На самом деле я Бэтмен!

Oct 16, 2019 09:49

Уже не помню, от кого именно я когда-то услышал выражение «принцип Бэтмена ( Read more... )

простые истины, мировой порядок

Leave a comment

arhiloh October 16 2019, 11:43:42 UTC
>если злодей, посаженный героем в темницу, сбежит и убьёт ещё сотню невинных - герой в этом неповинен
Ну вообще-то да, неповинен. Повинен злодей, и всякий психически сохранный человек, кмк, с этим согласится.

>если я не совершил этого непосредственно, я в этом не участвую
Хуту (пример условный, все совпадения имён случайны) убивают тутси, а я ни одного хуту не убил, хотя это могло бы сберечь жизни нескольких тутси. Считаю себя совершенно невиновным, ибо не участвую. А ведь мог бы.
Юный эфиоп умер от голода. Я мог бы несколько дней обходиться без пива и перечислить сэкономленные средства в Фонд спасения эфиопов от голодной смерти, что, вероятно, спасло бы его жизнь. Не обошёлся и не перечислил. Я убийца? (Или может убийца пивоваренная компания? Или Ашот, в магазине которого я пиво купил? Или моя жена, которой не хватило духу настоять на том чтоб я меньше пил пива?)
Думаю, нет, все перечисленные лица не убийцы, и даже не соучастники.

Reply

shadow_geometer October 17 2019, 06:07:51 UTC
Строго говоря, есть порог. Если герой знает, что темница (психиатрическая лечебница, нужное вписать), согласно законам жанра, обладает надёжностью бумажного пакета, а злодей заведомо неисправим, то просто отлавливая злодея и раз за разом сдавая его в оную темницу, откуда тот сбегает назавтра же, размахивая бензопилой, он вполне несёт ответственность. Не за сами убийства злодея напрямую (это уже намерения злодея), но за непредотвращение очевидных последствий.

Все последствия предвидеть никто не требует, но те герои анекдота про две бригады, из которых первая ямы выкапывает, а вторая закапывает (потому что третья бригада, что должна была между ними деревья сажать, не вышла на работу, а план горит) вполне себе должны сознавать неправильность второго действия - и ответственны за то, что исполняют только букву.

Reply

arhiloh October 17 2019, 10:07:14 UTC
Верно, возникает много "если". Если надёжностью пакета, то вроде как нехорошо. А если просто тюрьма, откуда сбегают редко (хотя никаких гарантий нет, конечно), то вроде как уже и не так страшно. А если бы стал стрелять в мерзавца, вдруг бы случайно зацепил ребёнка, который мимопроходил. Да и вообще мир непознаваем и непредсказуем, так что нам не дано предугадать ни как слово отзовётся, ни как действие.
То есть какой-то бесспорный принцип вывести сложно, и по сути обычный человек предпочитает держаться именно что принципа "я не делал значит не при чём", потому как иначе сохранить функционирующий мозг трудно.

Reply

shadow_geometer October 17 2019, 13:51:46 UTC
Мозг, как я понимаю, в общественных отношениях вообще играет не первую скрипку, потому что они скорее вопрос соглашения, чем постоянного анализа. Это, впрочем, вообще для любых шаблонов верно (потому что на масштабах человеческого общества и других крупных систем предсказуемость действий оказывается "большей добродетелью" чем разумность действий - вторая уже дополнительный бонус ( ... )

Reply

livelight October 17 2019, 07:14:18 UTC
Очевидно, что если вы могли бросить толстяка-наркомана на рельсы, чтобы вагонетка не задавила пять юных фитоняш, но не сделали этого, то именно вы виноваты в их гибели :)

Reply

arhiloh October 17 2019, 08:15:56 UTC
Да. Но ведь не я один, а ещё около 7 млрд человек не сбросили!
Все и виновны-с, так что присяжных для суда подобрать не удастся.

Reply

anairos October 17 2019, 09:19:29 UTC
Уж не знаю, вы в полемических целях намеренно не различаете теоретическую и практическую возможность, или всерьёз не видите между ними разницы.

Впрочем, в обоих случаях объяснять вам эту разницу бессмысленно.

Reply

arhiloh October 17 2019, 10:01:05 UTC
Разница конечно есть, но она зачастую слишком зыбка, чтобы строить на ней какие-то обобщения. Если на пожаре в Кемерове погиб ребёнок, а я в этом время сидел в пивбаре в Москве, то понятно, " а что я мог сделать".
В примере с умершим эфиопом уже не так понятно.

Reply

mindfactor November 1 2019, 00:11:07 UTC
- Скажите, что, по-вашему, важнее жизнь ребенка или пиджак ( ... )

Reply

karpion November 1 2019, 22:06:53 UTC
Ну, М.А.Шапиро - весьма своеобразный человек. Например, его система Мирры базируется на легилименции (или на миелофоне - что то же самое, но в другом сеттинге).

Reply

mindfactor November 1 2019, 22:21:28 UTC
> весьма своеобразный человек.

Безусловно. Но это не значит, что он не прав категорически во всём.

Reply

karpion November 2 2019, 00:53:45 UTC
А я и не говорил, будто "он не прав категорически во всём". Но вот придумывать мир на допущении легилименции/миелофона в качестве ключевого элемента - это сильно подрывает доверие к предлагаемой им модели.
Кстати, там ещё безмерное уважение к рецензируемым научным журналам (и кажется - к индексу цитирования).

Reply

mindfactor November 2 2019, 07:25:33 UTC
>А я и не говорил, будто "он не прав категорически во всём".

В таком случае в обсуждаемом вопросе он неправ где ?
Подсказка - в процитированном куске текста НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ концепция "допущение легилименции / миелофона".

Reply

karpion November 2 2019, 14:35:47 UTC
В обсуждаемом (героями его рассказа) вопросе оба неправы в том, что оба считают благотворительность чем-то хорошим. Тогда как реально - там требуется стерилизация недочеловеков, не умеющих самостоятельно ограничивать свою рождаемость и поэтому угрожающих цивилизации.

Легилименция/миелофон используется в других рассказах. Один - про то, как Мирра захватила соседнюю систему и стала применять свои законы, придав им обратную силу. Второй - как в качестве аргумента используется "объективная оценка интеллекта", в силу чего предпринимателей лишают права самостоятельно выбирать себе работников, а принуждают ориентироваться на гос.сертификат. Ну и менее явно - легилименция/миелофон маячит в других рассказах, там нет судебных ошибок и даже не предполагается такая возможность.

Reply


Leave a comment

Up