Митра. Размышления у скульптуры.

Jun 20, 2010 22:52

Одной из моих многочисленных культурных целей во время поездки Рим была скульптура, воспроизводящая эпизод заклания Митрой быка. В фотографиях и репродукциях всегда теряются важные детали. Так, например, в скульптуре «смерть галла» по фотографии очень трудно обратить внимание, что галл умирает, сидя на щите. Мне хотелось увидеть собственными глазами, что скрыто для внимания в скульптуре Митры. И…увидел то, что можно увидеть и на фотографии, но для изучения фотографии нужна особая концентрация. У меня ее не было, и видимо пока нет. Итак, из раны быка сочится кровь, и почти уткнувшись в рану ее пытаются пить змея и собака. Скульптуре почти две тысячи лет, а в то время ничего не делали просто так. Скульптурная композиция, в которой передавался миф, была призвана насытить силой своих символов размышляющих. Откуда же появилась собака и змея, и почему они так жадно пьют кровь быка. Почему Митра не прогоняет их, и в чем причина их такого быстрого появления на сцене заклания. Такое ощущение, что они ждали этого момента. Если внимательней присмотримся, то обратим внимание на бесстрастность в выражении лица Митры. Борьба с быком должна отнять много сил, и стать отражением на лице Героя, но этого нет. Уже догадываемся, что сделано это неизвестным автором специально. Итак, начнем искать ответы.
В мифе о Митре бык живет в пещере под землей. И является олицетворением инфернальных жизненных сил. Земля прародитель этих сил и их защитник. Оседлать инфернальные силы в его логове, что может быть почетнее, но войти в их логово даже Митре опасно, и он выжидает, когда Бык выглянет из пещеры. Дождавшись этого Митра, вскакивает на Быка и, оседлав его, пытается укротить, держась за рога, единственное в Быке, что не так сильно связано с землей и ее силами. Правильный выбор тактики позволяет Митре удержаться на обезумевшем (правильней, безумном) Быке, и вскочить на нем в пещеру. Бык уже почти побежден, уже на коленях, уже преображен сверхусилием и Митра закалывает его мечом. В мифе капли крови произрастают колосьями пшеницы, намекая на преображение крови бешенного животного в божественный, животворящий нектар, и я видел в музее Ватикана эти, отчасти отбитые, мраморные ростки.

религия, Античность, мифология, Персия

Previous post Next post
Up