионном канале, двух радиоканалах общего вещания и одном региональном. Охрана трансляционных компаний и станций возлагается на личный состав хемверна.
В настоящее время изучается возможность заключения соглашений с коммерческими компаниями, расположенными в Финляндии, Норвегии, Польше, Германии, странах Балтии, об их использовании для передачи экстренных сообщений в кризисных ситуациях. Задачи прессы в чрезвычайных условиях остаются прежними - формирование общественного мнения путем публикации надлежащей информации и проведения открытых дебатов по важнейшим проблемам. В связи с важностью данного вопроса ее деятельность полностью координируется УПО. О важности печатных СМИ говорит и тот факт, что в соответствии с планом действий системы всеобщей обороны в кризисных ситуациях почти все газеты, еженедельники и журналы (свыше 200 наименований) обозначены литерой К, что означает - роль данной организации в чрезвычайных условиях повышается.
Обучение кадров организуется комитетом "психологической готовности" путем проведения двух-трехдневных курсов, конференций, семинаров, штабных тренировок. Органы "психологической готовности" раз в семь лет принимают участие в учениях, проводимых в масштабе страны.
Система отбора и подготовки кадров . Отбор кадров для системы психологической обороны производится службой призыва в соответствии с рекомендациями УПО. Учету подлежат все специалисты руководящего звена, 90 проц. исполнителей-информаторов и 50 проц. административных сотрудников информационных служб.
Основное внимание при этом обращается на компетенцию работников, то есть на индивидуальные качества и личностные особенности, способствующие эффективному выполнению поставленных задач, а также на уровень профессиональной и специальной подготовки и полученного образования.
Подготовку кадров военного времени организует управление психологической обороны на базе военной академии, университетов в городах Умео, Аунд, Гётеборг, института журналистики в Стокгольме по четырехлетнему циклу. Первый год - сборы руководящего состава центрального уровня и семинар для персонала пресс-центров. Второй - тренировка персонала службы СМИ, семинар руководящего состава УПО, сборы руководителей центрального и регионального уровня. Третий - тренировка персонала пресс-центра, сборы руководителей центрального и регионального уровня. Четвертый год - сборы сотрудников пресс-центров; семинар сотрудников службы СОИ; учение по развертыванию организации военного времени.
Кроме этого, по согласованию с руководством военной академии 2 раза в год сотрудники информационных служб получают специальную подготовку на двухнедельных курсах совместно с другими специалистами гражданской обороны, по своей специальности участвуют в штабных тренировках, играх, учениях (6-8 раз в год), ежегодных учениях по развертыванию системы всеобщей обороны и в международных мероприятиях. Общее требование - мобилизационный резерв должен включать 100 проц. руководителей, 80 проц. исполнителей и 45 проц. вспомогательного персонала, входящих в состав всех информационных служб страны. При этом 90 проц. руководителей должны участвовать в регулярных семинарах и крупных учениях, проходивших в течение последних четырех лет, остальные категории (не менее 75 проц.) - в крупных учениях, тренировках и семинарах по мере необходимости. Мобилизационные планы корректируются ежегодно в соответствии с результатами, показанными на учениях, по четырехбалльной шкале.
Согласно планам на 1987-1992 годы в области "психологической готовности" предусматривается продолжить создание запасов типографского оборудования и материалов, средств связи и запасных частей к ним, расширение радиосети, в том числе ведущей передачи на зарубежные страны, а также дальнейшее развитие исследовательской работы в своей области с привлечением научно-исследовательских центров министерства обороны и других ведомств. По оценке шведского военно-политического руководства, организация и состояние органов "психологической готовности" страны в основном обеспечивают решение поставленных задач.
Возможные изменения в системе психологической обороны. Учитывая стабилизацию обстановки в Европе, снижение внешней угрозы безопасности страны, а также намеченные изменения и сокращения в системе всеобщей обороны, группа исследователей НИИ министерства обороны и Аундского университета провела анализ эффективности сложившейся организации и выступила с предложением об изменении структуры и направленности деятельности управления психологической обороны. В частности, в связи с выводами о чрезмерности использования ресурсов предлагается: полностью унифицировать задачи УПО в мирное время (контроль - анализ - рекомендации); вдвое сократить численность центрального аппарата, для чего переложить часть аналитических функций на центральное статистическое бюро; сконцентрировать внимание на прослушивании эфира стран Балтийского региона; задачу выдачи рекомендаций правительству по обеспечению психологической готовности в стране поручить административному отделу вместо информационного; исключить функцию информационного освещения в рамках пресс-центра, передав ее правительственной канцелярии, и сосредоточить усилия на организационных вопросах; решить задачу поддержания рабочих контактов УПО с правительством и главным командованием ВС в мирное время; передать функцию подготовки кадров системе ГО.
В результате штаты УПО в военное время могут быть сокращены до 192 человек, в том числе управление будет насчитывать 5 человек, отдел анализа - 60 (секции учета сведений - 10, прослушивания эфира - 30 и анализа - 20), информационный отдел - 25, отдел СМИ - 12, отдел обеспечения пресс-центра- 50, административный отдел - 40 человек.
На региональном и местном уровне функционирование элементов системы психологической обороны признано удовлетворительным. В дальнейшем рекомендуется сосредоточить основные усилия на следующих направлениях: повышение уровня мобилизационной готовности и профессиональной компетенции специалистов; снижение временных показателей сбора и доклада результатов контроля морально-психологического состояния населения; совершенствование форм информационного обеспечения потребностей граждан; дальнейшее утверждение в информационной работе принципов достоверности, объективности и неполитизированности.
Приведенная дословно статья 1987 года дополнительно позволяет насладиться изумительным образчиком кондовой позднесоветской лексики. Обратите внимание на выделенное красным в левом столбце
первой части статьи:
В основе идеологической обработки населения лежит господствующая в стране буржуазная идеология, отражающая политику правящих кругов Швеции. Она направлена на "воспитание в духе преданности идеалам капиталистического общества и готовности к его защите, а также противодействия иностранной пропаганде".
Закавыченный текст вроде бы должен подразумевать точное цитирование первоисточника. Но, как ни напрягаюсь, я не могу себе представить ТАКОЕ написанным у шведов. Понятное дело, что в оригинале могло быть что-то вроде "преданности западным идеалам" или "демократическим ценностям", а военный переводчик или его редактор просто сделали прямую кальке с советского "в духе преданности идеалам социалистического общества". Чтоб, значит, доступнее для читателя было, направляло в правильное русло и не вызывало ненужных вопросов. Кстати, а вы знаете, что на закате советской эры, когда эта структура формировалась, аккурат из политработников и происходила бóльшая часть психборцов (для краткости их называли "психами", на что многие почему-то обижались)? С учетом этого использованная подобной терминологии вполне понятно.
Возвращаясь к Швеции, остается только резюмировать - мол, собственно, вот и все. А если вы спросите меня: а дальше? - я отвечу вам, что этих двух весьма старинных и довольно куцых статей на поверку вполне достаточно для получения общего представления о предмете, потому что психологической обороны в Швеции больше как бы нет. Как и начинали когда-то, за полвека до этого, в 2000-х годах одна за другой все три основных скандинавских страны дружно попытались отказаться от их ранней модели ПсБ в пользу наиболее современной, как нынче модно говорить, "продвинутой", концепции "Психологические операции НАТО". Более подробно этот этап будет освещен в четвертой части, а пока на примере Швеции рассмотрим то, почему именно "попытались".
(продолжение следует)