Обзор на фильм "Тренер" (2018). Режиссерский дебют "играющего тренера" Данилы Козловского

Apr 26, 2018 19:36



«Футбол - это выжженная земля, покрытая трехметровым слоем говна»

Х. ф. Тренер

Недавно на экраны вышел художественный фильм «Тренер», посвященный самому популярному виду спорта - футболу. Я в числе первых посетил эту кинокартину. Фильм вызвал у меня достаточно много мыслей, эмоций и сомнений, которыми я просто не могу не поделиться и не посвятить данной киноработе отдельную статью. В ходе просмотра и последующего осмысления возникла масса ассоциаций и параллелей между данным фильмом и современной «футбольной» реальностью, вспомнились популярные футбольные мемы.



Это похороны?

Фильм вышел на экраны за несколько месяцев до чемпионата, из чего можно было предположить, что картина будет иметь явно тенденциозный характер. Подобные опасения подтверждались ещё и тем, что главным лицом данного фильма выступил Данила Козловский - раскрученный современный актер, большого доверия к которому я, как и многие российские зрители, не испытывал. Козловский не просто сыграл главную роль, но и выступил режиссером картины: такие «исходные данные» не сулили ничего хорошего. Казалось, что уже на уровне идеи «это похороны», как нынче говорят футбольные фанаты в России. Когда я узнал о том, кто именно будет снимать фильм, я, честно говоря, расстроился, и уровень ожиданий упал до минимума. Я боялся, что в лучшем случае это будет «легкое тенденциозное кинцо про футбол», а в худшем - «эпичнейший фейл», который стыдно будет хвалить при всей моей любви к футболу. К счастью, похорон не случилось, и фильм, конечно, не лишен косяков, но произвел общее положительное впечатление. В картине в адрес героя Козловского звучит такая фраза: «От тебя ничего не ждут, такие чудеса творят». Сказать, что Данила сотворил чудо - будет громко, но он действительно сделал то, чего от него не ждали.



«Играющий тренер» Д. Козловский: Тренерище и игрочишка или актерище и режисеришка.

Главный герой картины Юрий Столешников - талантливый, но не везучий футболист, который бесславно заканчивает карьеру. Игрок совершил роковую ошибку в решающем матче сборной, в результате чего психанул, и не очень красиво себя повел, проявив неуважение к фанатам и тем самым уронив доверие к своей персоне до минимума. В истории футбола мы знаем немало случаев, когда игроки, даже обладающие безусловном талантом, могут чего-нибудь отмочить и вызывать негативное восприятие своей фигуры среди спортивной общественности.

Уйдя из футбола, герой с подмоченной репутацией решает начать тренерскую карьеру и отправляется в заштатный клуб, который не питает никаких иллюзий о своём будущем. Пройдя через тернии, Столешникову удается «сколотить» команду и вывести её в финал и обеспечить её попадание в Еврокубки. Мне пришел в голову известный мем про «тренеришку и игрочище», источником которого стали нелицеприятные слова Артема Дзюбы в адрес испанского наставника У. Эмери. Только в случае с героем данного фильма получилось наоборот, он проявил себя в начале фильма как «игрочишка», а в ходе развития сюжета как «тренерище».

В кинокартине есть момент, когда главный герой оставляет на тренерском мостике своего коллегу, а сам надевает майку клуба и выходит на финальный матч в качестве «лидера и главной звезды» своей команды, и таким образом становится играющим тренером. Именно этот фрагмент и заставил меня провести параллели между героем фильма и его автором. Ведь Козловский в какой-то степени тоже проявил себя как «играющий тренер» на съемочной площадке - он и режиссирует, и сам играет главную роль в картине.

Так же как игрок и тренер Столешников, актер и режиссер Козловский среди кинолюбителей имел «сомнительную репутацию», истоки которой кроются в его предыдущих киноработах, а именно в качестве и общественной оценке, тех картин, где сияла его звезда (я в первую очередь про «Матильду» и «Викинга»). Перестав зависеть от «контекста картины» и решив создать картину самостоятельно, Козловский-актер проявил себя совершенно с другой стороны. Сыграл он в этом фильме сильно, раскрыв те грани своего таланта, которые оставались заретушированными в ангажированных лентах. Его игра в «Тренере» впечатляет. Но вот шапка Василия Шукшина, которую он на себя примерил, оказалась не по Сеньке, а точнее не по Данилке, с точки зрения режиссуры всё оказалось достаточно плачевно. Фильм получился затянутым, местами скучноватым и не таким ярким, каким могла бы быть футбольная сага. Постановка ряда сцен, сюжетные ходы и используемые художественные и технические приёмы, служащие передаче сюжета и призванные вызвать эмоции и напряжение у зрителя, оказались более чем неоригинальны и оставляли желать лучшего. Также претензии можно предъявить к качеству картинки, многие сцены сняты, мягко говоря, хуже, чем хотелось бы. Вопросы по «картинке» не к режиссеру, а к оператору. Конечно, необходимо сделать скидку на то, что это режиссерский дебют и недоработки по этой части связаны с недостатком опыта. До «большого режиссера» ему ещё далеко, пока он только режиссеришка.

Тренер = Команда+Движение вверх.

Спортивные фильмы редко отличаются оригинальностью. Все они, как правило, «примерно об одном и том же». В большинстве спортивных драм «построенный по одной схеме сюжет» развивается на фоне разных видов спорта. И сам спорт, как правило, выступает именно «антуражем» для передачи определенных идей о силе воле, о вере в победу и в себя самого, о сложности человеческих взаимоотношениях. «Сотворить невозможное» - и пробраться через личные проблемы и препоны со стороны системы и общества к спортивному Олимпу - вот основной лейтмотив подобных картин. И фильм Козловского об этом же. Но вот только в деле «неоригинальности» Козловский переплюнул многих, создав предсказуемый гибрид из предыдущих работ на спортивную тему. Сюжет картины почти полностью повторяет содержание телевизионного сериала «Команда». Некоторые отличия вызваны лишь образом главного героя и ещё некоторыми исходными обстоятельствами. Совпадения наблюдаются даже в деталях. И «Торпедо Болотное» из «Команды» и «Метеор Новороссийск» из «Тренера» добиваются успеха в одном и том же турнире - Кубок России по футболу, и в обоих фильмах соперником по финалу является московский «Спартак». Та часть фильма, которая отличается от «Команды», очень сильно напоминает «Движение вверх». Создается такое ощущение, что просто заменили вид спорта и вытекающие из этой замены реалии. В обеих картинах присутствует и «путь к мало реальной цели», и «превратности отношений с функционерами и государством», и «изнурительные тренировки», которым посвящено прилично экранного времени. И там, и там динамика отношений между тренером и командой развивается по одной схеме. И даже технический приём замедленного кадра во время спортивных сцен, служащий цели держать зрителя в напряжении используется и в «Движении вверх», и в «Тренере».

В свою очередь картину «Движение вверх» сравнивали с «Легендой 17», в которой снимался режиссер-постановщик фильма «Тренер». Я «Легенду» не смотрел, но могу предположить, что истоки многих режиссерских решений Козловского идут именно оттуда.

«Футбол - это выжженная земля, покрытая трехметровым слоем говна»

Положа руку на сердце, можно сказать, что и с кинематографом, и с футболом в нашей стране дела обстоят не очень. И в начале просмотра картины приходит мысль о том, что «футбол и кино» стоят друг друга. Первая часть картины получилась откровенно скучной и не динамичной. Ощущения зрителя от первой части фильма можно сравнить с ощущением фаната российской футбольной команды, который видел западные чемпионаты и Еврокубки и знает, каким бывает футбол не в России. Вроде играет любимая команда, вроде интересно, потому что любишь футбол. Но при этом играют они так, что смотреть - тоска. То же самое и в фильме: Понимаешь, что фильм не «полное фуфло», но при этом каких-то глубоких чувств он не вызывает. Такое ощущение, что Данила специально сделал первую часть «сродни играм РФПЛ и ФНЛ» по своему динамизму и вызываемым эмоциям. Фильм как будто бы стремится ответить на вопрос «почему в нашей стране такой футбол» - и это, безусловно, его большой плюс. В фильме поднимаются многие злободневные темы российской футбольной жизни, Козловский нажимает на «болевые точки». И договорные матчи, и ставки на спорт, и отсутствие у игроков мотивации, и отношение к футболу в глубинке - всё это вскрывается в фильме. Прямым текстом звучит фраза: «команда городу не нужна», у игроков нет никаких перспектив развития, и, соответственно, никакой веры в себя. И желания тренироваться у них нет, и приходят они на тренировку «с бодуна». Вполне реалистичная ситуация, имеющая место не только в глубинке, но и в большом российском футболе, не правда ли. Фраза, которую я вынес в эпиграф и в подзаголовок данного раздела статьи произносится в фильме героем Виктора Вержбицкого - мэром условного Новороссийска. И становится понятно, что пока в нашей стране не найдутся люди, которые готовы «оттирать этот слой», о футбольных успехах можно даже не думать. И как раз таким человеком становится главный герой картины Юрий Столешников.

По восприятию вторая часть разительно отличается от первой, она вдохновляет, транслирует атмосферу футбольной сказки. Финал фильма заставляет улыбнуться, порадоваться и поверить в российский футбол: иностранный комментатор с искренним удивлением рассказывает о «триуматоре» из второй лиги России, команде «Метеор», которая вышла в плей-офф «Лиги Европы» и стала соперником лондонского «Челси». На первый взгляд, может показаться, что такое едва ли возможно. Однако, неожиданный триумф в истории как мирового, так и российского футбола - вещь обычная. «Трумфаторы» в футболе - вещь обычная. И отдельные персонажи и клубы, способные совершить «неожиданный взлет», встречаются в российском футболе. Вспомнить хотя бы «Ростов» или нынешний финал Кубка России, где встречаются клуб из ФНЛ и дебютант Премьер-лиги, находящийся в турнирной таблице чемпионата в зоне вылета. Знаем мы и истории о том, как российские клубы не только выходили в плей-офф «Лиги Европы», но и побеждали. А значит, при определенном подходе возможно всё, и вторая часть картины, где показано «возрождение команды» и её путь к успеху, также вполне реалистична.

Фильм Козловского изображает российский футбол «с двух сторон». Первая часть показывает суровую реальность, а вторая говорит о возможности и дает надежду на то, что футбол в нашей стране всё же может воспрянуть. Такую картину никак не назовешь тенденциозной и пропагандистской. В целом фильм получился очень даже не плохим. И даже «скучную часть» начинающему режиссеру можно простить за то, что в ней показана правда без купюр и без ретуши. В фильме нет нарочитого навязывания патриотизма, которого можно было ожидать, но при этом патриотические чувства при просмотре картины возникают естественным путем.

При всех явных недоработках по режиссерской части, фильм получился на удивление достойный и по смысловому содержанию и по воплощению. Данная картина займет достойное место в списке «больших футбольных драм», где уже разместились упомянутые работы «Легенда №17» и «Движение вверх». Режиссерский дебют Данилы Козловского в целом можно признать успешным.

киноновинки, тренер, фильм, кинематограф

Previous post Next post
Up