ДЕДУШКА И ЗАГРАНИЦА

May 14, 2013 21:23

«Заграница нам поможет» - помните сии слова из «12 стульев»? Они были, как заклинание для подполья в Совдепии долгие годы. Только прожженные враги советской власти понимали инфильтрированность русской эмиграции агентами Кремля, оттого ожидали только проблем от эмиссаров из-за кордонов. Некоторая помощь была: подрывной литературой, в первую очередь, а иногда и правозащитной поддержкой. Но подполье сохраняло надежды. Когда РПЦЗ перенесло свои действия на территорию СССР в 1990 г., надежды усилились. Но уже через 3 года стало очевидно, что большинство непримиримых людей находились в иллюзиях.
Нет, никто не поможет. РПЦЗ рухнула, частично капитулировав. Обширная «заграница» не поможет в силу занятости своими неотложными проблемами. От «заграницы» мы получим поддержку только тогда, когда она, помогая себе на территории РФ, вновь обратится к несоветскому сегменту. Возможно ли сие? - В реальной политике возможно всё.
От РПЦЗ остались «осколки», но все равно они представляют между собой одну среду, разнящуюся лишь той или иной выбранной тенденцией из громадного наследия единой РПЦЗ. Катакомбная Церковь, не взирая на взаимоотношения, достаточно быстро определила свое видение того, кто есть кто. Во главу угла был положен не субъективизм, а внутренние церковные критерии. «Фаворитом» наследия РПЦЗ был признан (почти с самого начала процесса) митр.Антоний (Орлов). Критериальная база была проста: исторической РПЦЗ признавалась та структура, что возглавлялась митр.Виталием (Устиновым), а не архиеп.Лавром (Шкурлой). В момент хаоса и неразберихи последних лет жизни м.Виталия Катакомбная Церковь также внимательно следила, кто станет во главе структуры. Базовый признак аутентичности предполагаемой фигуры был таков: он должен быть русским эмигрантом по происхождению, с детства принадлежащий к РПЦЗ (не перешедший), имеющий хиротонию от аналогичных архиереев, разделяющий основные взгляды 1 Всезарубежного Собора 1921 г. Такой фигурой оказался только один человек: еп.Лос-Анжелосский Антоний, в мiру Никита Феоктистович Орлов.


С дедушкой Орловым я познакомился летом 1992 г., когда он делал вояж по стране.Я уже тогда удивился глубокому энтузиазму человека, коего сопровождали его сын и дочь. Отчего-то уже тогда мне подумалось, что он обязательно станет архиереем, т.к. я видел чудовищный дефицит кадров в РПЦЗ. Он был ближайшим помощником архиеп.Антония (Синкевича) - самого радикального архиерея РПЦЗ в то время. Более того, человека, сохранявшего именно боевой антибольшевицкий дух и державшего кое-какие остатки фондов для борьбы. Когда я узнал, что Никита Феоктистович рукоположился в священники, мое предположение о его будущей «духовной карьере» только усилилось. Он родился в 1932 г. в Шанхае, в бело-эмигрантской семье. В 1964 г., получив медицинское образование, приезжал в СССР по обмену из США. Рукоположен в епископа тайно в 2002 г. архиеп.Варнавой (Прокофьевым) и еп.Сергием (Киндяковым). Далее следует нестроение, смерть митр.Виталия, хаос в юрисдикции и распад на несколько групп. Но сие никак не влияет на его аутентичность и реальный статус Первоиерарха РПЦЗ. Объявление его главой Российской Православной Церкви in corpore - из разряда ошибочных и вредных влияний его советников, ибо ценность м.Антония (Орлова) заключается в его зарубежности, а не в российскости.
Здесь мы переходим к важному аспекту его фигуры, его символическому значению для Русского Православия, обладающему определенным духовным капиталом, коий либо укрепляет существование, либо непродуктивно растрачивается. Как указано выше, главой РПЦЗ может быть только потомок русских бело эмигрантов, с детства принадлежащий к РПЦЗ. Первое отклонение имело место быть с избранием м.Филарета (Вознесенского). Он был принят из МП. Действительно, вплоть до дедушки Орлова все Первоиерархи РПЦЗ были рождены еще до революции. Но время идет, и следующая страница церковной истории подразумевала занятие первой позиции именно представителем второго поколения первой эмиграции,- никак иначе. В его появлении на первой позиции РПЦЗ мы видим возвращение к 1921 г. Не случаен даже выбор иноческого имени - Антоний. Его духовным отцом являлся архиеп.Антоний (Сенкевич), а духовным отцом последнего сам митр.Антоний (Храповицкий). Символическое преемство налицо. Ныне мы видим митр.Антония II, хотя сие почему-то не афишируется. Он и осознает себя именно как продолжатель Белого Дела, как в духовном, так и военном смысле.
Можно вполне согласиться с известным блоггером, писавшим: «РПЦЗ это была такая особенная для всей двухтысячелетней христианской традиции церковная деноминация, 100% членов которой осознавали себя воинами Бога на передовой и 30% членов которой в буквальном смысле слова отдали свои жизни за други своя, за родину и за Бога Истины (Вторая Гражданская война). Другой такой церковной организации в истории Восточной Церкви просто не существовало… РПЦЗ, при всех своих известных недостатках, это фактически единственный за всю историю русский воинско-христианский орден. Ратное братство святых и их потомков в буквальном смысле. Ибо хотя чинов святости довольно много, святы те и только те, кто готов отдавать жизнь за свою веру». Добавить нечего. Пинать РПЦЗ - просто аморально, даже учитывая ее современное состояние. Именно такая позиция продиктовала м.Антонию (Орлову) найти группу В.Квачкова и благословить «Народное Ополчение им.Минина и Пожарского» на свержение безбожной власти. Ничего нового: еще м.Антоний (Храповицкий) благословлял «всякое оружие на красного антихриста подымаемое».
С точки зрения Катакомбной Церкви ИПХ существующие ныне формации "альтернативного православия" можно распределить по некоему "рейтинговому" списку. Список сей основывается на догматических и канонических приоритетах. Ежели говорить об различных "обломках" РПЦЗ, то вид сего списка таков: на первом месте - юрисдикция м. Антония (Орлова), второе - одна из "секачёвских" линий от Варсонофия (Яковлева) и часть "алфеевцев". Третье - равно: архиеп. Тихон (Пасечник), Владимир (Целищев) и Дамаскин (Балабанов). Четвёртое - м.Агафангел (Пашковский) и еп. Григорий (Лурье). Пятое - еп. Виктор (Пивоваров). Шестое - м. Валентин (Русанцов) и РПКЦ. Седьмое - ИПЦ России (м.Рафаила). Особое мнение и переинсталляция предусмотрена с теми архиереями несергиянского (!) происхождения, кои будут признаны достойными. Иностранные, в т.ч. греко-старостильные юрисдикции не разсматриваются, как априори не могущие принести "благих плодов".
Как указано выше, РПЦЗ даже самое себя осознавала, как Армия Бога, вышедшая в изгнание. В Армии не до политики или науки или бытовухи. Русская эмиграция первоначально распределилась очень занимательно: наука и финансисты - во Франции, военщина - в Югославии, голодранцы - в Германии, не пойми кто - в США. На базе сих социальных страт во Франции образовался Св.Сергиевский Богословский Институт, питающий интеллектуальным продуктов всю эмиграцию, но принадлежащий к «евлогианам»; в Югословии собственно создалась сама РПЦЗ, где в Сремски-Карловцах провела Собор 1921 г.; русским голодранцам ничего не оставалось, как добиваться своих прав и мстить большевикам, отчего именно здесь столь сильны были увлечения политикой и ажиотаж с поддержкой Гитлера, чье русское окружение на начальном этапе было общеизвестно; в США - отдельная юрисдикция, где основу составляли до-революционные эмигранты, не познавшие ужасов большевизма. РПЦЗ не давала богословов, имела политика в единственном лице еп.Григория (графа Граббе), ибо только война, причем не в террористическом смысле, а в регулярном.
Катакомбная Церковь ИПХ представляла из себя буквальное «подполье», где сконцентрировались все «бывшие» из всех страт погибшей страны. Богословы ИПХ были одного поля с «парижской» школой евлогиан, но политически едины с РПЦЗ. А какой метод у подпольщиков в Совдепии? - Правильно: вредительство и террор. Сознание ИПХ глубоко террористично, ибо они уже жили в «аду» и, в случае поимки, их ждало гарантированное мученичество.
Если экстраполировать церковные реалии на военные (эпохи II Мiровой войны), то все становится на свои места. Эмигрантская военщина сформировала Русский Корпус и разрешила добровольцам идти на фронт в немецкой форме. Эмигрантские богословы застыли в апокалиптическом трепете, но финансисты четко сориентировались на англо-саксонский тренд. Голодранцы все ушли на фронт и уже не понимали, Россия или Германия - настоящая для них Родина. Не пойми кто в США впали в советско-патриотическое безумие. Вся «власовщина» ориентировалась на м.Сергия (Воскресенского), что логично чисто по генезису, но получила поддержку от РПЦЗ только потому, что человеческий состав оной стал меняться в связи наплывом беженцев с Востока. А ИПХ, как террористы и подпольщики, смогли породить РОНА, казачьи части, и служить в диверсионных или штурмовых частях Вермахта и СС. Война против красного антихриста распределила роли всем участникам, и сии роли не изменились до сего дня!
Все тенденции в РПЦЗ можно классифицировать по их отношению к большевизму и сергианству. Следовательно, по степени строгости к принятию обращенных и, собственно, герметичности той или иной юрисдикции. Митр.Антоний (Орлов) - продолжатель позиции митр.Антония (Храповицкого), где есть однозначное неприятие большевизма и сергианства, но нет догматического осмысления феномена, а оттого отсутствует устойчивая практика в принятии сергиан. Почему? - Вероятно, оттого что там по-прежнему 1921 г., а не 1927 г., и, тем паче, не 1943 г. В ментальном поле м.Антония (Орлова) тот же В.Квачков - не «генерал Власов» из II Мiровой войны, а какой-то красный командир из «военспецов», перешедший то ли сторону белых, то ли решивший поднять возстание в тылу большевиков. Соратник дедушки Орлова - архиеп.Варнава (Прокофьев), прибыв в Москву в 1992 г., первым делом обратил внимание на общество «Память». Все тот же антисемитский тренд? - Не вполне. «Память» той эпохи - все еще мощная организация, обладающая политическим влиянием в разной среде. Лозунг: «Царь и Советы без жидов и коммунистов». Данный ход - политическая «проба пера». И так же имеет прямую аналогию с эпохой Второй Гражданской: что-то типа РННА или «Дружины», где микст кадров и печальный результат, как, кстати, с «Памятью» Д.Д.Васильева.
А кто такие вышеупомянутые «секачевцы» ветви Варсонофия (Яковлева) и «Алфеевцы»? Их можно интерпретировать, как «церковных партизан» или «церковных вредителей», но никак не «церковных террористов». Группы принципиально небогословские, со своими странными идеями, принципиально народно-деревенские, но не колхозные. Церковные «зеленые», чье происхождение смутно и противоречиво, но кто твердо держится своей линии. Они, по сути, признают «факультативную» благодать в МП и, как и положено вредителям, часто служили в МП. Они могли в чем-то солидаризироваться с историческими ИПХ, и даже позаимствовать фразеологию последних, но имели иное направление. «Алфеевцы» произошли от реальных ИПХ, но снизили свой антисергианский накал. Варсонофий (Яковлев) - фигура трагическая, исповедник веры. Он - реальный ИПХ из Чувашии, пострижен и рукоположен в диакона схиеп.Михаилом (Кудрявцевым), но после арестов он утратил связь с другими ИПХ, не говоря уж об архиереях. В иеромонаха поставлен архиеп.Антонием (Голынским-Михайловским), кто также остался смутной фигурой в подполье и кому Катакомбная Церковь так и не дала общения. И, наконец, попал к «секачевцам», для кого оказался просто дополнительным источником легитимации. Вот он - настоящий «церковный боевик», оставшийся без связи с «центром» и оттого начавший работу с подручным человеческим материалом. Он никогда не признавал благодати у сергиан и не переваривал большевиков. Принимая во внимание несергианское происхождение «секачевцев» и «алфеевцев» Катакомбная Церковь ИПХ признает за ними определенные привилегии при потенциальной интеграции. Линия же от Варсонофия (Яковлева) обладает еще большими бонусами; ее представителем является Иоанн (Зайцев) еп.Буинский, ныне принятый в состав Синода РПЦЗ (м.Агафангела).
Третью позицию равно заняли три юрисдикции, являющиеся «осколками» РПЦЗ: РИПЦ архиеп.Тихона (Пасечника), РПЦЗ архиеп.Владимира (Целищева) и РосПЦ митр.Дамаскина (Балабанова). Все три имеют странность: позиционируя себя как продолжение РПЦЗ, придерживаются взглядов, более характерных для Катакомбной Церкви, как то непризнание благодати у сергиан, принятие вплоть до перекрещивание и т.п., - чего никогда в исторической РПЦЗ не было. Ответ же лежит на поверхности. Хотя структура РИПЦ контролирует небольшое количество исторических приходов РПЦЗ, в действительности се есть организация, созданная архиеп.Лазарем (Журбенко). В их юрисдикционной мифологии существует пассаж, что до 1990 г. все катакомбные общины подчинялись Лазарю, а при появлении РПЦЗ на территории СССР, даже те, кто Лазаря не признавал, возсоединились. В действительности Лазарь (Журбенко) долгое время находился между МП и ИПХ. Так, побывав в Глинской пустыни послушником, он попутешествовал по нескольким катакомбным общинам и был арестован по процессу архиеп.Антония (Голиыского-Михайловского) в Балашове. Позже он рукоположился в священника от патриархийного архиеп.Вениамина (Новицкого) в Иркутске, мотивируя тем, что тот имел несергианское происхождение. В 1982 г. он был тайно рукоположен в еп.Тамбовского приехавшим в Москву еп.Варнавой (Прокофьевым), что придало ему канонический вес, но и вызвало полную дестабилизацию отношений между Катакомбной Церковью и РПЦЗ. Не вдаваясь в оценку действий покойного, следует подчеркнуть постоянное его балансирование между крайне ригористической позицией интегрированных им ИПХ и мягкой практикой к принимаемым сергианам. И архиеп.Тихон (Пасечник), и еп.Вениамин (Русаленко) - ИПХ по происхождению, т.е. «церковные террористы» по определению, но, в борьбе за само-идентичность, закопсулировавшиеся из-за деинтеллектуализации и некоторым разрывом с живым универсумом катакомб. Никаких претензий к ним нет, их никто не обвиняет в том, что инкриминировали Лазарю; даже как личности они вызывают только симпатии. Но они безпомощны перед поставленными задачами текущего периода только в силу своей дезориентации. РИПЦ - «церковные партизаны и террористы», подрастерявшие квалификацию.
Ситуация с РПЦЗ архиеп.Владимира (Целищева) очевидна любому не ангажированному наблюдателю. Сам возглавитель структуры - урожденный ИПХ, чьи родители переселились в Калининградскую обл. с Рязанщины, но через Омск имевшие связи с схиархиеп.Петром (Ладыгиным), т.е. с «андреевцами». Он с 1990 г. находится в США, сначала в Джорданвилле до 1997 г, потом в Синоде, затем при м.Виталии с 1999 г.,- как и дедушка Орлов он рукоположен в 2001 г. в Мансонвилле архиеп.Варнавой (Прокофьевым) и еп.Сергием (Киндяковым). В его юрисдикции постоянно хаос и нестроения, с самого начала в 2006 г. и поныне. Почему? - Потому что в данной юрисдикции, в основном состоящей из исторических общин РПЦЗ, существует микст из кадров и идей. Как классический ИПХ (чья община никогда, кстати, не признавала Лазаря Журбенко) Целищев проводит в жизнь доктрину и практику Катакомбной Церкви в исторической РПЦЗ, что тотчас вызывает конфликт. Будучи «церковным террористом» по определению, он не может договориться с другими фракциями, а из-за отсутствия ресурсов (в первую очередь квалифицированных кадров) не может начать войну ни с «оппозицией», ни с МП. Представляется, что такой же эффект был бы во II Мiровую войну, если бы какое-то соединение белоэмигрантов возглавил бывший подпольщик. Иными словами, боевик или диверсант не может быть командиром в регулярных войсках.
Российская Православная Церковь митр.Дамаскина (Балабанова) - результат обособления от м.Антония (Орлова). Сначала я не мог понять реальной причины. И лишь внимательнее вчитавшись в документы сей юрисдикции, я понял, в чем дело. Дедушка Орлов, как и полагается продолжателю линии митр.Антония (Храповицкого) и собственно Собора в Сремски-Карловцах 1921 г. является монархистом, коему сей политический тренд понятен именно в военном исполнении хоть В.Квачкова, хоть кого. Если Храповицкий мог себе позволить третировать Февральскую революцию, то и ныне сие не возбранено. Вопрос остается только в трактовке события. Но Дамаскин (Балабанов) осмелился дать свою трактовку события, за что был обвинен в «февральской ереси» и т.д. В 2007 г. последовал разрыв с м.Антонием (Орловым), обвиненным в поддержке «сталинистов» (Квачкова & Co). Повод для осуществления амбиций? Или всю коллизию приписать влиянию А.Кузнецова (тогда официального идеолога и историографа юрисдикции) не представляется возможным, ибо тот только сформулировал существующие идейные тенденции. Определенный ответ лежит в самой биографии митр.Дамаскина. Он родился в Белгородской области. Четверокурсником Курского сельхозинститута написал труд по реорганизации советского хозяйствования и давал читать знакомым, из-за чего попал в поле зрения КГБ, и в итоге был вынужден переехать в Якутию, где работал на золотых приисках, стройках, вел буровые и взрывные работы, занимался промысловой охотой, геологоразведкой. В конце 1980-х стал руководителем стачки на стройке в Депутатском. В 1990-х годах Балабанов вернулся в Курскую область, где мирянином присоединился к РПЦЗ. Итак, мы видим не только просто бузотера, нет, он - диссидент, тот редкий тип, отвергнутый РПЦЗ еще в начале 1990-х г.г. Т.к. никакие авторитеты не указ, Дамаскин выступает против всех, кто кажется ему чуждым или предателем. Своим титулом «митрополит» он постарался закрепиться в пространстве, но ход неправильный, ибо всегда Всезарубежный Митрополит будет идентифицироваться только с Антоним (Орловым), а Всероссийскими Митрополитами «церковный рынок» переполнен. По военной аналогии эпохи II Мiровой войны напрашиваются образы какого-нибудь бургомистра, или командира ополчения, или главу антипартизанского отряда. Дамаскин - правдоискатель, что очень ценно в циничной современности. Ему необходимо освободиться от морока, что все кругом жаждут его растерзать, ибо среди других «альтернативщиков» врагов у него нет. Только состязание амбиций на пустом месте.
Четвертую позицию разделяют равно РПЦЗ митр.Агафангела (Пашковского) и «Архиерейское Совещание» еп.Григория (Лурье). Приходится признать, что майнстрим поздней РПЦЗ (после Всезарубежного Собора 1974 г.) находится в юрисдикции митр.Агафангела (Пашковского). Сама его биография подтверждает сие: крещен в МП, присоединился к РПЦЗ через Лазаря (Журбенко) в 1990 г., рукоположен в архиерея в 1994 г., признал низложение митр.Виталия, но не признал Акт о единении с МП. Очень симпатичный человек. Очень толерантный, не черствый. Знает, что такое МП, но не знает, как с ней совладать. Опасается внутренних коллизий в своей структуре. Хочет мира, не готов к войне. Знает, что сергианство - экклезиологическая ересь, но принять анафему тормозит, ибо признать формулировку ИПХ - значит поставить себя в духовное подчинение «церковным террористам», а создать самим формулировку - очень сложно, притом, что РПЦЗ за всю историю не удосужилась принять никакого официального текста анафемы на сергиан. Митр.Агафангел контролирует много исторических общин РПЦЗ, ибо он точно придерживался линии, возобладавшей последние десятилетия: Армия подлежит расформировыванию, вопросы надо решать через конвергенцию, но не через единение с МП. В заметке «Итоги 11 летней войны» подмечено точно: «10 марта 2013 года произошло событие, малопонятное со стороны, но крайне важное для тех, кому дорога память о Зарубежной Церкви, - не исключая и тех, кто не хочет признавать важность события. Парижский иподиакон РПЦЗ(В-В) Владимир Кириллов официально объявил о выходе из своей прежней юрисдикции и переходе в РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела… Дело в том, что это был один из наиболее известных идеологов еще дораскольной РПЦЗ и, пожалуй, единственный заметный идеолог, остававшийся у РПЦЗ(В-В). Можно было не соглашаться с иподиаконом Владимиром, но невозможно было его игнорировать, и глупо было бы его не уважать.. . После ухода Владимира Кириллова благодать "зарубежности" покинула эту структуру. Ее гравитационное поле ослабело настолько, что теперь не сможет поддерживать единства ее собственных частей…». Как я указал выше, описывая юрисдикцию РПЦЗ архиеп.Владимира (Целищева), данное событие есть процесс оспаривания символического капитала «истинной» РПЦЗ. Вопрос только в одном: времени отсчета сей «истинности», ибо РПЦЗ за годы весьма сильно изменялась под воздействием разных факторов. Действительно, никакой особой новой экклезиологии у РПЦЗ митр.Агафангела нет, лишь продолжение уже известных взглядов исторической РПЦЗ, кои, в свою очередь, входят в некоторое противоречие с экклезиологией ИПЦ, частично коей придерживаются все вышеперечисленные фракции! А проблема лишь в том, что как историческая РПЦЗ, так и РПЦЗ(А) исповедуют экклезиологию поповской вольницы: официальные церкви должны быть достаточно плохи, чтобы клирики могли оттуда уходить, но при этом достаточно хороши, чтобы можно было иметь с ними общую паству. Наказание «православного гитлериста» В.Дёмина не принесло славы митр.Агафангела, ибо спор спровоцирован был его внутренней фракцией, имеющей свои интересы в советско-патриотическом (жидоедском) движении. При усилении собственного «гравитационного» поля, митр.Агафангел реально страдает от недостатка символического капитала. Имеется в виду не его личная позиция в истории с митр.Виталием (что припоминает всякий), а в том, что Первоиекрарх РПЦЗ не может располагаться в Одессе! Факт имеет юмористическое измерение, подрывающей всю притягательность юрисдикции в ментальном поле людей, находящихся в мифологическом пространстве РПЦЗ.
«Архиерейское Совещание» - конструкция еп.Григория (Лурье), созданная как матричная модель для интеграции недовольных «осколков». Обособление от Валентина (Русанцова) было закономерно, ибо организатор процесса понимал проблему, коя никак не могла быть решена. Почему так сильно ненавидят Лурье? Только ли из-за национальности? Предполагаю, что нет. Национальность ему будут припоминать всегда, ибо он иногда дает повод (то 9 мая, то еврейские бомбистски). Но главное - квалификация персонажа. «Он слишком много себе понимает», «шибко вумный» - вот главная причина. Он нашел все болевые точки, но не нашел соратников. Он увлекался разными персонажами, ибо искал политические рычаги в игре, но не смог осуществить задуманного. Он признал, что, называясь ИПЦ, к «катакомбной традиции» отношения не имеет, более к традиции РПЦЗ и то в изводе РПАЦ. «Гравитационное поле» его юрисдикции - только в его продукте, в высшей степени качественном интеллектуальном продукте. Лурье не имеет того символического капитала, что имеет тот же митр.Агафангел или, тем более, дедушка Орлов, потому что он - из ниоткуда. Он - из иной нации, страты, образовательного уровня, жизненного стиля и т.д. и т.п. Он крестился в МП, перешел в РПАЦ, где был пострижен и рукоположен во все степени,- будучи уже сформировавшимся человеком, а не пустым статистом, как многие другие. (Кем были Пашковский, Целищев, Пасечник, Балабанов?) Но он определился в отношении сергианства на догматическом уровне. В какой-то момент я понял сего человека, без каких-либо предразсудков, и понял его значимость и ценность в нашей общей борьбе. Некогда Лурье выложил бренд Панк-Православие. Так оно и есть, он - из поздней генерации диссидентов, из «восьмидесятников», со всеми вытекающими последствиями. Я уловил его ментальное пространство: он просто очень одинокий человек, кому зачастую не с кем поговорить, и у кого нет соратников, даже не очень надежных. Вся его структура - не «воинское подразделение», не «церковная школа пропагандистов в Дабендорфе», а готовый полу-монашеский Орден, специализирующийся на образовании, в целом, и церковными изследованиями, в частности. Все заскоки Лурье только от того, что никто в окружении не уравновешивает его, что необходимо для лидера.
Пятую позицию занимает юрисдикция еп.Виктора (Пивоварова). Он мог бы занимать позицию равную Дамаскину (Балабанову), если не одно «но». Он был в МП, даже закончил МДА. Да, мирянином он в 1993 г. присоединился к РПЦЗ и тотчас рукоположен в дьякона и священника еп.Варнавой (Прокофьевым). На данном этапе к нему никаких претензий нет, а то, что его экклезиология мутная и он, по сути, себя боевой единицей не осознает,- лишь аргумент в позиции церковного рейтинга. Еп.Виктор (Пивоваров) - образ, вполне идентифицируемый с фигурами II Мiровой войны: бывший «троцкист-бухаринец», ставший «монархо-нацистом», пообщавшись в русскими эмигрантами из приехавшей sonderkommando. Я не знаю, что он может. Но он нужен для общей борьбы, даже на региональном уровне.
Шестую позицию занимают РПАЦ и РПКЦ. Российская Православная Автономная Церковь - детище не Валентина (Русанцова), как многие полагают, а приснопамятного еп.Григория (Граббе). Именно он сконструировал сию структуру и наделил ее доктриной, да, собственно, организовал саму хиротонию Валентина в архиерея, ибо все члены Синода РПЦЗ были против. Граббе ошибся, как и ошибся в отношении России Госдеп США, коий он консультировал долгие годы. Как профессионал, Граббе точно определил политический вектор для РПАЦ - демократия, но с легким национальным привкусом, и антикоммунизм, но не «пещерный», как у катакомбников. Собственно, Граббе и создал «церковного Власова» в лице Валентина (Русанцова). Сей персонаж настолько известен, что не нуждается в дальнейшем описании. Он - сергианин с большими полномочиями в МП до 1990 г., когда неожиданно переметнулся в РПЦЗ. (Интересно, что политическим конкурентом в 1990-94 г.г. у Граббе оставался архиеп.Берлинский Марк (Арндт), мгновенно выступивший против Валентина и постаравшийся простроить политические линии по системе НТС, членом коего являлся с юности.) Всё было нехорошо в РПАЦ с самого начала, но Валентин смог привлечь двух натуральных ИПХ - Константина Зинченко (рукоположен в еп.Абхазского Серафима) и свящ.Виктора Аристова (рукоположен в еп.Марийского Антония). В 1995 г. РПАЦ эмансипировалась от РПЦЗ, хитрым образом выводя свой генезис из Катакомбной Церкви. Своего рода «гравитационное» поле усилилось, но стало слабеть вслед за смертью всех членов клана Граббе, кои являлись истинными owners данного проекта. Последнее лицо, придающее какую-то легитимность РПАЦ, а также реально политическое и вместе с тем представитель русской белой эмиграции,- еп.Андрей (Маклаков). Без него данная юрисдикция останется распадающейся полусергианской деноминацией. После смерти Валентина в 2012 г. юрисдикцию возглавил его старый сподвижник архиеп.Феодор (Гинеевский). Того масштаба и авторитета, коим обладал покойный митрополит, сей архиерей не имеет. Более того, многими подмечено, что РПАЦ старается как можно скорее забыть скандального Первоиерарха. Но РПАЦ - в дезориентации, как в идейном, так и в практическом отношении. «Церковная власовщина» переживает кризис и должна перегруппироваться, т.е. пойти на некий альянс с близкими ей силами, дабы выжить.
Российская Православно-Кафолическая Церковь - интересный проект только тем, что, не исключено, имеет аутентичные корни от «даниловцев». Хотя действующие лица сей юрисдикции оскандалились и сейчас почти бездействуют, потенциал сохраняется. В отличие от аутентичных «даниловцев» - здесь полный оппортунизм. Если они готовы к борьбе против МП - welcome! Все сгодятся для топки истории. При нехватке человеческого материала для борьбы подходят все. Какая м.б. аналогия с эпохой II Мiровой войны? - Администрация уездных городков, не военные, и не полиция. Интеллигентные люди на должностях, от коих страдают в силу собственной слабости. Боятся НКВД и первыми постараются эвакуироваться прямо в Париж. Не осуждаю, но понимаю. Suum quique.
Последняя в представленном рейтинге позиция принадлежит митр.Рафаилу (Мотовилову). Он - не сергианин и никогда им не был. Но его происхождение из иностранной (украинской) иерархии. Во всем остальном он - в приоритете Катакомбной Церкви ИПХ по всем позициям. Аналог то ли отряда Кононова, то ли еще масштабнее - ВС КОНР. Он никакого отношения не имеет к символическому «наследию» РПЦЗ. Но он - участник процессов, тот, кто может частично консолидировать разрозненные силы. Он, что по профессии военный, что по созданию структуры - у него Церковь сформирована как «полк».
Почему я взялся описать существующих на «церковном поле» игроков? - Потому что пришло время, дабы разобраться в том, кто есть кто. Уже сейчас понятно, что в деле возстановления Русского Православия не могут участвовать группы, имеющие иностранное происхождение, как не относящиеся к историческому процессу. Или же они должны быть кем-то интегрированы, дабы избавиться от чуждых привязок. (При сем мы ничего отрицательного не имеем к их создателям. Однако, каждому - свое место.) Невозможно участвовать во внутрироссийских церковных проблемах из-за рубежа. Ибо единственной устрашающей фигурой для сергиан является символический предводитель «армии Бога» - той самой первобытной РПЦЗ. Никто из вышеперечисленных фигур не обладает всеми компонентами, присущими Первоиерарху РПЦЗ, что существует в мифологическом сознании масс, никто - кроме дедушки Орлова. Он - митрополит Антоний II - есть истинный продолжатель РПЦЗ, точнее, ее истоков в 1921 г. Пока он выполняет все ритуальные знаки для населения и остается непререкаемым авторитетом.

Существующим группам надо искать точки соприкосновения между собой, ибо разногласия, амбиции, обиды и страхи - только на радость общим врагам. Всё будет делаться на территории РФ, а не Украины и тем более США. В США достаточно одного Митрополита, остальные деятели понадобятся для процессов в Совдепии. Между собой нет смысла делить тощие приходы. А общины верных всегда останутся со своими архипастырями при любых ситуациях. Перед всеми не паханное поле патриархийных пажитей при катастрофе МП и Совдепии.
Я не могу полностью согласиться со следующим мнением: «"Русское зарубежье" - это был привлекательный, почти магический бренд для той категории советских людей, которая разделяла сразу и общее советское преклонение перед всем заграничным, и русский национализм. Что могло быть лучше национализма и заграничности в одном флаконе? Это и сейчас кого-то привлекает, хотя уже только социально ущербных людей, а 20 лет назад РПЦЗ в России была как медом намазана.» Правильно лишь отчасти, ибо интересы и надежды имелись у гораздо большего спектра людей. Не только религиозный Resistance, но и политические круги, даже в Кремле, понимали значение РПЦЗ, не только как «символической» организации, но и как вполне реального инструмента по легитимации. При отсутствии сохранившихся пара-правительственных органов русской эмиграции, только структура РПЦЗ обладала всеми квази-государственными функциям Российской Империи, de facto и de jure. Путин, нуждаясь в легитимации своего режима, лично курировал процесс объединения РПЦЗ и МП, но Кремлю был нужен не никчемный Лавр, а митр.Виталий!
Я не исключаю маневр Кремля, когда, при распаде МП, они постараются заменить Патриарха на кого-то из РПЦЗ. М.б. даже не из РПЦЗ МП. Готов ли митр.Антоний (Орлов) к такому обороту? Думаю, что нет, как прежде не был готов митр.Виталий при аналогичном предложении Ельцина. Ну, и не надо! Заграница нам поможет только своим символическим «капиталом» в деле мобилизации масс на борьбу против красной лже-церкви и кремляди. Но сему должна предшествовать консолидация всех вышеозначенных антисергианских сил в той степени, какую каждая для себя полагает возможной и достаточной.
Дай Бог здравия Владыке Антонию. Ты очень нам нужен. МНОГАЯ ЛЕТА!
Previous post Next post
Up