Заведя свой сайт на культурно-историческую тематику, я, конечно же, не мог обойти стороной тему своих научных исследований - историю и культуру Испании и уже создал несколько статей на "испанскую тему". Точнее, одну я написал, а вторую нашел в "закромах" своего старого блога, который давно почил и изрядно переработав с высоты научного и публицистического опыта представил её обновленную версию на сайте ГУМАНИТАР-МЕДИА. Обе статьи посвящены вопросам, затрагиваемым в моей диссертации.
Любой гуманитарный ученый Вам скажет, что написать популярный материал по теме, которой посвящено научное исследование достаточно сложно. Когда ты очень много знаешь, тебе любая "популярная" формулировка кажется неточной, не достаточно полно отражающей суть. Всё написанное тебе кажется элементарным, изложенным на уровне детского сада, но так ли это, в восприятии простого читателя, который ничего не знает о теме. В своих статьях я пытался изложить материал "чуть глубже", чем он представлен на других интернет сайтах, но при этом в стремился оставаться ближе к народу и не залезать в научные дебри. Если это не совсем получилось, заранее прошу у читателя прощения и хотел бы услышать обратную связь в комментариях под этим постом или на сайте.
ИСПАНИЯ 1898: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ, ВОЙНА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС
В начале 2018 года, в одной из статей посвященных "историческим датам" я упоминал о событиях 1898 года в Испании, которые обозначили "историческое поражение" этой страны, разделив её историю на до и после. В этом году случилось Испано-Американская война, в которой Испания лишилась последних колоний. Но в контексте истории страны значимо оказалось не столько военное порождение, сколько вызванная им историческая рефлексия. 1898 год стал для страны своеобразным символом и процессы происходящие не были определены только войной, война лишь "обнажила их", поставив страну "перед фактом" обострившегося национального кризиса, который вызревал в общественно-политической жизни страны уже давно. До сих пор события 1898 года в Испании называют не иначе как катастрофой. Мирный договор был подписан как раз в декабре. Я последовал сложившейся в историографии традиции "привязывать" облик испанского 1898 года к войне и сформально приурочил свою статью к 120-летию окончания войны. Статья, как уже можно было догадаться посвящена не Испано-Американской войне, а "облику и роли" 1898 года в Испанской истории в целом. Сюжет достаточно сложный и включает в себя несколько составляющих. Материалы в интерене ограничиваются в основном "отдельно войной" и "отдельно поколением". На самом деле сюжет достаточно сложный и состоит из нескольких составляющих, чтобы дать наиболее полную картину "года исторического поражения" Испании в контексте национальной (испанской) и мировой истории, я и написал данную статью.
Читать статью:
"Испания 1898": историческое поражение, война, национальный кризис МАРСЕЛИНО МЕНЕНДЕС-И-ПЕЛАЙО: ТРАДИЦИОНАЛИСТ, МЫСЛИТЕЛЬ, ЛИТЕРАТУРОВЕД
На конец XIX - начало XX века пришлись жизнь и творчество Марселино Менендеса-и-ПЕлайо, которому посвящена вторая моя статья, опубликованная в рубрике "Философия". Имя Менендеса-и-Пелайо в нашей стране недостаточно известно, в то время как для испанской истории и культуры это одна из знаковых фигур. В сложную эпоху обострения внутренних противоречий во всех сферах общественной жизни Менендес стал "главным голосом испанских консерваторов" и выразителем "национальной культурной традиции", он стал одной из ключевых фигур "философии испанского традиционализма". Сам Менендес философом себя не считал, скептически относился к этой сфере знания, заявляя что всю философию можно уместить "на четвертушке бумаги". Нельзя его назвать и "идеологом" в привычном понимании. Он не принимал непосредственного участия в политической жизни страны и посвятил себя гуманитарной науке, получив известность как историк и литературовед. Он создал немало трудов по истории и литературе Испании и Испаноязычных стран. В своих научных работах он выразил и обосновал концепцию, которую можно условно назвать испанским вариантом идеи "католической нации". О таком человеке как Марселино Менендес-и-Пелайо сложно сказать в двух словах. Это была феноменальная личность, незаслуженно обделенная вниманием в отечественной науке. В интернете о Менендесе вы можете найти краткие биографические статьи примерно схожего содержания. Я пошел дальше и включил в статью некоторые данные испанских источников, с которыми мне удалось ознакомитьсяТак что, скажу без ложной скромности, что моя статья уникальна не только с "копирайтерской" точки зрения, но и с точки зрения содержания, в ней представлены сведения, которых вы не найдете в других статьях об этом человеке. При этом глубоко я не копал, дав только самые общие сведения, в моей диссертации Менендес рассмотрен в первую очередь как "философ-традиционалист" в данной статье я попытался дать "всесторонний портрет мыслителя", но или хотя бы некоторые штрихи к нему.
Читать статью:
Марселино Менендес и Пелайо: традиционалист, мыслитель, литературовед.