Сила искусства в средние века.

Mar 05, 2024 14:42





Миниатюра из «Тесейды» Боккаччо, французская рукопись, сцена, где Эмилия, Арцитас и Палемон молятся Диане, 1460 г. Страна: Франция

Вот если бы я была искусствоведом)), то я бы обратила внимание на то, что троица богов, которым поклоняются средневековые жители Франции, выглядит очень неформально)).

Трудно даже представить, что такое было возможно в те времена, когда еретиков Церковь сжигала на кострах инквизиции.

А тут, ну, полная идилия, которую, судя по всему, возглавляет центральная фигура, она же самая возвышенная, в виде прекрасной дамы с золотистыми распущенными длинными волосами в синем платье, сидящей на золотистом роге Месяце-Луне. Кто это?))

Если слева от нее Диана - богиня и ростом поменьше, и полуодета в красное, и, в отличии от Дамы в синем, руки Дианы сильно заняты луком и стрелой, что несомненно говорит о том, что Диана активно занята охотой за тем прекрасным принцем, который явно не будет из категории "домашних мальчиков". Ее жертва явно должна страдать от избытка свободного времени и сперматоксикоза одновременно, чтобы при встрече с Дианой все остальные желания отошли на второй план))

При этом, у жертвы должны быть явные признаки принца, в смысле наличия потенциальных возможностей стать ну если не королем, то хотя бы специалистом в той части жизни, которая бы воспроизводила Диан)).

Хуже всего на миниатюре видно бога справа от прекрасной Дамы в синем, но вполне достаточно, чтобы разглядеть, что он в мужской ипостаси рыцаря с копьем и щитом, уже кого-то в синем, но с короткими темными волосами (то есть скорее всего тоже мужчину) явно победил и, видимо, поэтому достоин поклонения.

Идилия же этой миниатюры заключается в том, что в истории богов редко бывает такое счастливое стечение обстоятельств даже в среде обожествленных героев, когда каждый точно знает свое время и место)), чтобы не нарушать гармонию соперничеством за более высокое положение в божественном пантеоне.

Итак, можно вернуться к центальной фигуре этой миниатюры. Если бога-героя справа можно считать Аресом или Марсом, то прекрасная Дама (что удивительно и без младенца) явно ничем в своей жизни не занята, кроме как держаться двумя руками за рога Месяца и быть просто красавицей.

Примерно в таком же виде, где только вместо рогов Месяца, представлен раздвоенный рыбий хвост, известны средневековые изображения мелузин, которые без оружия, и сирен, которые более агрессивны по своей природе в силу приписываемого им стремления к мщению))

Идиалистическая картина почитания трех средневековых божеств, усугубляется простотой ее понимания обывателями, так как не требует отсылки к многочисленным династическим родословным для обоснования их божественности из рода богов. Скорее всего, природа их поклонения известна каждому нормальному человеку, стремящемуся не обязательно быть похожим на бога, но быть благодарным этим богам за то качество жизни, которое они олицетворяют в его жизни.

Судя по этой средневековой миниатюре, складывается благостное впечатление, что действие сюжета похоже на сказку, в которой добро обязательно побеждает зло, просто потому, что по сюжету нет злых богов, а есть только недостаточно благодарные или недостаточно удовлетворенные простые смертные, подвергнувшиеся сомнению в вере триединства власти времени: прошлого, настоящего и будущего. В этом смысле Диана - это охотница за будущим, Дама в синем - это настоящее (день и ночь, Солнце и Луна), а рыцарь - это прошлое, представленное как победа над убитыми проблемами или поражение от неиспользованных возможностей. А прекрасная Дама в синем, явно знает закон цикличности природы, по которому проходит грань потустороннего (неявного) знания и времени в повседневных заботах, среди которых и идет война за нормальную жизнью и легкую смерть. И только Диана может себе позволить выбирать будущее по своему желанию)) или определять цель чьего-то счастья.

средневековье

Previous post Next post
Up