24 января личному составу боевой батальонной группы "Сёр-Варангер" сухопутных войск Норвегии передали первую партию новых снегоходов типа Lynx Commander 800 R E-TEC Army и "гексациклов" Lynx Outlander 6×6 Army (гексацикл - неофициальное название шестиколесного транспортного средства на базе квадроцикла NB: не путать с сексациклом!!!).
(с) Foto: Ole-Sverre Haugli, Atle Staalesen / Hæren
Всего до конца текущего года на вооружение норвежской армии поступят около 200 снегоходов и 100 гексациклов, из которых ББГ "Сёр-Варангер" получит 90 и 70 машин соответственно, то есть более половины всей заказанной техники. Контракт с канадской Bombardier Recreational Products (BRP) на поставку 300 легких транспортных средств повышенной проходимости МО Норвегии заключило осенью 2017 года через Агентство НАТО по обеспечению и закупкам NSPA. Сборка машин производится на заводе BRP Finland Oy в Рованиеми на севере Финляндии.
Исходя из средней рыночной стоимости обоих машин, составляющей около 25 и 30 тыс. долларов соответственно, стоимость закупки может достигать 8 млн. долларов, а с учетом запчастей и МТО общая сумма контракта оценивается в 12,8 млн. долларов.
Facebook post
Немного истории. Норвежские военные с интересом приглядывались к снегоходам еще с 1970-х годов, так как передвижение по снегу вне дорог было известной проблемой страны. В полной мере армейским требованиям не соответствовали, ни американский Weasel, ни сменивший его
шведский Вv202. И только Bv206 стал реальной палочкой-выручалочкой, но за счет существенно возросшей массы, размеров и стоимости.
Поначалу снегоходы не считались реальной альтернативой, так как тогда отнюдь не блистали своими характеристиками - двигатели от 12 до 40 лошадей, максимальная скорость могла достигать 70 км/час. По укатанной дороге под горку.
Слева - одна из первых массовых моделей скутеров-снегоходов Ski-Doo Bamse 1965 года компании Bombardier: две гусеницы, одна лыжа, двигатель на 40 л.с., механическая коробка, две передачи вперед и назад. Резво шел по зимнику, способен с разбегу забраться на небольшую горку, но безнадежен при движении поперек склона. Справа - более поздняя модификация Bombardier Ski-Doo Olympique 1968 года.
Такие и подобные им машины еще лет 10-15 не представляли собой ничего выдающегося, пока технологии не достигли зрелости с мощными надежными двигателями, вариаторами и прочными гусеницами на основе современных материалов. Начиная с 1980-х годов новые скутера закупались вооруженными силами небольшими партиями для опытной эксплуатации. Первоначальные варианты использования варьировались от перевозок пассажиров и небольших грузов до изучения возможности использования в качестве носителей различных вариантов вооружения. С 1990-х закупки стали регулярными.
Polaris Widetrak LX (1993) и Linx Ranger 2000 (1998)
Yamaha Venture 500 XL/8DX (1994) и Yamaha VK 540 II/8AC (1998)
Arctic Cat Pantera 800 (2002) и Arctic Cat T660 Turbo (2004)
BRP Ski-Doo Summit 800 (2004) и BRP Ski-Doo Tundra 550 (2008)
Бóльшая часть этих машин использовалась в обеспечивающих подразделениях. На севере Норвегии разбросаны десятки постов радиоэлектронных войск (РЭВ) Cyberforsvaret и службы тыла FLO. Практически каждый из них по штату имеет несколько снегоходов.
Снегоходы Arctic Cat Bearcat 660 WT 4-stroke (слева) и BRP Ski-Doo Tundra LT 550 (справа) подразделения РЭВ с полярной станции на острове Ян-Майен (2012)
Группа специалистов РЭВ на снегоходах BRP Ski-Doo Summit Х 800 устанавливает ретранслятор системы связи Link 16 (гора Салтфьеллет, 2015)
Но для своих боевых подразделений вооруженные силы желали получить менее утилитарную и более специализированную технику. Поэтому в конце 1990-х служба тыла FLO начала проведение сравнительных испытаний нескольких моделей снегоходов, рассматривая возможность закупки первой крупной партии таких машин. В вооруженных силах они получили официальное обозначение LTK/V, то есть, Lett terrenggående kjøretøy vinter - легкий вездеход/зимний. А гексациклы соответственно назвали LTK/S (S значит sommer).
Основные требования к скутерам включали:
1) Максимальная масса до 250 кг.
2) Способность двигаться с заданной скоростью при нагрузке около 300 кг.
3) Возможность перевозить двух солдат с вооружением и снаряжением.
Кроме того, необходимо было внести ряд изменений в конструкцию с учетом специальных требований военных - белый цвет корпуса, крепления для вооружения и снаряжения и т.п.
Победителем конкурса стали скутера Lynx компании Bombardier. Закупки машин трех типов производились несколькими партиями, начиная с 1999 года, и сейчас эти машины являются самыми массовыми в ВС Норвегии.
Lynx GLX 5900 FCE (1999) и Lynx 6900 FCE Army (2003)
А наиболее современной из них до последнего времени была модификация Lynx Pro Army V-800. Первую партию в количестве 62 единиц закупили в конце 2006 года и сразу поставили на вооружение все той же ББГ "Сёр-Варангер".
Lynx Pro Army V-800 (2006)
В сравнении с широко распространенными и отлично зарекомендовавшими себя сочлененными плавающими гусеничными транспортерами Bv206 снегоходы обладают рядом важных преимуществ: высокая мобильность, маневренность и скорость до 90 км/ч; лучшая проходимость по плотному снегу; меньшая шумность; бóльшая экономичность (меньше расход топлива и стоимость технического обслуживания).
Однако не лишены снегоходы и ряда недостатков, к которым относятся существенно меньшая грузоподъемность и пассажировместимость, открытое расположение водителя и пассажира, возможность использования только в зимнее время. Поэтому в войсках используют вездеходы обоих классов, в зависимости от ситуации.
Сейчас LTK/V активно применяют подразделения всех видов ВС и родов войск вооруженных сил, включая практически все части сухопутных войск. Основные решаемые задачи - патрулирование, поисково-спасательное обеспечение, перевозки пассажиров, транспортировка раненых, грузов и т.п.
Боевая батальонная группа "Сёр-Варангер"
Северные гарнизоны "Сёр-Варангер" и "Порсангер" всегда первыми получали снегоходы, начиная с самых первых массовых моделей. И до сих пор значительная часть этой техники стоит у них на вооружении.
В "Сёр-Варангере" по штату 90 снегоходов, из которых более 50 у пограничной роты для патрулирования 193-километрового участка российско-норвежской границы.
Остальные скутера в той или иной степени изношенности находятся в ППД гарнизона. Причем у некоторых эта степень такая, что общее количество машин сократилось ниже 80, а для курса обучения вождению молодого пополнения в учебной роте приходится брать в аренду гражданские машины.
Но более подробно об этом
ниже.
Механизированная бригада "Север"
Всего в бригаде около 200 снегоходов. По штату они положены практически всем батальонам соединения, но в каждом конкретном случае количество LTK/V определяется объемом и перечнем решаемых задач.
2-й легкий пехотный (арктический) батальон
В 2012 году в связи с общим ростом военной активности в Арктике вместо первоначальных планов расформирования к 2014 году 2-го мотопехотного батальона приняли решение о формировании на его базе так называемого "арктического батальона".
На практике, сохранив часть бронетехники (убрали колесные БТР SiSu Patria Pasi, оставили машины на базе гусеничных М113), тем не менее основными транспортными средствами батальона стали ГТР Bv206, более эффективные чем БТР при действиях в арктическом регионе. В дополнение к ним батальону от души отвалили лёгких машин повышенной проходимости - "летних" гексациклов LTK/S и "зимних" снегоходов-скутеров LTK/V.
Всего во 2-м батальоне 80-90 снегоходов.
Снегоходы 2-го батальона на учениях ВС Норвегии Joint Viking '17 (вверху) и Joint Reindeer '18 (внизу)
Напомню, что в соответствии с новыми планами 2-й батальон в очередной раз
подлежит расформированию и созданию на его основе нового же "кавалерийского" батальона в Порсангере. Как там выйдет дело со снегоходами посмотрим потом. Им бы с бронетехникой разобраться.
Мотопехотные батальоны "Телемарк" и "Бронебатальон"
Снегоходы "Телемарка" на полигоне "Остланне" в Рене (слева) и на учении Joint Reindeer '18 (справа)
Торжественное построение "Бронебатальона" в честь 30-летия образования части (январь 2017)
В обоих батальонах одинаковые штаты, поэтому резонно предположить, что если у одного 16 снегоходов, то ровно столько же и у другого.
Артиллерийский батальон
У артиллеристов 12 снегоходов в роте артиллерийской разведки.
Артиллерийские егеря из роты артиллерийской разведки артиллерийского батальона тренируются по управлению огнем боевых вертолетов AH-64D Apache 656-й эскадрильи армейской авиации Великобритании (British Army Air Corps) во время учения "Клок Ворк" (полигон "Сетермоен", Бардуфосс, февраль 2019 г.)
Разведывательный батальон
Эти ребята очень не любят фотографироваться и вообще откровенничать о себе. Но снегоходов у них есть - к гадалке не ходи.
Группа роты глубинной разведки (fjernoppklaringeskadronen) движется по маршруту. По снимку 100-процентно утверждать нельзя, но с вероятностью 99,99% передвигаются они на снегоходах.
UPD Скриншоты из видеоролика
Магнус Митбо:
Батальон связи
В батальоне связи около 30 скутеров - по два в каждом из двух взводов связи рот "А", "В" и "С", а также для каждого из разворачиваемых командных пунктов - основного и запасного КП бригады, и КП самого батальона связи.
Медицинский батальон
Медики на снегоходах эвакуируют раненных.
Рота военной полиции
В батальоне боевой поддержки и инженерном батальоне бригады, а также в отдельном пехотном батальоне королевской гвардии вроде бы такой техники нет.
Военно-воздушные силы
В ВВС снегоходы используют подразделения охраны аэродромов:
На авиабазе Эрланн семь снегоходов.
Военно-морские силы
Командование береговых егерей:
Патрульный корабль БОХР "Свальбард":
Снегоход Yamaha Venture 500 XL/8DX
Хемверн
Очевидным образом среди всех округов территориальной обороны больше всего снегоходов у самого северного 17-го округа ХВ в гарнизоне "Порсангер". Всего у них около 50 LTK/V.
Резервисты из взвода высокой готовности Ида и Лира" 17-го округа ХВ (HV-17 Innsatsstyrke Ida og Lyra) выдвигаются в район проведения учения Joint Viking '17
Слева - вообще-то, штатных "Джавелинов" у ХВ нет, но считается, что ежели чего, то им тоже дадут. Справа - взвод высокой готовности 11-го округа ХВ "Арчери" (HV-11 Innsatsstyrke Archery).
Но для всех всех округов в Хемверне снегоходов уже не хватает, и об этом тоже поговорим
ниже.
Центр передового опыта НАТО по арктической подготовке
Центр COE-CWO (Centre of Excellence for Cold Weather Operations) не имеет отдельной географической локации, а представляет собой сеть учебных подразделений и объектов, разбросанных по территории всей страны. Основные занятия по различным направлениям и курсам подготовки проходят в двух Центрах подготовки союзных войск (Alliert treningssenter) в том же гарнизоне "Порсангер" и в военном лагере "Асегарден", в школе NSWW (Norwegian School of Winter Warfare) в Тернингмуене (Terningmoen), в Центре подготовки Хемверна HVSKS (Heimevernets skole- og kompetansesenter) в Домбос (Dombås) и в некоторых других местах. Для обеспечения учебного процесса в штате каждого из них есть снегоходы.
Военнослужащий Бундесвера на тренировках в COE-CWO
Арктическая подготовка Frømandskorpset ССО ВМС Дании в Финнмарке. Правда, снегоходы явно
гражданские (с) Foto: Henrik Palshøj / Frømandskorpsets facebook
Резерв
До последней поставки общее количество снегоходов у ВС Норвегии составляло около 650 единиц. С учетом всех распределенных по подразделениям машин, еще около 150 из них числились в резерве и хранились на складах мобилизационного имущества. Чтобы не простаивали без дела их регулярно сдают в аренду союзникам при проведении ими тренировок и учений на территории Норвегии. Это по отдельному плану, без учета подготовки в центре COE-CWO.
Разведывательные подразделения Швеции получают норвежские снегоходы перед началом учения Cold Response в 2012 году (вверху), а Германии в 2014-м (внизу).
…и они же используют их в 2014-м:
…а шведы через два года на
Cold Response '16:
Английские и голландские морпехи пользуются норвежскими снегоходами практически каждый год.
Brigade Patrol Troop из состава 3-й бригады МП Великобритании отрабатывают действия в зимних условиях во время Winter Cold Weather Training Exercise Cetus '06 (Asegarden, Harstad).
Surveillance and Reconnaissance Squadron (SRS) 3 Commando Brigade Royal Marines, Winter Cold Weather Training Exercise Cetus '14
Спецназ голландской морской пехоты на учении ССО Tundra '08
Подразделение бригады МП Нидерландов во время учения Joint Reindeer '18 (Tennevoll, Norway)
…и они же на групповом фото после его окончания.
Персонал 352nd Special Operations Wing ССО ВВС США отрабатывает погрузку и выгрузку снегоходов в конвертоплан V-22 Osprey
с использованием системы SLATS (январь 2019 г.)
Но из всех норвежских машин даже последних партий большая часть к 2011 году эксплуатировалась в течение 4-6 лет, пробег некоторых достигал 15-20 000 км, и они подлежали списанию.
Списанные снегоходы выставляются по остаточной стоимости на интернет-аукционы. Причем началось это еще в 2008 году под лозунгом избавления от излишков запасов на складах - на ремонт денег не было, а хранить получалось накладно. Таким образом сначала в период до 2011 года продали частным лицам более
100 снегоходов различных моделей. А после этого еще
не менее 50. Причем по отзывам покупателей машины находились не в самом лучшем состоянии, мягко говоря. Особо "везучие" могли получить снегоход вообще
без мотора, со сгоревшей проводкой. Видно, эксплуатировали их на износ. Опять же, срочники - они везде одинаковые, даже в Норвегии.
Все бы хорошо, но когда-то покупали эти машины не просто так.
Выше
уже упоминалось, что в Хемверне больше всего снегоходов у 17-го округа. А вот на чем катались на учении Joint Viking '17 резервисты из взвода высокой готовности "Клеймор" 16-го округа (HV-16 Innsatsstyrke Claymore):
Здесь слева отлично виден военный Lynx. Но судя по цвету корпуса и номеру он явно из самых ранних партий.
Остальные же откровенно поражают воображение разнообразием неожиданно веселых расцветок.
Конечно, можно предположить, что для учения им собрали машины со всех окрестных обеспечивающих подразделений службы тыла FLO и радиоэлектронных войск
Cyberforsvaret. Но на следующем снимке четко видно, что машина взята в аренду у компании
Frode Utsi AS.
И здесь то же самое:
В общем, несмотря на самую высокую на планете "снегоходизацию" (при общей численности ВС Норвегии в 17 тысяч человек один скутер приходится на 26 военнослужащих действительной службы) в связи с постепенным устареванием парка LTK/V и постоянным уменьшением их общего количества, в министерстве обороны с того самого 2011 года рассматривали вопрос о поэтапной замене около 550 единиц. Что называется, вопрос созрел.
На эти цели в рамках программы "Проект 5006: транспортные средства повышенной проходимости и снегоходы" планировалось выделить в 2012-2020 годах до 300 млн. крон (38,9 млн. долларов). Заключение контракта планировали в 2013 году, а его выполнение - в 2015-м. В ноябре 2013-го объявили тендер, по итогам которого планировалось заключение рамочного договора сроком на четыре года для поставки 400 машин, из них 250 тяжелых и 150 легких. Контракт должен был включать опцион на дополнительную партию снегоходов общего назначения в четырех вариантах. Также предусматривалось заключение рамочного договора на семь лет для поставки запчастей, технического обслуживания и ремонта. Стоимость дополнительных соглашений оценивалась в сумму от 100 до 500 млн. крон (13-65 млн. долларов).
Тогда одним из наиболее вероятных претендентов на победу в конкурсе считался снегоход Lynx 69 Army Yeti. Являясь дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавшей себя модели Pro Army V-800, он изначально разрабатывался в соответствии со стандартами и типовыми специальными требованиями военных, при этом обладая улучшенными характеристиками. Как и у его предшественника, корпус Yeti из деталей белого цвета, машина комплектуется двумя аккумуляторами, светомаскировкой основных фар и дополнительными инфракрасными фарами для вождения в очках ПНВ, обогревом выхлопных труб для предотвращения замерзания конденсата в системе, а также ящиками и дополнительными креплениями для вооружения и снаряжения. При этом, несмотря на возвращение от 4-тактного к 2-тактному двигателю, его мощность у нового снегохода существенно выросла, а шипованная резина гусениц обеспечивает лучшую проходимость и при любом состоянии снежного покрова, и на грунтовом покрытии. На тот момент стоимость одного снегохода Lynx 69 Army Yeti составляла около 162 тыс. крон (22 тыс. долларов).
Lynx 69 Army Yeti
Но в начале 2014 года реализацию проекта временно приостановили в связи с сокращением бюджета, и вопрос о закупке новых машин для замены основного парка снегоходов оставался открытым. Однако именно тогда возник и фактор Украины, а заодно начался рост военной активности России в Арктике. Поэтому программу закупки снегоходов постарались реанимировать как можно быстрее. В частности, закупив небольшую партию этих машин, их успешно испытали в войсках.
Курсанты высшего училища радиоэлектроники FIH на полевом выходе по горной подготовке (февраль 2016 г.)
Но окончательное возобновление программы произошло уже в рамках нового трехлетнего проекта "Проект 5094: Закупка LTK/V и LTK/S" с рамочной стоимостью до 150 млн. крон (19,5 млн. долларов). Согласно плану закупок на 2017-2025 годы первую партию предполагалось приобрести только в 2021 году. И тут не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за затянувшегося
исследования перспектив развития наземных сил бюджеты на 2017 год по основным закупкам для армии и Хемверна удалось реализовать только на 53%. Поэтому приняли решение направить неиспользованные средства на выполнение ряда не самых приоритетных программ, но таких, по которым не возникало споров. В частности, к ним относился и проект 5094.
Однако за это время линейка продукции BRP успела обновиться, поэтому вместо Lynx 69 Army Yeti выбор новых снегоходов пал на самую современную сейчас модель Lynx Commander 800 R E-TEC Army.
Lynx Commander 800 R E-TEC Army
Гражданский Lynx Commander 800 R E-TEC 2016 года выпуска на испытаниях в Норвегии в 2017 году.
Различия в сравнении с коммерческой модификацией Commander кроме стандартных уже фар, белого цвета и всяких коробок-креплений включают усиленную переднюю подвеску. Зато в сравнении с моделью Pro Army 800 новая машина просто монстр - мощность мотора выросла почти в 2,5 раза, сразу до 164 лошадей!
Кстати, сами военные даже немного опасаются этого из-за резкого возросшей угрозы травм личного состава при езде на новых машинах. Но повышенная мощность очень нужна была, с учетом того, что снегоходы постоянно используются для буксировки тяжело нагруженных саней на прицепе.
Как указывалось выше, кроме LTK/V Норвегия закупает также новые LTK/S Lynx Outlander 6×6 Army от того же производителя, сменив своего основного поставщика для такой техники с Polaris на Bombardier.
Но про них и их историю мы поговорим как-нибудь в другой раз.