Из истории человеческих жертвоприношений

Jun 17, 2010 15:28

Одна из мрачных страниц истории - жертвоприношения. Приверженцы многих религий приносили в жертву высшим силам людей. Надо отметить, что иногда посвященные богам продолжали жить и здравствовать еще долгие годы. Например, индейцы племени алгонкинов каждый год отдавали "духу рыболовной сети" двух девушек в жены. Поскольку тот прагматично предпочитал живых жен мертвым, зато не выносил супружеские измены и потерю девственности до свадьбы, жертвы выбирали из неполовозрелых девочек - чтобы у тех не возникало искушений. Проводился торжественный обряд, после которого до следующего сезона ребенок считался женой, а потом освобождался от этой торжественной обязанности и рос дальше. А египтяне когда-то рисовали на стенах гробниц живых людей и подписывали их имена, предназначая в качестве слуг покойнику. Тот факт, что они продолжали находиться в царстве живых, пока не умирали естественной смертью, никого не смущал.




Но подобное, пожалуй, было скорее исключением, чем правилом.
До нас дошли свидетельства о многочисленных человеческих жертвоприношениях, которые условно можно разделить на посвященные богам с целью умилостивить (или отблагодарить) их и связанные с представлениями о мире мертвых. Последние зачастую являлись проекцией представлений о мире живых, таким образом, положение человека здесь обязывало его перемещаться туда, захватив с собой многое из предметов "обстановки". В их число включали и людей - в первую очередь жен и слуг. Чем выше был социальный статус, тем более пышным был обряд и тем выше обычно было число "сопровождающих".




В подземных усыпальницах шанских владык (Китай) покоились скелеты сотен слуг, а снаружи простирались целые кладбища убитых во время церемонии военнопленных; останки наложниц, приближенных и стражи находят в скифских курганах.  В Древнем Египте первоначально вместо статуэток-ушебти, которые должны были выполнять в загробном мире работу вместо их покойного хозяина, с фараонами хоронили реальных людей. Так, в усыпальнице Джера (первая династия) было найдено 338 захоронений, большинство принадлежали женщинам и , видимо, не безродным рабыням, так как на многих могилах стояли стелы с именами.




Жители Ханаана (древнейшее название Палестины и соседних районов Сирии и Финикии) известны тем, что приносили в жертву детей, причем собственных. Так, у них существовал обычай сжигания первенцев. Исследователи спорят, были ли это связано с тем, что первенец являлся привилегированным ребенком, а потому его жертвовали как самое ценное, или напротив, его, согласно легендам о богине-матери, считали самым нежизнеспособным из потомства. В тофете Карфагена обнаружены останки примерно двадцати тысяч детей. Правда, нет оснований думать, что все они были принесены в жертву, вероятно, здесь же хоронили и умерших естественной смертью, что подтверждает наличие костей недоношенных детей. Антропологическое исследование показало, что за единственным исключением возраст похороненных здесь не превышал двух лет, а 85%  были моложе шести месяцев.
Также сохранились документы, повествующие о том, что ритуальное убийство детей могло быть  карой (например, за осквернение царского имени) или наказанием за невыполнение условий делового контракта, прописанное в самом договоре.



Тофет

По представлениям греков о загробном мире слуги умершему были не нужны, а человеческие жертвоприношения по большей части замещались животными, о чем свидетельствует миф, по которому Артемида заменила приносимую ей Ифигению ланью. Однако еще в 371 году до нашей эры перед битвой при Левктрах фиванцы, поверив сну полководца Пелопида, чуть было не принесли в жертву блондинку, но мудрый прорицатель Феокрит обратил их внимание на вовремя попавшуюся на глаза белую кобылицу, пояснив, что, вероятно, это и есть необходимая богам дева. Спартанцев, кстати, жители Фив победили.



"Принесения Ифигении в жертву", первая половина XVII века

Римляне кровью не злоупотребляли (хотя иногда и не брезговали), за исключением посвящения богам преступников при казни и проведения гладиаторских игр, которые родились из погребальных игр, своеобразного жертвоприношения в честь умершего. Еще можно вспомнить ритуальные казни весталок, жриц богини священного очага Весты, нарушивших обет целомудрия, а поэтому живьем замуровывавшихся в подземной комнатушке с минимальным запасом воды и пищи.
Иногда случалось совершать добровольное самоубийство во имя будущей победы полководцам. Произнеся священную формулу, они кидались в гущу сражения, ведь только смерть означала, что боги услышали зов и войско ждет победа. Если погибнуть не удавалось, то вместо военноначальника хоронили куклу, а его навсегда лишали права приносить жертвы. Известна  династия Дециев, в которой отец совершил этот акт в битве с латинянами, сын - при сражении с этрусками, а внук - в войне с Пирром.



Фрагмент мозаики с гладиаторами

Специфическое представление о мире имели ацтеки. Они верили, что если солнце не кормить сердцами и кровью людей, то оно перестанет вставать над миром, погибнув (видимо, от голода) во время своего ночного подземного пути. Проверять, что будет, если оставить божество без обеда, они не решались, а потому жертвоприношения были постоянными.
Существовали даже "цветочные войны", в которых армии союзных городов сражались между собой с единственной целью: обеспечить необходимое количество пленных для возложение на алтари. Романтическое название, кстати, на проверку оказывается не таким безобидным - ацтеки сравнивали с цветами... человеческие сердца. Любопытно, что пленники обычно не пытались бежать и часто были против того, чтобы их выкупили: быть принесенным в жертву было почетно.




Можно вспомнить ритуальное самоубийство вдов в Индии, так называемое "сати". Они бывают двух видов: когда женщина совершает самосожжение на погребальном костре мужа (сати-марана) и или убивает себя в течение четырех месяцев после смерти супруга (ану-марана). К последнему варианту прибегали, когда из-за менструальной нечистоты или беременности последовать ритуалу сати-марана не получалось.
Самосожжение упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы "Ригведе"  (правда, некоторые считают, что в слове была допущена ошибка  и изначально рекомендовалось приводить вдову все-таки в дом, а не в костер). Если женщину и не волокли на костер силой, зато оказывали сильное моральное давление, ведь подобное завершение существования считалось долгом хорошей жены. Способствовало распространению традиции и то, что жизнь вдов была невыносимой: индуизм запрещал им повторное замужество, посещение храма, принятие еды за одним столом с семьей и даже простое появление на улице, не говоря уже о том, что никакого наследства женщина не получала и зависела только от милости родственников покойного супруга. Не удивительно, что в предвкушении подобного дамы сами бросались в огонь.  Впрочем, если вдова "официально" принимала решение о сати, пути назад не было - отступившую забивали насмерть.
В современной Индии существует закон, возлагающий судебную ответственность на всех участников (включая и саму вдову, если она выживет) и даже простых свидетелей церемонии. Однако до сих пор несколько раз в год происходит сати, по большей части, разумеется, в сельских местностях. Далеко не всегда о них становится известно властям и только стелы с высеченными на них ладонями напоминают о живых женщинах, взошедших на погребальный костер.




Источник:


книга

Previous post Next post
Up