Прогулка по Рождественскому монастырю оставила во мне неприятный осадок, об этом я уже написал в предыдущей заметке «Рождественский монастырь - история повторяется». Однако следующий пункт моего путешествия по старым улочкам Москвы полностью реабилитировал испортившееся настроение, а неприятный осадок, словно рукой сняло!
По соседству с Рождественской обителью, на ул. Большая Лубянка, находится Сретенский монастырь, который основал в 1397 году сын Дмитрия Донского Великий князь Василий. Соседствующие монастыри чудом сохранились до наших дней. Обе обители начали действовать практически в одно время, за 700 лет их судьбе неоднократно грозила смертельная опасность. Последнее серьезное потрясение Сретенский монастырь пережил в начале ХХ века. После Октябрьской революции монашескую обитель упразднили, в 1928-1930 годах большую часть ее построек полностью снесли. При этом большевики уничтожили два храма из трех, в монастыре чудом сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам.
Северная стена собора Восточная часть собора - апсиды
После посещения Рождественского монастыря, я не предполагал, что маленькая территория Сретенского монастыря будет настолько ухоженной, аккуратной и светлой, способной создать максимальные условия для уединения человека и его комфортного душевного состояния. В обители я испытал неземной комфорт на душе и умиротворение! Аналогичные ощущения я испытывал в Иерусалиме, когда посещал святые места иудейской, христианской и мусульманской культур.
Колокольня собора Сретения иконы Владимирской Божьей матери
В Сретенском монастыре складывалось впечатление, что находишься не в центре Москвы, в самом сердце шумного и динамичного города, а совершенно в ином мире - тихом, уютном, уединенном, неземном. Хотя, за стенами обители в оживленном состоянии пребывает улица Большая Лубянка, гудят машины, двигаются люди, но их почему-то неслышно и невидно. Невысокие монастырские стены, узкая калитка в воротах, обвитых плющом, наглухо отгородили обитель от внешнего мира.
Ворота и монастырские стены, обвитые плющом
Стоит переступить калитку, как вспоминается Льюис Кэрролл и его Алиса в Стране чудес. Вот и я невольно представил Алису, которая пыталась открыть маленькую дверцу и проникнуть в чудесный сад с причудливыми растениями. В Сретенском монастыре ухоженный сад оказался не менее чудесным, чем в выдуманной Кэрроллом стране. Таких розовых кустов с огромными бутонами разного цвета и оттенков, я еще не встречал.
Причем в монастырском саду помимо роз цветет множество других прекрасных растений, возвышаются деревья с густыми кронами, отбрасывающими тень, разбит замечательный неглубокий пруд, в него с журчанием стекает вода, скользящая по террасам. В пруду плавают яркие и довольно крупные рыбки, их можно потрогать руками, вода прозрачная и прохладна.
И все это великолепие скрывается на оживленной улице, по которой я много раз проходил и проезжал на машине, но ни разу не замечал калитки, ведущей в Страну чудес. А ведь история этой «страны» уходит в далекое прошлое, когда на Москву двинулась армия самого Тамерлана.
Вот историческая справка, взятая с сайта
http://monastyri.narod.ru «По преданию, монастырь возник на месте, где москвичи встречали икону Владимирской Божьей матери, перенесенной из Владимира в Москву в 1395 году. Именно в это время войска Тамерлана, шедшего на Русь, неожиданно повернули вспять, что и было связано с привнесением иконы в Москву. В честь этого события и был основан монастырь Сретения (т.е. встречи) иконы Божьей матери».
В ходе изучения исторических и религиозных памятников на территории Сретенского монастыря, я заинтересовался тем, где сейчас находится подлинник иконы Владимирской Божьей матери. С этим вопросом я обратился к старшей монахине, которую встретил внутри собора. Она сказала, что святейшая икона давно перевезена в Третьяковскую галерею, где пребывает в специальных условиях, сохраняющих реликвию от губительного внешнего воздействия. В монастыре таких условий, к сожалению, создать не смогли, но точная копия иконы установлена на внешней стене, над западным входом в храм, где ее могут видеть все прихожане.
Монахиня также поведала мне о страшных временах, которые пережила обитель в годы советской власти. Оказалось, что в 20-30-х годах в уцелевших помещениях собора и монашеских кельях размещалось общежитие для чекистов, а потом казармы НКВД. Все фрески на стенах храма были замазаны штукатуркой, которая, кстати, уберегла некоторые древние росписи от вандализма и уничтожения. Многие фрески в соборе в настоящее время восстановлены, а на внутренней западной стене храма реставраторы написали трагическую историю монастыря, пережитую в советский период. Причем современный текст выполнен в древнеславянском стиле и хорошо вписывается в интерьер собора.
Внимательно исследуя внутреннее пространство собора, в северной его части, я обнаружил странную лестницу, ведущую глубоко вниз, куда-то под фундамент храма. Первоначально мне показалось, что это вход в какое-то служебное помещение, скорее всего, предназначенное для хозяйственных нужд. Однако это предположение быстро исчезло, так как я заметил, что по лестнице спускаются и поднимаются не служители монастыря, а обычные прихожане. Никаких табличек с информацией или указателей о том, куда ведет эта лестница, я не обнаружил, поэтому решил самостоятельно исследовать таинственный подвал. Обнаруженная в подвале находка меня потрясла!
Спустившись вниз, я оказался в маленьком «предбаннике» - это квадратное помещение с низким потолком, а в нишах стен установлены иконки. Из «предбанника» можно было попасть в какое-то другое темное помещение, куда вел узкий и низкий проход, напомнивший мне вход в египетскую пирамиду.
Я зашел в это таинственное помещение и остолбенел. Напротив входа, в мраморной стене под арочным сводом, установлена рамка с Туринской плащаницей, в которую, как предполагается, был завернут Иисус Христос после того, как его сняли с распятия. Эта одна из самых священных реликвий христианской веры, вызывает споры много сотен лет, как в научных, так и в религиозных кругах. Результаты многочисленных исследований плащаницы до сих пор не пролили свет на истину, выпущено множество книг на эту тему, а споры все не утихают. Ортодоксальные христиане уверены, что подлинная Туринская плащаница хранится в Ватикане, раз в год ее выносят на всеобщее обозрение, чтобы верующие смогли своими глазами увидеть священную реликвию и поклониться ей.
В той же комнате, на противоположной стене, я обнаружил рентгеновскую копию Туринской плащаницы, где очень четко вырисовывается силуэт человека, его бородатое лицо и ниспадающие на плечи длинные волосы, скрещенные руки, соединенные вместе ноги. Причем, рентгеновская копия, также как Туринская плащаница, выполнена в полный рост, полотно установлено вертикально в тяжелой раме так, что прихожане могут точно определить рост Иисуса Христа. Чтобы усилить впечатление людей от просмотра Туринской плащаницы и ее рентгеновской копии, помещение погрузили в полный мрак, который нарушают два луча направленного света. Один луч падает на саму плащаницу, а другой - на рентгеновское полотно. Ощущения очень сильные!
Находясь в одной комнате с ликом Иисуса Христа, невольно испытываешь чувство страха, тревоги и восхищения. Я заметил, как некоторые люди, заходившие в темную комнату с плащаницей, вначале столбенели, потом быстро перекрестившись, кланялись и выбегали обратно в «предбанник». А я, воспользовавшись удобным случаем, решил сделать пару кадров плащаницы и рентгеновского полотна, ведь никаких табличек или объявлений «Фотосъемка запрещена» у входа в помещение я не обнаружил.
Выходя из собора, я вновь встретил старшую монахиню и спросил: каким образом в Сретенском монастыре появилась Туринская плащаница? Она ответила, что эту копию из Ватикана привез бывший настоятель монашеской обители, лет 10-ть назад. По словам монахини, в мире существуют всего 5 официальных копий, сделанных в Ватикане, и одна из них хранится в Сретенском монастыре. Странно, что никаких сведений о нахождении копии христианской реликвии в центре Москвы в интернете и других информационных источниках я не обнаружил.
Честно говоря, покидая поздним вечером Сретенский монастырь, мне захотелось вернуться в эту чудесную обитель, чтобы вновь ощутить атмосферу уединения, умиротворения и комфортного душевного состояния. Ведь эти волшебные ощущения жителям Москвы могут только сниться…