Feb 07, 2019 15:55
Сцена первая. Жан Расин запрещает своему сыну посещать театральные представления.
Сцена вторая. На развалинах греческого амфитеатра двое или трое героев (нас, впрочем, будет интересовать один из них) слушают экскурсовода. Его монолог дик, но музыка и пантомима троих дают понять, что смысл сцены совсем не в словах.
Сцена третья. Утро. Жена художника наносит последние штрихи на картину мужа. Она одета в просторную мужскую рубашку и больше ни во что. Она сидит за мольбертом, поджав одну ногу.
Сцена четвертая. Вальгалла в разрезе, обложенная поленьями из ясеня. Дрожащие боги и герои восседают по краям зала. Валькирии простерлись перед Вотаном. Вальтраута тихо подползает и прислоняется к его груди.
Сцена пятая. Галантный век. На закате (Галантный век на закате). Холмик. Качели подвешены между двумя деревьями. Виконт качает на них маркизу. Два пажика играют на пошеттах. Когда совсем темнеет, они надевают маски Пульчинелл.
Сцена шестая. Бель Эпок. Табльдот в слишком типичном итальянском отеле. Июнь. Жара. За столом восседают молодые и красивые люди, опереточно загримированные под стариков. Они старательно изображают, что серьезно едят и разговаривают. Среди них двое или все трое из слушателей экскурсии (сцена 2), в том числе - интересовавший нас герой. Входит некто, опереточно наряженный средневековым японцем. Пауза, потом все начинают смеяться. Сбрасывают свои опереточные костюмы, встают, обнимаются, выпивают.
Сцена седьмая. Галерея княжеского дома. Пейзаж в духе Венецианова. Вечер. По галерее идет немец лет 30 в опрятном сюртуке по моде конца 1820-х. Он останавливается у деревянной колонны в позе Наполеона. Где-то сбоку высвечивается Иоланта, просящая музыкантов прекратить игру. Далее она поет про "час, когда не будет греть нас солнце". Все с музыкой Чайковского.
Сцена восьмая. Фантастический Эдо, существующий лишь в кабукианских спектаклях. Веселый квартал. Прямо - большая улица, сбоку - темный переулок. Чуть дальше виден дом, не относящийся к веселому кварталу. Новогодний вечер к ночи. Валит снег. Уличная жизнь замирает. В переулке Идаю и Оноэ готовятся покончить с собой. Роль Оноэ играет один из тех, кто слушал экскурсию (сцена 2). Когда Идаю поднимает меч, окно дальнего дома освещается. Видны силуэты Синдзабуро и прижимающегося к нему скелета. Идаю от ужаса роняет меч. Он и Оноэ в страхе обнимаются. Снег падает гуще. Все это происходит под аккомпанемент гидаю. Его изображает герой, интересовавший нас в сцене 2 и потом эпизодически появлявшийся за табльдотом.
Сцена девятая. Улица Корсо в Риме. Последний день Карнавала (по Гете). После толкотни и эпизодов масок на уличные подмостки выходит Аполлон и в арии предлагает толпе новое зрелище. Ясон (все тот же герой из сцены 2) убивает дракона и засевает поле его зубами. Из них вырастают золотые воины, танцующие мореску. Шествие со свечами. Крики "Sia ammazzato chi non porte moccolo!". Каждый с криками гасит свечу соседа, пока не наступает полная темнота.
Сцена десятая. Из темноты выплывают две маленькие уличные сцены. Актер в костюме Просперо на одной читает эпилог "Бури". Актер в костюме Розалинды на другой читает эпилог "Как Вам это понравится".