5 апреля 2019
Илья родился в селе Кондаково 13 ноября 1547 года. Когда ему было около 20 лет, умер отец Акиндин, и Илья с матерью Ириной и братом Андреем перебрались в Ростов и занялись торговлей. Торговля шла успешно и выгодно. Тут Илья подружился с одним из торговых же людей по имени Агафоник. Последний был грамотным, читал св. писание и охотно беседовал с неграмотным Ильей, который называл себя невеждой и селянином.
Через некоторое время Илья, испросив у матери благословение, взяв свой родной поклонный крест (*), ушел в монастырь к Борису и Глебу, чтобы остаться там навсегда. Было ему тогда 30 лет.
(*) - поклонными назывались простые медные кресты, около 20 см величиною, которые ставились в комнатах для совершения перед ними домашних молитв и поклонов. Такие же кресты поставлялись обыкновенно и над воротами дома.
Игумен монастыря нарек имя ему Иринарх. Несколько лет он жил в послушании, по разным причинам переходил в другие монастыри, но потом снова возвращался в свой любимый Борисоглебский монастырь.
Однажды во время молитвы Иринарх услышал голос: «иди в келлию свою, буди затворник, не выходя из ней; и там спасешься».
Так с 1586 года Иринарх затворился в своей келье. На тот момент ему было 38 лет. С этого времени он 30 лет не снимал с себя вериг длинной 23 сажени.
Для братии Иринарх вязал свитки (власяные одежды) и власяные клобуки, для нищих шил одежду.
Иринарх сидя в затворе, носил на себе тяжелые вериги, хмельного не пил. А еще учил братию, чтобы она также трудилась и постилась, а хмельного никогда в рот не брала. Но что тяжелее всего и несноснее - учил быть монахом как ангелом, ни о чем не заботиться, плоти своей не щадить. Братии это надоело и игумен Гермоген выгнал Иринарха вон из монастыря. Но через год игумен опомнился, послал за Иринархом в Ростовский Лазоревский монастырь. Иринарх вернулся.
Но все это были только домашние, келейные повседневные дела.
Мимо старца никто не прохаживал. Все и конные, и пешие, что шли по ростовской и ярославской дороге на Москву, приходили к нему благословиться на путь и побеседовать, облегчить душу и сердце. В знак благодарности и признательности за добрые советы делали ему разные приношения, которые он раздавал нищим и странникам.
Памятник Иринарху напротив монастыря:
Естественно, Иринарх очень хорошо знал и понимал, что происходит в государстве. Однажды в 1608 году он во сне увидел потрясающую картину всеобщего бедствия: Москва посечена поляками, все царство в плену, разграблено, сожжено. Игумен, благословив его, немедленно велел идти к царю Василию Шуйскому в Москву, рассказать ему откровение о разорении царства Московского. Иринарх ходил в Москву, разговаривал с Шуйским, благословил его своим крестьянским поклонным крестом.
Река Устье:
А потом пришли поляки, многие города завоевали, села и деревни жгли, оклады с икон сдирали, книги обирали, людей убивали. В 1609 году Ростов сожгли. Пан Микульский пришел и в Борисоглебский монастырь. Вошел в келью Иринарха, спросил: «в кого ты верушь? А земной царь кто у тебя?» Старец сказал: «Русский царь Василий Иоаннович. Живу в России, русского царя и имею..»
Пан Сапега от Троицы шел в Калязин на Скопина-Шуйского. Сапега собирался Борисоглебский монастырь сжечь. Братия начали друг с другом прощаться…
Сапега пришел к Иринарху, поглядел на вериги: «благослови меня батька. Как ты сию великую муку терпишь?» Многие паны стали говорить Сапеге: «сей старец за нашего короля Димитрия (Тушинского) Бога не молит, а молит за царя Василия (Шуйского)». Иринарх сказал: «аз в Руси рожден и крещен, и аз за Русского Царя и Бога молю». Сапега отвечал: «правда в сем батьке велика, в коей земле жить, тому и царю служить».
Иринарх сказал Сапеге: «возвратися, господине, во свою землю, полно тебе в Руси воевать, аще не изыдеши из Руси, или опять приидешь в Русь, и не послушаешь Божия слова, то убиен будеши в Руси». Пан Сапега ответил: «чем мне тебе батько даровать? Я такова батька нигде не видал ни здесь, ни в других землях твердого и небоязливого, что не побоялся нашего меча и не ушел».
Простился Сапега, прислал милостыню пять рублей, не тронул монастырь. По преданию оставил в монастыре знамя. Как известно пророчество сбылось, домой Сапега живым не вернулся.
В это трудное время келья затворника стала нравственною надежною опорой, которая помогала людям больше, чем оружие.
На этом месте была келья Иринарха, вид внутри монастыря:
Иринарх послал Скопину-Шуйскому в Переславль свой поклонный крест, несколько раз посылал благословенную просфору «дерзай, не бойся, Бог тебе поможет». С этим крестом Скопин победоносно прошел до самой Москвы.
Бывают исторические личности, которые проносятся в жизни блестящим метеором. К числу таких принадлежит борец с московской разрухой - князь Михаил Скопин-Шуйский. Он приходился племянником царю Василию Шуйскому. Когда, по словам летописца, «омрачение бесовское, произведенное духом лжи», охватило почти всю страну, царь Василий вызвал молодого племянника и поручил ему начальство над разрозненными остатками царских войск. К этому времени Скопин был уже известным полководцем - когда ему было 22 года, он разбил войско Болотникова. Скопин соединил разбитые воинские части, заключил договор о помощи со шведами и в союзе со шведским полководцем Делагарди, стал теснить со всех позиций и Шаховского, и Ляпунова, и иных мятежников.
Тушинцы, поляки и бунтовавшие казаки шаг за шагом стали отступать перед Скопиным. Он освободил от долговременной осады Троицу и очистил дорогу к Москве. Москвичи падали на колени, называли Скопина отцом отечества, а Делагарди - освободителем.
Шварц В. Г. Въезд Скопина-Шуйского и Делагарди в Москву
Историк Соловьев писал: «В один год приобрел он себе славу, которую другие полководцы снискивали подвигами жизни многолетней, и, что еще важнее, приобрел любовь всех добрых граждан, всех земских людей, желавших земле успокоения от смут».
Быстро разросшаяся слава Скопина послужила причиной его гибели. Делагарди, предчувствуя неладное, уговаривал Скопина покинуть Москву. В числе тайных врагов Скопина был князь Дмитрий Шуйский, брат царя. По своему положению, он мог претендовать на престол, т.к. прямых наследников у Василия не было. А народ видел в Скопине приемника царя. Появление в Москве молодого 24-х летнего, и чрезвычайно любимого народом Михаила Скопина казалось Дмитрию Шуйскому очень опасным. Он пригласил Скопина на пир к Воротынскому. Во время пира хозяйка дома поднесла ему чару вина. Скопин был осторожен, на пиру только ел, ничего не пил. Но не смог нарушить обычай, принял чашу, выпил - и сейчас же почувствовал себя дурно, повалился замертво. Вскоре он умер. Случилось это 23 апреля 1610 года.
Князь Скопин скончался, оплаканный всем народом. В его лице русские люди потеряли одного из лучших своих государственных деятелей и национальных героев. Боевой товарищ Скопина, Делагарди, плакал: "Московские люди, не только в вашей Руси, но и в землях государя моего не видать уже мне такого человека!"
Памятник Скопину напротив Борисоглебского монастыря:
В 1610 году патриарх Гермоген прислал в Борисоглебский монастырь игумена Симона, человека немилостивого. Симон приказал Иринарху ходить в церковь молиться, но тот так изнемог в посте и молитвах, что по келье своей едва мог ходить. Игумен вместе с братией пришел к старцу в келью и ограбил его, забрав почти все имущество. Осталось только четыре пуда соли и пуд меду. Иринарх приказал ученику Александру отдать игумену и это последнее. На следующий день игумен прислал четырех человек, которые выволокли Иринарха, сломав ему левую руку, и бросили за три сажени от церкви. Тут лежал Иринарх без помощи девять часов. Александр ходил к игумену просить, чтобы отпустил Иринарха снова в затвор. Симон опять благословил старца с учениками на затвор. Вскоре после этого злобный пьяница Симон был выгнан из монастыря.
А в это время поляки, узнав о смерти Скопина, опять пошли к Москве и взяли ее, Василия Шуйского отправили в Польшу. Сбылось видение Иринарха, которое видел два года назад, о взятии в плен Москвы.
Осенью того же года, после Дмитрова дня, пришли поляки в Ростов. В это время игумен Борисоглебский бежал с братиею на Белоозеро от поляков, боясь их мучения. Иринарх с учениками Александром и Корнилием остался в монастыре.
Поляки стояли рядом с монастырем десять недель. Один из панов пришел к Иринарху в келью и сказал: «Благослови отче! А пан Сапега, по твоему пророческому слову убит». Иринарх ответил: «идите и вы в свою землю, и вы живы будете. Если же не выдите из нашей земли, то и вы будете побиты». Пан ушел в свой лагерь, рассказал всем прочим панам. И они стали приходить к старцу за благословением. А монастырь не тронули.
Польский лагерь был между Борисоглебским монастырем и женским Троица-на-Бору. В XIX столетии это место заросло лесом, но еще были заметны канавки, означающие расположение лагерных палаток. Сейчас на этом месте дома, улица от Борисоглебского до Троице-Борской церкви называется Лагерная. Рядом с Троице-Борской церковью был «Убогий дом», т.е. скудельница.
Мы прошли немного по Лагерной улице, теперь кроме названия ничего не напоминает о лагере поляков:
В 1612 году Иринарх, услышав, что Пожарский с Мининым стоят в Ярославле и, на призыв Трубецкого, боятся идти под Москву, думая об убийстве от Заруцкого, по проискам которого был убит Ляпунов, - послал им челобитье и просвиру, повелевая идти без боязни, что узрят они славу Божию и Заруцкого в Москве не застанут. Рад был Пожарский такому слову и тронулся из Ярославля. В монастырь они, с Мининым, пришли за благословением к Иринарху сами. Он их укрепил и дал им в помощь свой знаменитый крест, с которым Пожарский и довершил свой подвиг в Москве.
Преподобный Иринарх дает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому с Мининым крест на одоление врагов поляков в Москве:
Рисунок выполнен иконописцем Иваном Ивановым Самойловым в 1855 году, опубликован в книге «Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря что на Устье реке с картинами и изображениями его праведных трудов» составленная архимандритом Амфилохием, 1874
Памятник Пожарскому напротив монастыря:
Известно, что с избранием на царство Михаила Федоровича, в Москве водворилась тишина, однако на богатом зажиточном севере, города оставались еще долго под ужасом казацкой лютости. Никак не могли с ними совладать. Осенью 1614 года на север был послан князь Борис Лыков с полками. Князь Борис послал старца Иоакима к Иринарху за благословением. На севере Лыков гонял казаков, так что им только оставалось идти к Москве. Возвращаясь за ними, Лыков сам пришел к Иринарху, чтобы испросить новое благословение и взял на помощь поклонный крест Иринарха. Под Москвой воеводы окружили казаков и после многих переговоров те сдались.
Умер Иринарх 30 (13) января 1616 года. Раньше к Борисоглебскому храму с западной стороны примыкало каменное здание, покрытое деревянной чешуйчатой крышей, которое носило наименование «гробничной палатки преподобного Иринарха». Это здание в 1809 году было сломано и в 1810 году вместо него пристроено к храму каменное здание в виде паперти, в котором сооружен придельный храм во имя пророка Илии. В этом приделе и почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника:
Близ его гробницы сохранялись часть принадлежавших ему вещей: власяница, вериги с крестами и другие. Здесь же помещалась воинская хоругвь, с изображением архистратига Михаила и перед ним в преклоненном положении Иисус Навин, вокруг вышиты слов, сказанные вождем небесных сил вождю народа Божия: Иже непослушает словес твоих, яко же заповем тебе, да умрет; точию крепися и мужайся (И. Нав. 1, 18). Знамя это, по мнению одних, принадлежало Сапеге, а по другим данным, князю Михаилу Скопину-Шуйскому.
Фотография Прокудина-Горского:
«Труды» Иринарха, фотография Прокудина-Горского
Житие Иринарха описано его учеником, Александром, который, живя при нем 30 лет, сам был участником в сношениях затворника с миром и всегда исполнял его поручения. Обыкновенно старец посылал его к воеводам и с благословением, и взять обратно святой свой крест.
Один крест затворника, находившийся на его гробнице, был похищен в 1830 г., и неизвестно, тот ли это знаменитый крест, с которым побеждали врагов Скопин-Шуйский, Пожарский, Лыков. Был еще крест, своим устройством вполне отвечающий ношению его в походах на груди поверх брони. Он с оборотной стороны вверху и внизу имеет особые скважины для продевания в них тесьмы, чтобы потом надеть святыню на грудь, на рамена (плечи), отчего такой крест назывался пораменный. Но где сейчас этот крест?
Иринарх был канонизирован в 1964 году. Дни памяти святого 13 января, 20 июля и 28 ноября по старому стилю.