Трудности научной демонологии: переведи меня

Jul 24, 2019 11:03

Как перевести на другие языки слово «демон ( Read more... )

религиозные штудии, мифология

Leave a comment

spellingmistake July 24 2019, 10:01:36 UTC
Вообще-то в русском языке есть несколько таких слов : 1) морок - та же иллюзорность, только ещё и проблем добавляет 2) чёрт - который злой вредный дух 3) нечисть - домовые, лешие и пр. это нечисть, а не нежить. 4) Нежить это упыри и прочие живые мертвецы. Не надо путать синее с солёным.

Reply

anairos July 24 2019, 10:13:53 UTC
Боюсь, путаю здесь не я. Слово "нежить" для обозначения упырей и прочих живых мертвецов появилось в русском языке только во второй половине 20 века, в переводах зарубежного фэнтези. Переводчики, недолго думая, передали так английское undead, и с тех пор оно стало общеупотребительным ( ... )

Reply

deadkittten July 24 2019, 18:14:25 UTC
"Для обозначения домовых, леших, водяников ..." ещё "Адамовы дети" использовалось ЕМНИП...

А что насчёт "нави"? Когда она, как термин, появилась?

Reply

anairos July 24 2019, 19:25:17 UTC
Навь появилась достаточно давно, насколько мне известно. Но это слово обозначало мертвеца, обитателя царства мёртвых, а иногда даже просто мёртвое тело. Навий день - день поминок, он же дедины.

Адамовы дети - мне такой вариант тоже попадался, но его книжное происхождение очевидно. Кстати, оно даже больше иудейское, чем христианское. Это по еврейским преданиям демоны - дети Адама и его первой жены Лилит.

Reply

hauserich July 29 2019, 08:31:36 UTC
Я специально искал в Библии упоминания имени Лилит, но так и не нашел. Там есть противоречия в плане сотворения человека (это описано два раза и по-разному), но насчет двоеженства Адама - не сказано. Буду благодарен за конкретную ссылку на источник (книга, глава, стих и т.д.).

Reply

anairos July 29 2019, 08:53:06 UTC
Лилит -- персонаж не библейский. Рассказы о ней входят в т.н. Агаду -- иудейское предание. Первые упоминания -- в Вавилонском талмуде (3-5 века нашей эры). Имя, как считают, происходит от названия месопотамских демонов лилиту, но в иврите (в том числе в Библии) используется для обозначения одного из видов сов ( ... )

Reply

kettenkrad July 29 2019, 12:15:17 UTC
> но в иврите (в том числе в Библии) используется для обозначения одного из видов сов

Условно крупные неясыти так называются обычно. Обычная сова будет "йаншуф", плюс куча специальных слов (в старых текстах десяток-другой наберется, не все из них до конца понятные). Для еврейского и родственных לילית прозрачно связано с לילה "ночь" + стандартное семитское окончание женского рода. "Ночная" то есть. Насколько это этимология, или совпадение тех сов, вопрос неясный.

Reply

anairos July 29 2019, 12:31:12 UTC
Когда речь идёт о демонах, тут всё вообще сложно с этимологией. Это ведь мы делим мир на посюсторонний и потусторонний, а для архаичного сознания таких разделений не существует. В результате все названия для демонов могут использоваться и для совершенно обычных людей/вещей/качеств.

Мне вот тут уже предъявили, что слово "тролль" в норвежском может обозначать вовсе даже не тролля, а нелюдимого человека или участок дикой природы.

И так везде. Ночные, чужие, иные, скрытые, изменчивые... Китайцы с японцами ещё хоть как-то теоретизировали, да и у славян видно желание провести границу между "житью" и "нежитью".

Reply

hauserich July 30 2019, 07:57:52 UTC
Да, я вообще против такого деления на "по ту" и "по эту". Хотя, наверно, классификация сущностей все же нужна. По признаку наличия или отсутствия постоянного физического тела, например. Да и другие признаки есть. Тут поле для серьезной научной работы!

Reply

hauserich July 30 2019, 07:55:27 UTC
Кстати, это противоречие между версиями сотворения людей сильно принижает даже мифическую достоверность библейских историй. Кроме того, если Адам совокуплялся с Лилит сразу же, то он уже должен был знать все, без всякого яблока. Опять противоречие?
И что меня еще интересовало всегда - это упоминания о каких-то великанах и вообще "других народах", которым. по идее, неоткуда было взяться в то время.

А насчет сов - да, в них явно есть что-то мистическое, хотя я думаю, это просто из-за их ночного образа жизни и необычного для прочих птиц внешнего вида.

Reply

anairos July 30 2019, 08:12:20 UTC
Я считаю наиболее достоверной документарную гипотезу: текст еврейской Библии -- результат компиляции как минимум четырёх разных священных текстов. Их условно обозначают "Яхвист" (J), "Элохист" (E), "Девтерономический кодекс" (D) и "Жреческий кодекс" (P). Библеисты спорят по поводу некоторых отрывков, к какому из текстов они относятся, но общая картина кажется достаточно ясной.

Так вот, первая глава книги Бытия -- это жреческий кодекс. Вторая -- яхвист, самый архаичный из библейских текстов.

Кроме того, если Адам совокуплялся с Лилит сразу же, то он уже должен был знать все, без всякого яблока.

Тут никакого противоречия. По еврейским преданиям, Адам и с Евой совокуплялся и до грехопадения. Вообще, отождествлять грехопадение с сексом стали только в эпоху Реформации. Так-то оно заключалось в нарушении заповеди: сотворив первое зло, человек стал его понимать.

И что меня еще интересовало всегда - это упоминания о каких-то великанах и вообще "других народах", которым. по идее, неоткуда было взяться в то время.Все народы верили, что ( ... )

Reply

hauserich July 30 2019, 08:49:43 UTC
Насчет сотворения демонов после людей и их "недоделки" - первый раз слышу, очень интересная идея. :) Хотя мне все же кажется, что бестелесные сущности были созданы раньше людей. Я вообще не придерживаюсь библейской концепции, у меня своя картина мира ( ... )

Reply

black_semargl July 31 2019, 16:09:54 UTC
Кроме того, если Адам совокуплялся с Лилит сразу же, то он уже должен был знать все, без всякого яблока.
Животным незнание добра и зла размножаться не мешало.

Ну и собственно Адам и Ева могли быть не изгнаны, а отправлены познавать добро и зло на практике, так сказать, совершенно добровольно и с энтузиазмом...

Reply

hauserich August 1 2019, 08:49:49 UTC
Да, есть и такая точка зрения. Да и вообще, вся эта ситуация явно была подстроена Богом. Сложно поверить, что что-то происходило без ведома Всевышнего... :) Тем более, что он заранее предусмотрел органы размножения...

Reply

tatyanainarsh July 29 2019, 12:42:07 UTC
Навий день - это христианская новинка.
Навьи - это морóк, нереальность, кажущиеся сущности.
Навьи близки к шаманизму, где кто чё курил - тот то и видел. :)
Они резко противопоставлялись "дедам-предкам", мертвецам вполне реальным - из-за пребывания их на погостах, и в красном углу -божнице, в виде фигурок или прорисей на досках, где позже появились иконы

Reply

aikr July 24 2019, 18:47:38 UTC
С гномами немножко сложнее, насколько я представляю. Дварфы (цверги, дверги, свартальвы) и гномы могли изображаться как разные существа - но могли и не различаться, особенно в фольклоре. А уж в русской переводческой традиции всех этих дварфов, цвергов и примкнувших к ним томте ещё задолго до Толкина перетолмачивали как «гномов» - вспомните хотя бы сказку про Белоснежку. Подозреваю, современное общепринятое представление, что dvarfs и gnomes суть принципиально разные народы - чуть менее чем полностью заслуга DnD.

Reply


Leave a comment

Up