«Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало...»
(Валерий Брюсов)
У евреев в древности было - и до сих пор осталось, несмотря на все позднейшие добавления, - три главных праздника, называемых «регалим»: Песах, Шавуот и Суккот. Каждый праздник имеет свои смыслы и свои традиции, но есть нечто, их объединяющее: все три «регалим», так или иначе, соотносятся с Исходом из Египта, имевшим место быть где-то в 12-м веке до н.э. и считающимся датой рождения еврейского народа.
Как соотносятся?
Песах - сам исход, выход из рабства.
Шавуот - принятие Торы на горе Синай, свободный выбор свободных людей.
Суккот, он же праздник Кущей, или, по-простому, шалашей...
А вот тут потоньше будет, господа... Не так в лоб, более опосредованно.
Шалаши - напоминание о кочевой жизни в пустыне, от которой мы благополучно перешли к жизни осёдлой. Каким образом перешли?
Многие учёные считают, что основным фактором, неоднократно превращавшим кочевые народы в оседлые, стало вовсе не выращивание пшеницы или ячменя - хлеба насущного, без которого не прожить. Хлеб насущный не заставляет сидеть на одном месте, он привязывает вас лишь на несколько месяцев; по сути своей он - злак, штука однолетняя. Посеяли, вырастили, сжали - и вперёд, к новым просторам и новым временным полям. Нет, хлеб сделал из человека земледельца, но отнюдь не прервал совсем его странствия.
Превратила человека в осёдлого обитателя жилищ, видимо, только виноградная лоза, многолетнее растение, требующее постоянного и тщательного ухода, непременного человеческого присутствия рядом. Вернее, сделало это вино. Ибо не насытило плоть, но «возвеселило сердца человеческие»...
Со многими народами так произошло. Не стали исключением и евреи.
Собственно, в самой Торе мы видим подтверждение этому. Что притащили на плечах два разведчика, Йегошуа бин-Нун и Калев, сын Афуны, из земли Ханаанской, в подтверждение тому, насколько страна эта хороша и пригодна для заселения? Что, как не гроздь винограда, такую огромную, что нести её двум здоровым сильным мужикам пришлось вдвоём?
Недаром изображение этих двух разведчиков с виноградной гроздью стало эмблемами одной из крупнейших виноделен страны и, одновременно, израильского Министерства туризма. Правда, на этих знаках разведчики идут в противоположные стороны, но это тоже весьма логично. Даже учёный кот у Пушкина (помните?) когда шёл направо, как на эмблеме у виноделов, - песнь заводил, видимо, выпив вина. А идучи налево - сказки говорил. Как гиды...
И ещё одно. Нашу страну и наш народ с самой глубокой древности не очень-то баловали периоды мирной жизни. Тем ценнее были редкие передышки спокойствия и безопасности. Помните, как такие добрые времена описаны в книге Царств? Мир - это когда каждый человек «сидит под лозой своей и под смоковницей своей». Пусть даже и в шалаше.
Доброго вам праздника Суккот!