С удовольствием разбираясь в нюансах аромата и вкуса вина, мы как-то забываем о важной роли пробки - той самой, которую так приятно извлекать штопором из бутылочного горлышка.
Как-то уже подзабылось, что и по бутылкам-то разливать вино стали относительно недавно, всего лишь несколько столетий назад. До этого его и выдерживали, и хранили в бочках, отверстия в которых затыкали большими деревянными пробками.
Введение натуральной, корковой пробки в винодельческий обиход приписывают легендарному французскому монаху, придумавшему шампанское: якобы тот самый Дом Периньон и был первым виноделом, в XVII веке заткнувшим бутылку корковой пробкой. Долгое время такая пробка казалась идеальным решением; ее пористое тело позволяло вину дышать и развиваться в бутылке.
Крупнейшим поставщиком корковой пробки на мировом рынке является Португалия, на втором месте Испания. Производят ее из толстой коры особой породы дуба Quercus suber. Такие дубы даже специально высаживают, но первую кору снимают лишь через четверть века, и то она еще не годится для производства качественной пробки. Через 9-10 лет кора полностью восстанавливается и ее снимают еще раз, но лишь с третьего захода, то есть примерно через 45 лет после посадки дерева, такую кору можно использовать по назначению. На каждом дереве помечают год «сбора урожая» - чтобы не забыть, когда с него снимали кору.
Большие пласты дубовой коры сначала с полгода сушат в естественных условиях, затем промывают очень горячей водой под давлением и выпрямляют. Существует целая шкала градаций качества пробкового сырья, таблицы с соответствующими образцами висят в цехах. Самые лучшие пласты нарезают на полосы, их ширина и есть длина будущей пробки. Слишком тонкая кора и отходы от больших полос измельчают в крошку, которую затем склеивают в однородную массу, из нее штампуются более дешевые гранулированные пробки.