Легенды «речных пано» об Инках
Три Инки
Перевод с испанского: Андрей Шляхтинский
"Клуб путешествий Андрея Шляхтинского"
www.amazanga-adventure.ru Когда-то на реке Укаяли жили три Инки. Первого звали Йоащако Инка - Скупой Инка, и жил он в Тсоайя на Нижней Укаяли среди шетебо. Второго называли Чеще Инка - Черный Инка, и жил он в Санта-Росе, выше по реке, среди шипибо. Третьего звали Щане Инка - Инка Птица, и жил он среди кунибо, в Кумария, на Верхней Укаяли. Только три Инки жили на этой реке. Других не было.
Йоащако Инка - Скупой Инка
Рассказывают, что первого Инку звали Скупой Инка. И он был действительно жадным. Что бы у него ни попросили люди, он всегда жадничал. Вот почему его называют скупым.
Этот Инка правил шетебо. Он умел выращивать разные съедобные растения: маис, юка, платано, сахарный тростник, камоте, сачапапа и ананас. Он сажал все растения, которые можно есть. Этим он занимался. Кроме того, он выращивал разные фруктовые деревья и кустарники: каймито, апельсин, гуаба, гуаяба, лимон, тапериба, анона, сапоте и тангерина. Этот Инка еще умел разводить животных. У него были коровы и лошади, овцы и козы, свиньи и собаки, куры, утки и индюшки. Все, что можно есть, было только у этого Инки, и шетебо вынуждены были постоянно просить. Когда они что-то просили, то Инка постоянно жадничал. Иногда он давал им кое-что. Но совсем чуть-чуть, так что доставалось не всем. Поэтому то, что Инка давал шетебо, они не съедали сразу, а растягивали на много дней.
Так шетебо жили долгое время. А когда они устали просить, то решили между собой:
- Пойдемте к Инке, попросим у него черенки юки, чтобы мы могли посадить их.
Они пришли к Инке и попросили у него черенки юки, корневища платано, корни сачапапа, маис и ананасы. И хотя они попросили у него все это, но Инка дал им черенки, которые сначала ошкурил, чтобы те не могли дать ростков.
Корни платано он также порезал на кусочки. Инка дал шетебо обжаренные зерна маиса, а клубни сачапапа разрезал пополам. Очень жадным был этот Инка с шетебо. Поэтому шетебо решили между собой:
- Наш Инка очень плохой и жадный. Давайте убьем его.
Они разослали сообщения, собрались все вместе и убили его.
Когда птицы услышали о смерти Инки, то прилетели к его трупу, чтобы получить его кровь, желчь, печень, кишечник и другие части. Первым пришел хори - маленькая птичка голубого цвета. После него пришел щане, а потом уакамайя. Сначала все вместе выпотрошили труп Инки. Затем хори вытащил желчный пузырь и, чтобы обмануть остальных, проглотил его. Однако щане видел это, и заставил хори отрыгнуть проглоченное. Для этого он сильно ударил его, после чего желчный пузырь вылетел из клюва хори. В этот самый миг щане подхватил его и вымазал себя, пока весь не стал голубого цвета. Увидев это, хори тоже захотел покрасить себя. Но желчи осталось совсем чуть-чуть, поэтому он стал бледно-голубого цвета.
Тут подошел уакамайя и намазал себя кровью Инки. Когда все трое уже раскрасили себя, пришел каракара чиманго и сказал:
- Для того чтобы те, кто будет жить после нас, называли меня чиманго, превращусь я в птицу чиманго.
Поэтому он вымазался жиром Инки. Затем пришел другой человек и сказал:
- Для того чтобы потомки звали меня грифом гальинасо, я намажу подбородок экскрементами белого человека.
Так и сделал.
Последним пришел другой мужчина и сказал:
- Чтобы будущие поколения называли меня ренауи, я превращусь в ренауи.
И, сказав так, стал другим грифом, которого теперь зовут ренауи. Вонючим жиром он натер свое тело и стал грифом ренауи.
Так поступили эти люди, после чего разлетелись в разные стороны. Когда Скупой Инка умер, после него остались жена, дочь, сын и служанка. Только они остались.
Чеще Инка - Черный Инка
В давние времена Черный Инка жил в Санта-Росе. Говорят, что был он слегка темный, потому его и называют черным. Жил он среди шипибо. Он знал все, что касается постройки домов. Например, умел крыть крыши пальмовыми листьями. Этот Инка также умел делать стрелы для охоты на водных черепах, луки, копья, каноэ и весла. Еще говорят, что был он хорошим рыбаком. Он умел убивать черепах тарикайя и чарапа, манати и пайчи. Вот чем занимался Черный Инка.
И всему этому он научил шипибо, чтобы и они стали как он. Рассказывают, что он правил большим числом шипибо.
Говорят, что в давние времена люди не умели готовить чичу, но Инка приказал им приготовить ее:
- Сделайте так, чтобы чича была забродившей и чтобы мы смогли выпить ее.
Итак, шипибо приготовили чичу. И когда она уже была готова, они сказали:
- Чича уже готова, отец.
Но Инка ответил им:
- Сделайте ее покрепче.
Но шипибо не знали, как заставить чичу бродить. Тогда Инка научил их, и они принялись готовить крепкую чичу. Когда все было готово, люди сказали:
- Отец, мы заставили чичу бродить.
Инка пригласил много людей, которые приходили издалека. Он бил в большой барабан: «Тиндин, тиндин, тиндин, тиндин...». Вечером стали приходить приглашенные, трубя в свои трубы. Придя, они принялись танцевать и петь. Пели они очень хорошо. Люди пели, восхищаясь чичей Инки. Выпив всю чичу, они отдыхали три дня, а потом им захотелось есть. И люди попросили еды у Инки:
- Отец, мы проголодались.
Он ответил им:
- Дети мои, здесь много рыбы. За моим домом есть озеро. В нем много рыбы. Там же найдете мое каноэ, стрелы и копья.
Люди решили:
- Пойдемте ловить рыбу.
И ушли. На озере они увидели множество разных животных и рыб: пайчи, чарапа, тарикайя, манати и гамитана. Всех их можно было разглядеть сквозь прозрачную воду. Но люди убили только два вида черепах - тарикайя и чарапа. Зато много, так как все они были словно ручные.
Вернувшись, люди сказали своему Инке:
- Мы уже закончили, отец.
- Несите всю добычу сюда, чтобы мы могли поесть, - ответил им Инка.
Они стали вытаскивать добычу из каноэ и перетаскивать. Но сколько бы они ни таскали, в каноэ оставалось еще много черепах. Поэтому люди задумались:
- Как это так получается, что мы все таскаем и таскаем нашу добычу, а она никак не заканчивается?
В конце концов, один из мужчин пошел к Инке и сказал:
- Отец, мы уже выгрузили всех тарикайя и чарапа.
- Хорошо, сын мой. Я сейчас приду и посмотрю, - ответил Инка.
Он отправился посмотреть и увидел тех черепах, что люди выгрузили на берег. Но он заметил и тех, что оставались в каноэ. Поэтому Инка сказал:
- Вы убили много чарапа.
Тогда люди спросили:
- Что же нам делать, отец?
И Инка ответил:
- Возвращайтесь на озеро и переверните черепах на брюхо.
Так и поступили. Люди перевернули всех черепах на брюхо, потому что они лежали на спине. Едва они закончили, как Инка с силой топнул ногой о землю, и черепахи бросились к воде.
Инка сказал:
- Принесите из каноэ трех черепах, чтобы нам было что поесть.
Люди пошли к каноэ и увидели, что из множества чарапа в лодке остались только три. Они вытащили их, убили и сварили, а потом съели.
После все отдохнули, и Инка сказал:
- Возвращайтесь к себе домой. Мы уже все выпили. Я тоже не останусь на этом месте, а уйду в другое, выше по реке.
Люди разошлись по домам. Остались только шипибо, которыми правил этот Инка.
Минуло много времени, и однажды Инка объявил своим людям:
- Я должен идти в ту землю, которую выбрал. Но прежде чем я уйду, приготовьте чичу, чтобы мы выпили ее на прощанье.
Тут все шипибо загрустили. Видя это, Инка сказал:
- Не расстраивайтесь. Есть одно растение, которое утешит вас. Им вы будете натираться, как я вам покажу.
Поэтому все успокоились и приготовили чичу.
Через пять дней после того, как чича была готова, Инка сказал:
- Подождите, не пейте до тех пор, пока я не вернусь. Я схожу в Маканари и принесу растение, о котором говорил вам. Я вернусь через пять дней.
Сказав так, Инка ушел за растением.
Когда Инка ушел, люди принялись пить чичу. И пили столько, что захмелели. А потом - по пьяни - убили свою бабушку.
Инка вернулся через пять дней и рассердился:
- Я же сказал вам не пить до моего возвращения. Но вы напились и убили бабушку. Всех, кого мы убиваем, мы должны съесть. Так что теперь давайте ешьте ту, кого вы убили.
И люди решили:
- Давайте есть, раз Инка сказал нам.
Они принялись разделывать старушку, а потом съели ее. Сначала вытащили печень, пожарили ее и съели. Когда они закончили, Инка сказал:
- Чтобы потомки звали вас людоедами, отправляйтесь жить на реки Пачитеа и Агуайтиа.
Поэтому одни ушли на Пачитеа, а другие на Агуайтиа. Говорят, что от них произошли кашибо.
Когда люди ушли, Инка натер тех, кто не пил чичу и не опьянел растением, которое принес с собой. А затем сказал:
- Чтобы потомки звали вас невидимками, ступайте на реку Маканари. Другие идите на Куманкай.
Когда все разошлись, Инка тоже отправился в выбранное им место выше по реке. С собой он взял нескольких детей своих людей. Но три человека решили между собой:
- Пойдемте за Инкой. Ведь он увел наших детей.
И они отправились следом. Одну ночь они провели на берегу Маканари, другую на берегу Рекен-Синайя, третью - на Чишейя. Они продолжали идти и заночевали в Кумария. Но им никак не удавалось догнать Инку.
Люди продолжали свой путь. На закате, на одном из пляжей они увидели следы черепахи чарапа и пристали к берегу, чтобы поохотиться. Ночью они поймали трех черепах, а на рассвете отправились дальше. По пути они увидели маленькое укрытие, а под ним лежали три черепахи. Это было укрытие, в котором Инка провел ночь.
Тут люди решили:
- Мы уже почти догнали нашего Инку. Теперь мы не будем задерживаться по пути и постараемся догнать его.
Они продолжали путь, пока не доплыли до водопада. Вода падала с такой большой высоты, что каноэ уже не могло подняться выше по реке. Кроме того, огромная скала преградила им дорогу. Поэтому отсюда людям пришлось повернуть обратно. На обратном пути на одном из пляжей им попались свежие следы каноэ, на котором плыл Инка. Тут люди воодушевились:
- Еще немного, и мы догоним нашего Инку. Скорее, скорее.
Снова они отправились по следам, пока не достигли высокого холма. Он был таким большим, что никто не мог подняться на вершину. Но следы Инки вели вверх по склону. Отсюда людям пришлось вернуться, потому что им оказалось не под силу подняться наверх. На обратном пути они пришли к тому месту, где поймали черепах. Тут, расстроенные, они провели ночь. Никто не мог спать, потому что всем было жалко своего Инку. Они расположились на берегу и стали петь вот какую песню:
- По той же тропе, что и Инка, мы идем,
Мои люди, люди уакамайя,
Мои люди, люди уакамайя.
И хотя мы решили: «Пойдем следом за Инкой»,
Мы не догнали, мы не догнали Инку.
Мы не догнали, мы не догнали Инку.
Из-за огромного холма
Мы не догнали, мы не догнали Инку,
Мы не догнали, мы не догнали Инку.
Говорят, что они пели эти слова, потому что им не удалось догнать своего Инку. Они продолжили путь, пока не вернулись в Санта-Росу. Но и там они никого не застали. Остались только следы. Не нашли они и дом, в котором жил Инка. Люди пошли на озеро, но не увидели в нем ни одной рыбешки.
В том месте они и остались жить: три мужчины и одна женщина. Через много лет от этих четырех человек произошло много-много шипибо. На этом все. Так вот ушел Инка.
Щане Инка - Инка Птица
Давным-давно Инка Птица жил в Кумария и управлял кунибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки тинаха, из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы мукауа. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.
Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для чичи; научила делать тарелки и мукауа. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева апачарама, а потом разминать ее. Она научила женщин кунибо «купать» мукауа в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.
После этого жена Инки показала, как следует делать нить и как прясть ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.
Этот Инка знал золото и делал из него фигурки людей и животных. Но он не стал учить этому искусству своих людей - кунибо, потому что знал, что в эти места придут чужаки. Инка ушел, а люди так и не узнали, как обращаться с золотом.
Инка ушел из Кумария, оставив кунибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на реке.