Комплексы РЭБ тактической авиации ВМС и морской пехоты США

Jul 20, 2022 19:07




На основе обобщения немалого собственного опыта, начиная еще со времен войны с Испанией (1898), а также с учетом всех известных военных конфликтов XX века, в ВС США давно поняли необходимость комплексного ведения РЭБ в тесной связи с непосредственной боевой деятельностью своих войск (сил). Уже лет 50 с гаком тамошние эксперты считают РЭБ не просто одним из важных видов боевого обеспечения, но рассматривают её в качестве относительно самостоятельного вида военных действий или специфической формы вооруженной борьбы, причем в рамках более широкого понятия "информационная война". С учетом этого еще в 1980-х разработали и приняли единую для ВС США концепцию "Борьба с системами боевого управления" С₃С (Command, Control and Communication Countermeasures). В соответствии с ее положениями, основным содержанием РЭБ является проведение интегрированных, специальных, базирующихся на основе детальных разведданных операций по дезинформации, подавлению, физическому уничтожению радиоэлектронных средств (РЭС) с целью лишения противника информации и способности управлять вверенными ему силами, а также для защиты своих систем боевого управления от аналогичных действий с его стороны.

Чоуштам - доступно, понятно, красиво. Но, увы, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Кто-нибудь из читателей слышал про С₃С? Название это отнюдь не запечатлелось в памяти, в отличие от всяких С₂, С₃, C₄ISR и прочих аббревиатур, навроде A2/AD, или какого-нибудь, прости господи, "Си-джед-си-ту" (CJADC2). Во-о-от, поэтому и предлагаем читателям припасть к истокам. Чтобы значить, не есть быть, чтобы есть…




Несмотря на передовые теоретические взгляды, их внедрение на практике сталкивалось со сложностями, которые окончательно преодолеть так и не удалось, потому что уже в 1990-х развитие систем РЭБ в Америке почти прекратилось в связи с объявленной победой в Холодной войне блока НАТО и США над странами Варшавского договора во главе с Советским союзом. Начавшийся за этим 20-летний период InterBellum характеризовался беспрецедентным снижением уровня соперничества между крупными державами, что привело к смещению акцента в военной деятельности США на противодействие террористическим и прочим "ассиметричным" угрозам. Это оказало значительное негативное влияние на программы разработки и планы приобретения ВВСТ, включая существенное снижение, а нередко и прекращение финансирования проектов, связанных с интенсивными военными действиями против высоко технологически развитого и технически оснащенного противника. Наверное, вы догадались, что в неравной борьбе за бюджетные ассигнования программы РЭБ пали одними из первых.


Однако начавшаяся после войны 08.08.08 постепенная эскалация международной напряженности, резко ускорившаяся с 2014 года, привела к необходимости пересмотра указанного выше подхода, включая и развитие РЭБ.

При этом особенно упирали на то, что по имеющейся информации, в ходе реформирования ВС РФ значительное внимание уделялось именно системам РЭБ. По мнению американских экспертов, в дальнейшем это оказало существенное влияние на ход начавшихся военных действий на Украине, а затем и в Сирии, хотя там в меньшей степени. Кроме того, аналогичные тенденции отмечали и в отношении развития НОАК, при этом с 2006-го Китай признали одним из мировых лидеров в области электронных технологий, а значит его возможности РЭБ потенциально могли быть даже выше российских.

Поэтому реализация программ разработки новых систем РЭБ и повышения их возможностей началась ускоренными темпами во всех видах ВС США, включая ВМС и корпус морской пехоты (КМП). Именно к ним мы сегодня и приглядимся под мелкоскопом.

В общем, начинаем очередную опупею.


Со времен войны во Вьетнаме для этих видов вооруженных сил традиционным является сосредоточение практически всех групповых средств РЭБ в авиации, а основными их носителями выступают тактические самолеты. Они предназначены для обеспечения действий своих войск и сил, прежде всего боевой авиации, путем подавления РЭС управления войсками и оружием, в первую очередь систем ПВО противника. В поисках "ассиметричного" приложения усилий с начала 2000-х самолеты РЭБ также эпизодически привлекали для постановки помех средствам мобильной радиосвязи и радиовзрывателям дистанционного подрыва СВУ, а в перспективе рассматривали потенциальную возможность их участия в кибероперациях.

Что касается конкретных типов носителей, то прежде всего здесь нужно вспомнить разработанный на базе палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder самолет РЭБ Grumman EA-6 Prowler, который приняли на вооружение еще в 1971-м сначала в авиации ВМС, а затем и КМП. За счет увеличенной на 1,4 метра длины фюзеляжа в кабине разместили второй ряд кресел для двух дополнительных операторов систем РЭР и РЭП, экипаж увеличился до четырех человек, а основой БРЭО новой машины стал комплекс РЭБ AN/ALQ-99 TJS (Tactical Jamming System) разработки компании EDO. Изначально она называлась Earl Dodge Osborne Corp., в 2007 году ее приобрела ITT, которая c 2015-го вошла в состав Harris Corp., а та в 2019-м стала частью L3Harris (эти события будут многократно упоминаться ниже).

В сотрудничестве с инженерами-конструкторами Grumman, а затем и объединенной корпорации Northrop Grumman специалисты EDO произвели ряд последовательных модернизаций самолета и комплекса РЭБ:

1973 - программа EXCAP (Expanded Capability), модификация комплекса AN/ALQ-99C
1976 - ICAP I (Improved Capability 1), AN/ALQ-99D
1980 - ICAP II (Improved Capability 2), AN/ALQ-99J
1991 - ADVCAP (Advanced Capability), AN/ALQ-99F
2003 - последний, третий пакет обновлений ICAP III (Improved Capability 3), AN/ALQ-99F(V)

Ожидали, что с учетом оценок известных и прогнозируемых перспектив развития РЭС вероятного противника, возможности последней модификации будут соответствовать текущим и потенциальным угрозам не менее, чем до 2015 года.

Между тем, устаревшие штурмовики A-6E Intruder сняли с вооружения авиации КМП в 1993 году, а ВМС в 1997-м. Вслед за ними в 2007 г. в палубной авиации ВМС началась плановая замена и ЕА-6В Prowler новыми самолетами РЭБ Boeing EA-18G Growler, разработанными на базе двухместной модификации палубного истребителя-бомбардировщика (ИБ) F/A-18F Super Hornet.




Самолеты РЭБ авиации КМП и ВМС США с комплексами РЭБ AN/ALQ-99: слева - EA-6B Prowler, справа - EA-18G Growler

Эта машина достигла начальной боеготовности (НБГ) IOC (Initial Operational Capability) в сентябре 2009-го, после чего EA-6B стали поэтапно заменять на EA-18G, завершив перевооружение в конце 2021-го. В авиации морской пехоты последний самолет РЭБ EA-6B списали в марте 2019 г., причем без замены. Но теперь такое решение признали слишком поспешным и в среднесрочной перспективе для решения задач РЭБ командование КМП рассчитывают использовать ИБ F-35B Lightning II, о чём ниже.


Комплекс РЭБ AN/ALQ-99

Разработанная компанией EDO в 2003 году по программе ICAP III модификация комплекса РЭБ AN/ALQ-99F(V) до настоящего времени является основным вооружением EA-18G Growler ВМС США, ВВС Австралии и еще долго будет оставаться в этом качестве.

Система позволяет перехватывать, обрабатывать и подавлять излучения в диапазоне от 64 МГц до 18 ГГц, включая РЛС обнаружения, сопровождения ВЦ, управления огнем и наведения ЗОС, а также некоторых систем связи АСУ ПВО.

В качестве первичного источника информации об угрозах выступает отдельная станция РЭР AN/ALQ-218(V) самолета-носителя с приемными антеннами и приемниками, встроенными в хвостовые кили и планер. Кроме получения исходных данных для РЭП, она позволяет решать задачи РТР, автоматически или в ручном режиме распознавая сигналы и определяя местоположение их источников (более подробно о станциях РЭР носителей в соответствующих разделах ниже).

В остальном комплекс AN/ALQ-99 практически полностью автономен и может работать в трех основных режимах. В автоматическом обнаружение, классификацию и подавление угроз обеспечивают центральные процессоры (ЦП) станций РЭП, которые запоминают форму сигнала и передают эти параметры для программирования генераторов помех. При полуавтоматическом оператор выбирает цели из уже обнаруженных и управляет станциями. В ручном режиме операторы самостоятельно выявляют угрозы и определяют приоритетность их подавления.

Станции РЭП выполнены в виде отдельных подвесных контейнеров нижнего частотного диапазона ALQ-99LB (Low Band) и верхнего ALQ-99HB (High Band). Их конструкция в значительной степени унифицирована, а основным внешним отличием являются размеры радиопрозрачных обтекателей антенн.



Станции РЭП комплекса РЭБ AN/ALQ-99 на самолете EA-18G Growler: слева - контейнер нижнего диапазона ALQ-99LB, справа - верхнего ALQ-99HB с установленным адаптером для подвески на подкрыльевом пилоне

При одинаковой длине 4,7 м и высоте 0,71 м ширина контейнеров ALQ-99LB и ALQ-99HB составляет 0,61 м и 0,46м соответственно. Их масса отличается незначительно и колеблется в зависимости от поддиапазона между 460 кг (Band 4) и 494 кг (Band 9/10).




Слева - пилот осматривает подвеску станции РЭП ALQ-99HB перед полетом EA-18G из состава Air Test and Evaluation Squadron (VX) 9 "Vampires", (NAWS China Lake, California, 2014); справа - подвеска контейнера ALQ-99LB под фюзеляжем EA-18G из состава Electronic Attack Squadron (VAQ) 136 "Gauntlets" в ангаре авианосца USS Carl Vinson (CVN 70) на боевой службе (Южно-Китайское море, 2018)

В состав каждой станции РЭП - и ALQ-99HB, и ALQ-99LB - входят следующие основные элементы:

1) универсальный задающий генератор помех с ЦП
2) два передатчика помех - передней и задней полусферы
3) две антенные системы - передней и задней полусферы
4) электрогенератор



1) несущая верхняя крышка гондолы; 2) передатчик передней полусферы; 3) универсальный генератор помех; 4) передатчик задней полусферы; 5) электрогенератор RAT; 6) радиопрозрачный обтекатель антенн

Конструктивно все контейнеры представляют собой полностью автономную по электропитанию и охлаждению систему. Встроенный генератор переменного тока RAT (Ram Air Turnbine) приводится в действие набегающим потоком воздуха через винт-крыльчатку. Включение производится на скоростях более 185 км/ч, достаточная мощность для работы на излучение одного передатчика помех обеспечивается на 356 км/ч, для двух на 407 км/ч. После преобразования постоянный ток нескольких номинальных напряжений подается на генератор и передатчики.



Передатчики помех контейнеров комплекса РЭБ AN/ALQ-99F(V):
слева-направо - ALQ-99LB (Band 1/2/3), ALQ-99HB (Band 7/8), ALQ-99HB (Band 9/10)

От носителя в ЦП станций поступают только управляющие команды и данные о параметрах полета (высота, курс), а обратно в систему управления самолета от контейнеров передается информация об их техническом состоянии от аппаратуры встроенного контроля.

Каждый EA-18G может нести пять станций ALQ-99 на одном центральном подфюзеляжном узле подвески, двух средних подкрыльевых и двух внешних. Однако стандартным вариантом является один контейнер нижнего диапазона под фюзеляжем и два верхнего под крыльями. При этом для перекрытия всего частотного спектра полный комплект из шести-восьми подвесных станций должны нести не менее двух машин.




Техническое обслуживание станций ALQ-99: слева - модуля универсального задающего генератора помех на борту авианосца USS George Washington (CVN-73) на боевой службе (Тихий океан, 2010). Справа - антенны контейнера, подвешенного на ЕА-6В в ангаре авианосца USS Ronald Reagan (CVN 76) на боевой службе (Тихий океан, 2011)




Слева - подключение главного силового кабеля в радиолокационной мастерской на борту авианосца USS Abraham Lincoln (CVN-72) на боевой службе в зоне ответственности 5-го флота США (Персидский залив, июнь 2008 г.). Справа - подвеска ALQ-99 на EA-18G из состава Electronic Attack Squadron (VAQ) 137 "Rooks" в ангаре авианосца USS Enterprise (CVN 65) в зоне ответственности 5-го флота США (Аравийское море, июль 2012)

Нужно заметить, что в целом система до настоящего времени сохранила большинство достоинств, заложенных в ее конструкции разработчиками еще в 1960-х, в том числе:

1) возможность адаптивной гибкой реконфигурации состава комплекса непосредственно перед вылетом за счет модульного контейнерного исполнения
2) высокая автоматизация процессов управления
3) относительно невысокие требования к возможностям носителя, благодаря высокой автономности каждой контейнерной станции

Однако, разработанный на основе радиотехнических, электронных и вычислительных технологий предыдущего поколения, комплекс AN/ALQ-99 даже после модернизации по программе ICAP III уже не в полной мере соответствует современным, а тем более перспективным требованиям. Наиболее критичными проблемами считаются:

1. Недостаточная мощность передатчиков помех для эффективного подавления современных РЛС. Интересно, что в ранних модификациях AN/ALQ-99 для самолета EA-6B станции РЭП в зависимости от диапазона имели максимальную выходную мощность 10,8-17,7 кВт. Однако по рассекреченным в 2010-х сведениям, в последних версиях станций излучаемую мощность специально занизили в 1,5-2 раза до 6,8-8,0 кВт при переходе от EA-6B на EA-18G "из-за изменившихся условий функционирования систем охлаждения и электропитания", что бы это не значило. Можно легко догадаться, что в результате уменьшилась и дальность действия, а соответственно и эффективность подавления РЭС противника.

2. Недостаточная надежность передатчиков помех с механическим управлением наведения антенн и при этом низкая эффективность преимущественно аналоговой аппаратуры встроенного контроля по обнаружению отказов и неисправностей. На практике это нередко приводит к тому, что экипаж продолжает полет и пытается решать задачи РЭП с неработающей аппаратурой.

3. Недостаточная электромагнитная совместимость с БРЭО носителя. Перед достижением НБГ, а затем и ПБГ EA-18G потребовалось значительно доработать комплекс AN/ALQ-99, чтобы исключить подавление собственными помехами различных РЭС самолета, прежде всего бортовой РЛС с АФАР AN/APG-79. Однако эту проблему так и не удалось решить полностью, ограничившись паллиативными решениями.

4. Крыльчатки электрогенераторов RAT снижают максимальную скорость и дальность полета, хотя необходимость в их работе возникает только после входа в зону постановки помех.

5. Автоматизация системы управления, вполне приемлемая для трех операторов на ЕА-6В, оказалась явно недостаточна для одного на EA-18G, что приводит к повышенной нагрузке на его экипаж, состоящий всего из двух человек.

Большинство указанных недостатков были очевидны еще на этапе реализации программы модернизации ICAP III. Поэтому изначально планировали, что модификация AN/ALQ-99F(V) станет последней версией комплекса. После принятия ее на вооружение уже на следующий год, то есть в 2004-м, в соответствии с существующей в ВМС и КМП практикой официально началась подготовка к реализации программы разработки комплекса РЭБ тактической авиации следующего поколения NGJ (Next Generation Jammer). Однако данный проект в течение длительного времени финансировали по остаточному принципу, сокращая бюджет в пользу других приоритетов. При этом недостатки комплекса AN/ALQ-99 подтвердились уже в 2003 году во время операции Iraqi Freedom ВС США и их союзников в Ираке. Тем не менее, ВВС коалиции быстро добились полного господства в воздухе, поэтому в Пентагоне посчитали доводы командований ВМС и КМП несущественными, с учетом развернутой США "глобальной войны с мировым терроризмом". В ее рамках, например, для развернутых в Афганистане EA-6B и EA-18G не нашлось более приоритетных целей, чем подавление каналов управления радиовзрывателей СВУ.

В результате полномасштабная реализация программы NGJ фактически началась только в 2012-м. При этом необходимость решения сложных инженерно-конструкторских задач и постоянный дефицит бюджета регулярно приводили к переносу сроков завершения проекта. Поэтому поэтапная замена станций ALQ-99 в авиации ВМС начнется не раньше, а скорее позже 2025-го, и затем они будут оставаться на вооружении еще не менее пяти лет.

С учетом таких обстоятельств 17 октября 2018 г. министерство ВМС подписало с корпорацией Northrop Grumman контракт на 697 млн. долл. для продолжения поддержки эксплуатации комплекса AN/ALQ-99, включая проведение необходимых модернизаций. Договор представляет собой семилетнее рамочное соглашение, а в его положениях предусмотрен возможный опцион для продления срока действия еще на несколько лет.

Контейнер нижнего диапазона ALQ-99LB

На этой станции остановимся подробнее, потому что она играет важную роль в дальнейшем рассказе.

Контейнер ALQ-99LB предназначен для постановки помех РЛС дальнего обнаружения ВЦ и подавления сложными широкополосными помеховыми сигналами некоторых систем радиосвязи ПВО. По итогам Второй иракской войны (2003) станции нижних поддиапазонов комплекса РЭБ версии ADCAP III признали наименее соответствующими современным требованиям и заказали корпорациям Lockheed Martin и BAE Systems проведение их инновационной модернизации.

Однако уже на начальном этапе реализации этого контракта в 2007-2008 гг. английская группа Kobham приобрела задействованное в программе подразделение второй из этих фирм BAE Systems Surveillance and Attack - в девичестве самостоятельную компанию Sensor and Antenna Systems (Лансдейл, Пенсильвания), которая единственная среди многих американских непрерывно производила передатчики помех комплекса AN/ALQ-99 на протяжении всей его истории с начала применения самолетов РЭБ EA-6B в 1972 году. За это время всем заказчикам суммарно поставлено более 850 контейнеров. В инициативном порядке с середины 1990-х годов компания разрабатывала программу модернизации станций РЭП ALQ-99LB нижних поддиапазонов Band 1, 2, 2/3. За это время ее успела купить сначала BAE, затем Kobham.Таким образом, именно новое на тот момент подразделение Kobham Sensor and Antenna Division формально считается поставщиком для ВМС и КМП наиболее современного контейнера РЭП ALQ-99LB.

При этом три ранее отдельных станции РЭП поддиапазонов 1, 2 и 2/3 заменили единым контейнером объединенного 1/2/3 поддиапазона. Как и у всех остальных станций, ее конструкция включает два идентичных передатчика помех, но с разными антеннами - одна вертикальной поляризации, другая горизонтальной.



Контейнер помех нижнего диапазона ALQ-99LB:
1) электрогенератор RAT (Ram Air Turbine); 2) несущая верхняя крышка гондолы (Hardback); 3) низкочастотный передатчик с антенной системой LBT/AG (Low Band Transmitter/Antenna Group); 4) антенна вертикальной поляризации VPOL (vertically polarized antenna); 5) универсальный генератор помех (Universal Signal/Ail Exiter); 6) Сменная карта памяти (Processor Card); 7) низкочастотный передатчик с антенной системой LBT/AG (Low Band Transmitter/Antenna Group); 8) антенна горизонтальной поляризации HPOL (horizontally polarised antenna); 9) интерфейс связи с носителем через пилон (Pod Interface Unit); 10) радиопрозрачный обтекатель антенн (Radom); 11) скорее всего - антенна 2-го поддиапазона B2AIA Band-2 станции РЭП ALQ-99 предыдущей модификации

В передатчиках электровакуумные лампы бегущей волны заменили широкополосными твердотельными усилителями на полупроводниковых элементах из арсенида галлия GaAs. Благодаря этому выросла выходная мощность, увеличились возможности модуляции помеховых сигналов, повысилась надежность, уменьшились эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт.

Первый прототип контейнера ALQ-99LB передали заказчику в 2005-м, испытания завершили в октябре 2007 г., основной контракт на производство подписали в июне 2008-го, серийные поставки начались в 2010-м, а завершились в мае 2015 года.


Базовый договор представлял собой четырехлетнее рамочное соглашение на производство и поставку 217 новых контейнеров ALQ-99LB для самолетов РЭБ EA-18G ВМС и EA-6B КМП. В его рамках планировалось подписание отдельных контрактов на три серийные партии, в первой из которых заказали 60 передатчиков с антеннами. После поставки первых 80 станций командование авиационных систем ВМС США NAVAIR (Naval Air Systems Command) 27 мая 2010 г. заключило с Kobham третий контракт на 46 млн. долл. для производства и поставки до 2012 года последней серийной партии основного заказа.

Рамочным соглашением также предусматривался опцион, на основании которого NAVAIR 23 февраля 2012 г. подписало с Kobham первый дополнительный контракт на 39 млн. долл. для поставки к августу 2014-го 48 контейнеров, а также 13 антенн вертикальной поляризации и 28 горизонтальной. Второй дополнительный контракт подписан 8 января 2013 г. на сумму 31,7 млн. долларов. В рамках этого соглашения для ВМС США заказали 22 контейнера, 16 антенн вертикальной поляризации и 21 горизонтальной. Кроме того, в рамках программы зарубежных военных продаж FMS (Foreign Military Sales) правительство США заказало для поставки ВВС Австралии 11 контейнеров, семь антенн с вертикальной поляризацией, восемь с горизонтальной, а также шесть антенн 2-го поддиапазона B2AIA Band-2 для ALQ-99 предыдущей модификации (позиция 11 на рисунке выше).

И здесь мы заканчиваем с комплексом AN/ALQ-99, переходя к его будущей замене. А напоследок для лучшего понимания некоторых тонкостей и нюансов вот такая вот картинка-таблица, к который мы будем возвращаться неоднократно:



Примечания:
1) Границы поддиапазонов станций РЭП AN/ALQ-99 несколько раз менялись за 50 лет эксплуатации комплекса. В таблице приведен наиболее современный вариант их разделения.
2) Ранее отдельные поддиапазоны Band 1 (0,064-0,15 ГГц), Band 2 (0,15-0,27 ГГц), Band 3 (0,27-0,5 ГГц) в 2010-2015 гг. объединены, а станции РЭП поддиапазонов 1, 2 и 2/3 заменены одним контейнером 1/2/3 поддиапазонов ALQ-99LB.
3) Большинство источников указывают верхнюю границу 10-го поддиапазона 18,0 ГГц или 20,0 ГГц, однако встречается и номинал 40 ГГц.




(продолжение следует)


ea-6b, РЭБ, f/a-18, США, us marine corps, ngj (next generation jammer), Австралия, us navy

Previous post Next post
Up