Богоявленский монастырь - от князя Даниила Александровича до наших дней

Jul 03, 2011 01:04




Мое путешествие по Москве и ознакомление с ее древнейшими историческими памятниками продолжилось 1 июля. На этот раз, поздним вечером, после работы, я решил посетить сразу две монашеские обители, находящиеся в нескольких сотнях метров от Красной площади - это Богоявленский и Знаменский монастыри. Погода была ясная, небо чистое, безоблачное, солнце клонилось к закату, что позволило сделать серию прекрасных снимков.




Один из выходов станции метро "Площадь революции" упирается в Богоявленский переулок. Именно сюда я вышел из метро, чтобы ознакомиться с первым пунктом моего исследовательского маршрута. В конце переулка, на доме №5, стр.1, я случайно заметил памятную доску, текст которой гласил, что Богоявленским переулок был назван еще в XIII века в честь одноименного монастыря.




Богоявленский собор оказался единственным архитектурным памятником, уцелевшим от древнейшего монастыря, который основал первый московский князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского. Златоглавый храм из красного кирпича был возведен лишь в конце XVII века, то есть на 400 лет позже открытия монашеской обители.




За последующие три века, ему пришлось пережить много испытаний, чудом сохранить и восстановить свой прекрасный облик и величие. В соборе регулярно проводятся службы и 1 июля, в пятницу, я как раз попал на вечернюю службу, которая произвела на меня сильное впечатление. Я заметил, что священники открыли главные врата под иконостасом, за которым находится святая святых храма - алтарь. Из него вынесли Евангелие, в очень красивом и дорогом окладе, и ведущий службу монах начал зачитывать прихожанам одну из глав священного писания. Чтение сопровождалось красивым песнопением и молитвами.


 


Именно при Данииле Москва стала самостоятельным удельным княжеством, отделившись от Владимирского, в конце XIII века. Даниил Александрович получил в удел захолустную Москву после смерти отца, когда ему исполнилось всего два года. На первых порах за него правили дядя и брат, но в 1276 году Даниил сам принял власть, а в 1282 году основал в Москве первый монастырь с деревянной церковью Даниила Столпника. Некоторые исследователи считают, что Даниловский монастырь появился позднее, и первенство отдают Богоявленской обители. О точной дате основания монастыря достоверных сведений нет. Принята условная дата - 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом.

Северо-Западный угол собора и главный вход в храм

 


На сайте www.pravoslavie.ru в разделе "Богоявленский монастырь в Москве" кратко изложена история древней обители. Я приведу несколько отрывков из этого интересного материала.

- Первый монастырь был деревянным, как и его соборный храм Богоявления с первым, Благовещенским, приделом. Но вскоре после основания он сгорел, и в 1340 году, незадолго до кончины, сын князя Даниила Иван Калита заложил в обители белокаменный однокупольный Богоявленский собор на высоком цоколе и о четырех столпах. Интересно, что этот собор стал шестым каменным храмом Москвы, заложенным Иваном Калитой, наряду с Успенским, Архангельским и другими кремлевскими соборами. Это было и первое каменное здание Москвы вне Кремля, когда еще сами кремлевские стены были дубовыми.

- Богоявленская обитель издревле славилась своими иноками и настоятелями. Именно сюда ушел иночествовать старший брат преподобного Сергия Радонежского, Стефан, ставший потом первым известным игуменом Богоявленского монастыря.

- Подвиги святых иноков хранили монастырь от всяких бедствий. Несколько раз бушевавшее пламя чудесно не касалось его стен и собора. Даже в нашествие Тохтамыша в 1382 году, когда хан, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель, она чудом уцелела.


 


- Монастырь очень пострадал в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство, который почитал монастырь. По его указу в обитель доставляли пропитание и оброк. Когда монастырь пострадал в пожаре при нашествии крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, он был отстроен по повелению царя. Под самый конец жизни в январе 1584 года царь пожаловал в обитель большое пожертвование в 400 рублей на поминовение опальных.

- Смутное время не обошло монастырь стороной. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище. Уже в 1624 году был построен новый каменный собор. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для монастыря настали лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней.

- В стенах монастыря в 1685 году начинала свою историю Славяно-греко-латинская академия - первая высшая школа России. Ее открыли знаменитые братья Иоанникий и Софроний Лихуды, ученые греки, прибывшие по приглашению русского царя и по рекомендации Восточных патриархов.

- Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери: память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году свято хранилась в Китай-городе. Церковь стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления - в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом - был освящен чуть позже, в 1696 году.

Нижний ярус собора с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери



- Современный исследователь Светлана Долгова сообщает о недавно найденных в архивах документах, касающихся биографии Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина и крестника Петра Великого. Из записей Посольского приказа известно, что в августе 1704 года с неким Андреем Васильевым в Москву прибыли «трое арапов малых ребят» - один из них был Абрам - и остановились временно в Богоявленском монастыре, что за Ветошным рядом. Следовательно, первым пристанищем для предка Пушкина в Москве была Богоявленская обитель.

- С древности Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей Москвы после государевой, которая находилась в Кремле. Его некрополь стал складываться уже в первые времена после основания обители. Всего же в нижней церкви-усыпальнице было более 150 могил с надгробными памятниками, уничтоженными в советское время. Упокоиться здесь было честью: это был один из самых аристократичных московских некрополей, сравнимый лишь с погостом Донского монастыря. Тут почивали Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны. Здесь был похоронен легендарный сподвижник Петра I князь Григорий Дмитриевич Юсупов.

Древние надгробные плиты монастырского некрополя, ныне установленные в южной стене собора






- В нижней Казанской церкви могилы Голицыных украшали надгробия, изваянные знаменитым французским скульптором Гудоном (ныне хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева). Этот же скульптор делал и бюст императрицы Екатерины II, и статую Наполеона по его личному заказу. А последней работой Гудона был бюст императора Александра I, исполненный в 1814 году.

Древние надгробные плиты монастырского некрополя, ныне установленные в южной стене собора









Во время установки внутри храма калориферного отопления были уничтожены захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Видимо тогда некоторые уцелевшие надгробия были вмурованы во внешние стены Богоявленского собора. Я насчитал не более десятка таких надгробий! Несколько древних плит, вмурованных в стены, я также обнаружил внутри нижней Казанской церкви. Возможно, что некоторые из них принадлежат семье Голицыных.


  


Под стенами апсиды Богоявленского собора я обнаружил еще несколько надгробных плит, а также археологический раскоп, глубиной в один метр, который, позволил ознакомиться сразу с несколькими культурными слоями монашеской обители.










Я насчитал пять культурных слоев, но все они, скорее всего, относятся к позднему советскому и дореволюционному периодам. Большая часть слоев состоит из асфальта, бетонных плит, битого кирпича, гравия, булыжников и щебня. Естественно, что за 700 лет активной деятельности, культурные слои под монастырем должны быть гораздо глубже и разнообразнее. Видимо, археологи не решились уходить на глубину из соображения безопасности. Стены и фундаменты древнего собора могли бы не выдержать такого испытания.




За годы советской власти все храмы, стены и ворота монастыря были снесены, уцелел лишь Богоявленский собор. В 1919 году большевики закрыли монастырь, а насельников изгнали. В 1922 году из обители увезли пуды серебра, а спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. Здание его не раз переходило от одних новых хозяев к другим. Нижний храм сначала отдали под мучной склад, потом Метрострою, потом под цех металлообработки. На верхний претендовал Украинский клуб, но в итоге его отдали под общежитие студентов Горной академии, а потом предприятию «Гипронииполиграф». Святые алтари, иконы, старинные надгробия, купол с крестом - все было порушено и осквернено, а часть наиболее ценных предметов раздали музеям. Пристройки и перестройки обезобразили здание, каменные стены треснули от дождя и снега, на кровле начали расти деревца.

Апсиды собора и восточная часть храма

 


Собор еще больше пострадал в 1941 году, когда рядом упал сбитый фашистский бомбардировщик и взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. А после войны на монастырской территории построили административное здание для НКВД.

В 1980-х годах началась медленная реставрация. Храм был передан Государственному русскому хору им. А.В. Свешникова, и в нем устроили репетиционный и концертный залы. В течение 30-ти лет в монастыре шла кропотливая работа, реставрировали памятники, поврежденные еще при Наполеоне. В верхнем храме восстановили резной, с позолотой, многоярусный иконостас, лепнину, росписи и белоснежные скульптуры петровского времени. Очень необычны царские врата: они сделаны в виде креста. В его центре - канонический образ Благовещения, а на концах креста изображены апостолы-евангелисты. Верхний храм - просторный, светлый, сияющий позолотой - освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 1998 году.


 


Реставрационные работы на территории Богоявленской обители продолжаются по сей день, их окончание запланировано на 2014 год.

Москва - Богоявленский монастырь

Previous post Next post
Up