КИНООТЧЕТ: Выпуск 4. Российские фильмы 2018 года

Dec 20, 2018 21:38


Давненько в моём журнале не было рубрики «Киноотчет», посвященной последним просмотренным фильмам. Постепенно возвращаю к жизни свои старые рубрики.   Долгое время я ничего не смотрел и вернулся к более-менее регулярным просмотрам лишь недавно. Последний выпуск этой рубрики вышел ещё летом и был посвящен отечественному кино. В новой статье, которая выходит в преддверии Нового года, я решил продолжить тему отечественного кинематографа и поговорить о фильмах уходящего 2018 года. В этом году было достаточно много громких кинопремьер, о некоторых я написал отдельные полноценные статьи (например "Лед", "Тренер").  Делая выпуск о российском кино уходящего года, было бы логично «наверстать» упущенное и посвятить статью наиболее значимым и ярким фильмам уходящего года. Однако, я пошел по другому пути. Несмотря на то, что этот выпуск выходит в конце года и посвящен фильмам, снятым в уходящем году, по своему формату он не является «подведением итогов года» и гничем не отличается от предыдущих выпусков.  Я всегда очень скептически отношусь ко всяким " итоговым топам", ведь чтобы выявить лучшие, надо смотреть всё. А это, как вы понимаете, не реально, если ты не являешься профессиональным кинокритиком, который посвящает просмотру и анализу фильмов всё свою жизнь. Я не люблю  бросаться громкими заявлениями и привык называть вещи своими именами.

Мне показалось интересным не ограничиваться «громкими» новинками, которые у всех на слуху, и обратиться к разным граням отечественного кинематографа. В обзор вошли как хорошие, так и откровенно провальные и неудачные картины.  Из представленных ниже 5 кинолент лишь одна по ряду субъективных и объективных причин относится к категории «обязательных к просмотру». Все остальные были выбраны к просмотру «случайным путем». При таком подходе часто попадаются фильмы, относящиеся к категории «ни то ни сё». Однако есть и свои плюсы, обращаясь к «середнякам» из разных жанров и категорий, порой проще понять «среднюю температуру по больнице». Более того, я уверен, что на представленные в подборке фильмы некоторые читатели и кинозрители могли не обратить должного внимания. Конечно, признаюсь сразу, некоторые работы меня разочаровали. Однако вкусы и отношение к кино у всех разные. И то, что не понравилось мне, вполне возможно кого-то впечатлит.

Что ж, предисловие, как всегда, затянулось. Хватит вводных слов, пора переходить к сути.

Моя жизнь
Жанр: спортивная драма, мелодрама
Режиссер: Александр Луканев,
В ролях: Макар Запорожский, Павел Трубинер, Алена Бабенко, Анастасия Панина, Николай Чиндяйкин



2018 год для российского кино можно условно назвать годом «спортивных драм». На телевизионные и киноэкраны вышло сразу несколько фильмов этого жанра, которые были по-разному приняты критиками и зрителями. Особенное внимание, как в кинопроизводстве, так и в общественной жизни, уделялось, конечно, футболу. Прошедший этим летом в России Чемпионат мира актуализировал и усилил интерес к виду спорта, который и без того считается самым популярным. Большинство футбольных фильмов вышло в преддверии Чемпионата, и на фоне таких «раскрученных» проектов как «Тренер» и самый честный сериал о футболе «Вне игры» другие картины этой тематики затерялись.

Так, уже после Чемпионата мира мне на глаза случайно попался фильм с совершенно не футбольным названием «Моя жизнь».  Очевидно, что фильм, как и его более раскрученные собратья по тематике, вышел перед турниром, но тогда я не обратил на него внимания. Кино на общем фоне отечественных спортивных драм оказалось вполне достойным и продлило «послевкусье» от чемпионата. В фильме сочетаются характерные принципы «спортивной драмы» и «биографического фильма». Не случайно в его названии нет и намека о на футбол. Спорт в целом и футбол, в частности, в данном случае лишь фон. Этот фильм о судьбе, о человеческих ценностях, мечтах и преодолении. Герой фильма и его история полностью вымышлены, никаких явных параллелей с реальностью нет. Сюжет фильма, конечно, киношный и мало соотносится с реальностью. Хотя, некоторые ассоциации с "реальными футбольными историями" пусть и совсем отдаленными у меня возникли.

Подробнее читайте: Отзыв о фильме "Моя жизнь"

Собибор (2018)
Жанр: Военная драма
Режиссер: Константин Хабенский
В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова



Когда я во вступлении писал о фильме, который отношу к «обязательным для просмотра», я имел ввиду именно «Собибор». Это та новинка 2018 года, которую не стоило пропускать, вне зависимости от того, какие фильмы вы любите. Однако значимость этой картины на фоне всех киноработ прошлого года определяется не качеством самого фильма и его местом в отечественном кинематографе, а той темой, которую он затрагивает. Смотреть военные фильмы, посвященные трагическим сюжетам самой великой войны очень тяжело, но нужно. Признанный актер и начинающий режиссер Константин Хабенский, обратившись к теме концлагерей, встал на достаточно тонкую дорожку. Фильм на самом деле оказался средним. Один кинообзорщик сказал, что фильм снят «немного не так, как хотелось бы». Это, пожалуй, пусть и примитивное, но самое лаконичное описание впечатлений от кинофильма Хабенского. Объяснение своего отношения к фильму «Собибор» и анализ его особенностей и недоработок требует максимальной осторожности и достаточно длинного разговора. После просмотра кинофильма я уже написал два разных и очень компромиссных обзора на этот фильм, поэтому здесь не буду уделять описанию киноленты много внимания, а просто оставлю ссылки на обзоры, размещенные на моём сайте «ГУМАНИТАР-МЕДИА» и на портале отзывов «Отзовик.ру».

ГУМАНИТАР-МЕДИА: Обзор фильма "Собибор" (2018)
Отзовик:Отзыв о фильме Собибор
Русалка. Озеро мертвых
Жанр: Ужасы
Режиссер: Станислав Подгаевский
В ролях: Виктория Гладких, Ефим Петрунин, Сесиль Плеже



Вот мы и добрались до киноновинок, которые самим своим существованием уже могут вызвать вопросы и сомнения у определенного рода кинолюбителей. Российский фильм ужасов - мероприятие неоднозначное. Существует вполне оправданное мнение, что ужасы - это не совсем наш жанр. Между тем, в русской классической литературе достаточно часто присутствовали «мистические мотивы», и можно даже говорить о своеобразной «мистической традиции» в русской литературы. Классические мистические мотивы, а также «темная сторона» русского фольклора нередко становились источниками вдохновения для российских любителей ужасов, которые садились за перо или брались за кинокамеру. Но есть и второй источник вдохновения - это западные образцы жанра. Российский режиссер Святослав Подгаевский пытался совместить первое и второе. Любителям ужастиков имя этого режиссера достаточно хорошо известно. Когда я «гуглил» в интернете информацию о фильме, у меня создалось впечатление, что этот человек давно снискал славу отечественного «хоррормейкера». Сам же я поклонником жанра не являюсь и других фильмов этого режиссера не смотрел. Однако, вполне ясное представление о том, каким должен быть фильм ужасов у меня есть. Фильм «Русалка. Озеро мертвых» обладает необходимыми атрибутами, но в целом не очень впечатляет. «Мистические» моменты занимают достаточно места, а вот смысл и сюжет за ними теряются. В фильме много всего намешано. Пересказывать сюжет в двух словах не имеет смысла. Кому интересно - тот сам посмотрит и поймет почему. Скажу лишь, что название фильма не совсем соответствует его содержанию. Начало фильма и его фабула опираются на традиционного персонажа «русалку» и легенду о том, что русалки завораживают своими чарами молодцов. Завораживание чарами в фильме есть, а вот русалки нет. Та героиня, которая «выходит из воды» и, по мнению создателей фильма, должна быть русалкой имеет мало общего с фольклорным персонажем. Скорее, это просто утопленница. С названием Подгаевский и его команда явно прогадали. А соединение «атмосферы западного хоррора», «русских народных мистических мотивов» и «мелодраматической составляющей» получилось весьма неоднозначным. Любителям ужастиков или тем, кому интересно, «что такое ужастик по-русски», возможно, стоит посмотреть данный фильм. Но многого от него не ждите. Как ни крути, но подобные фильмы характерно показывают одну из сторон и тенденций в современном русском кино. Ведь "ужастиков"  у нас стали снимать всё больше. В этом году их вышло несколько штук. И я полагаю, что «Русалка» - вовсе не лучший образец. Но других я пока не смотрел.
Подробнее: Отзыв на фильм "Русалка.Озеро мертвых"

Я счастлив!
Жанр: драма
Режиссер: Евгений Дакот
В ролях: Евгений Дакот, Наталья Анисимова, Александра Верхошанская, Владимир Селезнев



Фильм «Я счастлив» представляет собой весьма примечательный, но, к сожалению, негативный опыт современного российского кино и обнажает весьма противоречивый тренд в культуре. В фильме всего 4 героя, 4 актера, и сами же актеры выступают в роли сценаристов. Есть такая категория произведений искусства, которые, «прикрываясь великой идеей», вываливают на зрителя целую гору непотребства и собственной похоти. Смысловая нагрузка в фильме действительно есть и весьма серьёзная, фильм показывает «две крайности человеческой жизни» - тихую, но посредственную повседневность и, наоборот, «выход за привычные рамки». Две жизненные парадигмы сталкиваются в судьбе главного героя-пианиста после встречи в парке со странной незнакомкой, на «пересечении» двух разных миров и разных «взглядов на жизнь» формируется экзистенциальный конфликт. Осознав «отсутствие запретов», герой теряет собственную судьбу и ту жизнь, которая была у него до роковой встречи, но вернуться назад он уже не может. На такой смысловой фабуле можно было построить отличный фильм, но на практике получилось полтора часа непотребства. Это тот случай, когда, всматриваясь в фильм и списываешь все странности, происходящие на экране на «авторский взгляд», «нестандартный подход» и великую идею. В конце концов, и пытаясь осмыслить увиденное, понимаешь, что «король-то голый», причем не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова, ибо фильм пересыщен эротическими сценами.  А идеи не новы и преподнесены, мягко говоря, неоднозначно.
Это авторская работа молодых по возрасту и мировоззрению деятелей кино, они сняли кино «как они хотели и видели», но опыта и понимания особенностей зрительского восприятия, очевидно, не хватило. Смотря фильм, сделанный молодежью, зритель готов сделать скидку на многое. Фильмы бывают плохие и их достаточно много, больше, чем хороших, бывают фильмы глупые и развлекательные. Но и то и другое - полбеды, по сравнению с фильмами, в которых заявлена великая идея. Уж лучше снять простой, незамысловатый и несуразный фильм, и спрос с тебя будет куда меньше.
Такие фильмы обычно прикрываются фразами «Кино не для всех». Это действительно так. Но есть масса «фильмов не для всех» с глубочайшей экзистенциальной нагрузкой и очень тонкими решениями. Фильмы, которые действительно побуждают думать и пытаться разобраться «почему оно так». Но к картине «Я счастлив» это вряд ли относится. Смотреть не рекомендую. Глянуть можно разве что из любопытства. Если вы любите нестандартные фильмы, близкие к определению «Треш» в немузыкальном смысле этого слова, то вам, возможно понравится. Я нормально отношусь к авторскому кино и к кино не для всех, а некоторые образцы даже искренне люблю (например А. де ла Иглесия). Но этот фильм лежит совершенно в другой плоскости строится на ином фундаменте и сравнивать его с авторским кино «не для всех» в «классическом»  для меня понимании  это, извините, пошло. Слово "Пошло" вообще очень хорошо характеризует пространство этого фильма.
Я надеюсь, что мне удалось максимально четко донести свою позицию. Если она осталась Вам недостаточно ясна, рекомендую прочитать более подробный отзыв: Отзыв о фильме: "Я счастлив"

Без меня
Жанр: Мелодрама, драма
Режиссер: Кирилл Плетнев
В ролях: Полина Максимова, Любовь Аксенова, Риналь Мухаметов, Кирилл Плетнев



А на закуску совершенно другой пример российского мелодраматического фильма с очевидной, но мощной смысловой нагрузкой и адекватным воплощением идеи на экране. Фильмы в жанре мелодрамы в России получаются достаточно хорошо, и я не раз уже об этом писал. Картина положительно выделяется на «мелодраматическом» фоне. Жанровое пространство фильма можно определить не только как мелодраму, но и как «психологическую драму».  Фильм, снятый известным актером Кириллом Плетневым, это история о двух девушках, любивших одного мужчину. После смерти возлюбленного его бывшая и нынешняя пассия начинают получать от него письма. Мистика? - подумает зритель. На самом деле нет никакой мистики. Девушки, вполне закономерно «недолюбливающие» друг друга, отправляются вместе с путешествие «чтобы разобраться». Фильм ставит вопросы о любви, дружбе, смерти. Вечные проблемы, которые много раз поднимались и будут подняты ещё неоднократно. Хорошо показано развитие взаимоотношений между героинями. Они по-разному относятся в жизни, и всё, что между ними было общего - их любимый, который ушел в другой мир.
Этот фильм не претендует на многое, и в нём есть недоработки и шероховатости, однако фильм относится к той категории, когда «придраться есть к чему», но делать это совершенно не обязательно. В фильме много и трогательных и эмоционально-насыщенных моментов. Это добротный российский мелодраматический фильм, который вполне можно посмотреть на досуге вечером.  Большим откровением он не станет, но и разочарует вряд ли.

Подробнее: Отзыв на фильм "Без меня"

В 2018 году вышло много разных отечественных фильмов. Некоторые из них смотреть у меня нет желания, а те, что я хотел но не успел посмотреть, я обязательно наверстаю и расскажу о них в следующем киноотчете. До Нового года осталось ещё немного времени у меня в планах обратиться к зарубежному кино уходящего года. Думаю, что прийдется органичится самым популярным -  голливудским (хоть я его и не очень люблю). Постараюсь "под ёлочку" представить ещё один киноотчет.

фильмы, киноотчет, кинематограф

Previous post Next post
Up