Б. Ридингс о руинах университета и как в них жить

Nov 27, 2019 14:36


Диагноз - разрушение классического университета - поставлен точно и убедительно, но «лечение» предлагается какое-то аморфно-неадекватное. Это не лечение даже, а скорее призыв принять ситуацию, как есть - не предаваться ностальгии (прошлого не вернуть), но и не превращаться в технологический придаток глобального общества потребления. Призыв чисто постмодернистский с типичными мантрами о необходимости «новых категорий мышления», которые на поверку оказываются шизофреническими симулякрами. Например:

"мышление соседствует с мышлением, в котором мышление является совместным процессом, не предполагающим ни идентичность, ни единство".Или: "...у нас остается обязательство выявлять наши обязательства, не веря в то, что мы когда-нибудь исчерпаем их". И совсем «симулякрно»: "Это значит понимать обязательство сообщества как обязательство, перед которым мы в ответе, но на которое не может ответить".
Это, конечно, для умов «элитарных», но и для наших «средних» тоже есть достаточно пищи, главным образом в части критики тех процессов, которые довели университет до состояния руин.

Причину упадка автор видит не в самом университете, а в изменении его социальных функций. Если в национальном государстве эпохи модерна университет являлся средоточием культуры, основанной на национальной идентичности, то в эпоху глобализации - краха национальных государств - он превращается в корпорацию, построенную по принципам консьюмеризма. Вместо поиска истины его объединяющим началом становится некое «совершенство» (может, лучше было бы перевести «эффективность» или «результативность»), вместо преподавателя центральным лицом становится администратор, вместо социальной ответственности («оценки») приходит пресловутая статистическая «отчетность» и тому подобное, так хорошо нам знакомое в последние годы. И это необратимо - так считает автор, и с ним, увы, трудно не согласиться.



Отдельно «прошелся» автор и по «интеллектуалам», их давно уже проявившейся неспособности предложить что-то позитивное обществу, а потому потерявшими свое влияние на него. Точнее, уступившими свое влияние корпорациям с их идеологией тотального потребительства. Тоже напоминает нашу сегодняшнюю ситуацию, когда «все всё понимают» и даже много и громко об этом говорят, но «Васька (государственно-корпоративный проглобалистский образовательный синдикат) слушает да ест». А по большому счету, конечно, причина беспомощности «интеллектуалов» глубже, о ней много сказано у русских православных мыслителей и подвижников от К. Леонтьева до архимандрита Рафаила (Карелина). Если вкратце - «эмансипация» разума от веры обрывает живительные корни, без которых этот разум становится неспособным на решение каких-бы то ни было глобальных задач. Так оно и есть. Как в глобальном масштабе, так и в индивидуальном - сам автор при всей своей недюжинной эрудиции и глубине мышления демонстрирует нечто похожее на интеллектуальную беспомощность, когда речь заходит о путях преодоления кризиса, о «жизни на руинах» Университета.



«Университет становится институтом иного типа; он больше не связан с судьбой национального государства, так как перестает выступать в роли творца, защитника и распространителя идеи национальной культуры. Во всех уголках мира процесс экономической глобализации ведет к относительному упадку национального государства в качестве первичной инстанции воспроизводства капитала. Университет в свою очередь становится транснациональной бюрократической корпорацией, либо связанной с транснациональными инстанциями управления, такими как Европейский союз, либо функционирующей независимо по аналогии с транснациональной компанией».

«Центральная фигура Университета - больше не профессор, исполняющий одновременно роль ученого и преподавателя, а ректор, перед которым должны отчитываться и аппаратчики, и профессора».

«Глобальная американизация сегодня (в отличие от периода Холодной войны, Кореи и Вьетнама) означает не доминирование американской нации, а глобальную реализацию бессодержательной американской национальной идеи, которая в своей бессодержательности напоминает денежные отношения и совершенство».

Из истории, Книжная полка, Закат Европы, Реформа образования, Глобализация

Previous post Next post
Up