Сёстры Чынг. 4 часть

Jul 27, 2015 03:02


Колоритные особенности армии Чынг
Говоря о восстании сестёр Чынг, нельзя не обратить внимание на необычно большое число женщин в их армии, где они часто были как солдатами, так и военачальницами [5В] [10] [11А].


Read more... )

религия, Вьетнам, искусство, мифология, археология

Leave a comment

yulia_enka August 27 2015, 12:48:08 UTC
Спасибо за интересный и сложный вопрос! Пока у меня лишь туманные предположения.

- На первый взгляд, кажется, что сестер Чынг (за всю 2-х тысячелетнюю историю поклонения им) должны были бы больше почитать на севере Вьетнама. Так как они родились там, где сейчас находится один из районов Ханоя (т.е. на вьетнамском севере). И также на территории Ханоя и его окрестностей и других частей севера Вьетнама прошли основные военные действия восстания сестёр Чынг и последующей войны с китайским генералом Ма Юанем. (Тогда эта война в южном направлении только приблизилась к середине нынешнего Вьетнама - дальше были уже не земли вьетов; (считается, что ~с I века н.э. основной народностью там были тямы, со II века н.э. известно их государство Линьи, основанное вообще-то китайцами, отколовшимися от Ханьской империи; впоследствии ~в конце 8-го начале 9-го века там образовалось государство Тямпа (др. название: Чампа); вьеты подчинили себе основную часть Тямпы к концу 15-го века, а в конце 18 века - и остатки Тямпы и населённый кхмерами юг Камбоджи были подчинёны вьетской империи Дайвьет, (Дайвьет был переименован во Вьетнам в 1804г.))) - такая запутанная история :), из которой видно, что вьеты сами были изрядными завоевателями и империалистами :)
___Но за 500 лет (со времени присоединения большей части Тямпы), многие вьетские традиции и в том числе культы разных вьетских героев очень глубоко проникли на территорию бывшей Тямпы, и культ сестёр Чынг, наверняка - тоже.

Во всяком случае мне известно что в 60-х годах в Южном Вьетнаме (в центре Сайгона) сёстрам Чынг стоял грандиозный памятник, и сёстры Чынг были в большом почёте, по крайней мере, официально (и наверно не только официально). (С этим памятником, правда, произошла весьма драматичная история, о которой я собираюсь поведать в одной из последних частей своей многотрудной эпопеи об этих сёстрах). И в Южном Вьетнаме точно проводились фестивали в честь сестёр Чынг с торжественными шествиями со слонами и т.п. - я это видела на фото 50-60х гг. из Сайгона.

А что касается почитания сестёр Чынг конкретно в Северном Вьетнаме (в 1945-1976гг.), то, кроме того, что они, конечно, жили в памяти народа, - не знаю, какие памятники им там были. (Храмы, конечно должны были быть ещё с прошлых времён). Но религиозные церемонии в честь сестёр Чынг в посвящённых им храмах, скорее всего, проводились в более светской манере (кое-где читала, что их торжественно чествовали в «женский день» 8 марта, хотя это, вероятно, накладывалось на посвящённый им традиционный фестиваль, который праздновался несколько дней). А действовали ли, вообще, какие-нибудь храмы в Северном Вьетнаме - не знаю - ведь это государство ориентировалось в идеологии на СССР, где приветствовался атеизм.
   И ещё тут могла иметь значение близость прокоммунистического Китая (близость как идеологическая так и географическая). А для прокоммунистического Китая с его культурной революцией сёстры Чынг вообще ооочень сложные фигуры - отнюдь не бедные крестьянки, они были из чрезвычайно знатной и, вообще-то, рабовладельческой семьи, воевали они против империалистического Китая (и, конкретно, против очень почитаемого в Китае национального героя - генерала Ма Юаня).

Но думаю, что более ясный ответ на этот вопрос можно получить только от самих людей, живших (или бывавших) в это время в Северном и Южном Вьетнаме.

Reply


Leave a comment

Up