«Два Орфея». Акт первый

Feb 02, 2020 00:41

«Два Орфея»
(волшебная пьеса с танцами в двух актах)

Действующие лица:

Актеры:
Старый Орфей
Меркурий
Купидон
Кормилица Орфея
Харон
Эвридика

Танцовщики:
Молодой Орфей
Другая Эвридика
Фурия

Акт первый.
Сцена первая.
Берег ручья. Старый Орфей по-разному заматывается в пурпурный гимантий. Каждый раз он смотрит на отражение в воде и, по-видимому, оставшись недовольным, заматывается иначе. Его старая лира лежит в стороне. Меркурий и Купидон на облаках по сторонам сцены.

Меркурий. Орфей, Орфей, Орфей, Орфей… Будешь без конца глядеться в воду, потонешь, как тот самовлюбленный мальчишка.
Орфей. Я не мальчишка!
Меркурий. Вот уж правду сказал.
Орфей. Молчи! (заматывается иначе)
Меркурий. Ноги, ноги видно.
Орфей. Спасибо! (заматывается иначе)
Меркурий. А теперь борода торчит.
Орфей. Да… (заматывается иначе несколько раз)
Меркурий. Да обмотайся ты как хочешь, руки все равно не спрячешь - нечем будет играть. А руки все выдадут быстрее бороды.
Орфей. Молчи!
Меркурий. Да пожалуйста.

Молчание. Орфей заматывается так и эдак.

Орфей. Почему ты думаешь, что я что-то хочу спрятать?

Молчание.

Ты думаешь, я стыжусь своих лет?
Меркурий. Ты не стыдишься своих лет…
Орфей. Так-то.
Меркурий. Ты стыдишься того, что выглядишь много старше!
Орфей. Молчи!
Купидон. Годы не властны над поэзией.
Орфей. Вот. Дело говорит. Один мой знакомый поэт постарел. И зубы у него стали не такие острые, и волосы не такие густые. Но как выйдет на лужайку, как запоет, все кругом заплачут… И горько, и сладко… Царь приказал записать его стихи на восковых дощечках и хранить в дворцовой кладовой.
Купидон. А потом дикие племена поднялись из долин на холмы и сожгли дворец. И расплавили воск с тех дощечек, и скатали из них шарики для своих детей. Новая эпоха, сама того не ведая, взросла, играя с чувствами старой.
Орфей. Было время, я рассказывал вам, и я слагал песни, и от них звери переставали рычать, а камни заходились слезами.
Меркурий. Короче говоря, разводил слезливые песенки для простейших.
Орфей. Это было весной, когда Эвридика, моя Эвридика жила со мной. И мы гуляли по лугам, и я пел ей все слаще и слаще…
Меркурий. (Купидону) Совсем сблизились они после того, как Эвридика съела за завтраком что-то не то, и во время прогулки на лугу ей пришлось срочно разыскивать кустик, а Орфею - стоять на стреме да отгонять подальше других пастухов.
Орфей. А потом ее укусила змея, и она ушла под землю. И я не пошел за ней. Но настанет день, и я верну мою Эвридику, и мы снова заживем вместе, как той весной.
Меркурий. (Купидону) День настанет не раньше, чем жизнь щелкнет его по брюху, и он убедится, что здесь все песенки спеты. А пока он еще на что-то надеется и строит планы, Эвридика отложена на десерт.
Орфей. Молчи!
Меркурий. Как будто бы я тебе сказал что-то, чего ты сам не знаешь. (Купидону) Я, кстати, бывал у Плутона. Так себе царство, типичное. Посередине Стикс, через него - мосты. С двух сторон одинаковые проспекты и серый сырцовый дворец в перспективе. Только крысы по улицам бегают, это отличает. Но до домика Эвридики не долетал.
Кудидон. Я не бывал…

Молчание.

Египтяне верят, что солнце плывет по небесному морю в ладье. За день оно проплывает все небо, а вечером достигает края земли и спускается в подземное царство, где светит всю ночь. Если идти за солнцем до вечера, можно запрыгнуть в его ладью и спуститься под землю вместе с ним.
Меркурий. Будь их солнце художником, оно могло бы поставить в свою ладью мольберт и написать наш тройной портрет. А что? Блямс!

Все трое застывают как на тройном портрете.

Купидон. Но оно не художник. Оно - солнце, ведущее за собой на край земли и дальше, под землю, в царство Плутона.
Орфей. Ты на что-то намекаешь?
Меркурий. Наконец дошло…
Орфей. Что?
Оба божка. Спустить в Аид! Спустись в Аид!
Орфей. Зачем?
Оба божка. Приведи Эвридику! Приведи Эвридику!
Орфей. Ну не знаю… Думаете пора?
Купидон. (Меркурию) А в чем проблема-то?
Меркурий. Ну как же? Еще не все камни в округе доведены до слез, не все ручьи сдвинуты с места. Вон и на лире пара струн пока еще натянута.
Орфей. Сгиньте!
Купидон. Как грубо... (исчезает)
Меркурий. И я полечу. Когда Купидон с его мамашкой набедокурят, Меркурий спешит замести следы их преступлений. (исчезает)

Орфей. Улетели. Улетели и оставили меня одного. Ну и с кем мне теперь говорить? Кто меня успокоит?

Кормилица. (входит) Я тебя успокою, Орфей! (садится возле него на берегу)

Орфей кладет голову ей на колени. Она гладит его волосы.

Орфей. Няня… Они улетели, оставили меня одного…
Кормилица. Ничего, дорогой. Земля, она круглая. Чем дальше кто-то улетает, тем ближе он к нам становится.
Орфей. Они велели мне идти за Эвридикой.
Кормилица. Так иди…
Орфей. Думаешь, я еще ей нужен?
Кормилица. Ты сам знаешь, что всегда будешь нужен.
Орфей. Няня, няня…
Кормилица. Орфеюшка… Давным-давно жил волчонок, отбившийся от стаи. Подобрали его пастушьи детки, снесли домой. Дома старый пастух, их отец, говорит: «Нельзя, детки, селить волка в доме. Несите на двор». Поселили волчонка в овчарню вместе с овечкой. Росли волчонок и овечка не по дням, а по часам. Скоро уж стала она большой овцой, а он огромным волком. И вернул тогда пастух волка в лес, и помнил волк всю жизнь ту маленькую овечку. А уж сколько овечек он за жизнь перепробовал…
Орфей. Няня…
Кормилица. Орфеюшка…
Орфей. Няня, ты позволяешь себе лишнее. Уйди.

Молчание.

Уйди!

Кормилица, поклонившись, молча уходит. Орфей садится на колени.

Наверное, я все делаю неправильно. Всем от меня что-то надо. Все от меня уходят.

Кормилица проходит в глубине.

Меркурий (проносясь на облаке через небо) Обратите внимание! Нянька Орфея плачет, а ему и невдомек. Как всегда в жизни великих поэтов, нянька оставлена за скобками. Ее собственная судьба, ее душа, ее чувства никого не тревожат. Рассказала сказку - и ладно.
Орфей. Наверное, они правы. Пора спуститься за Эвридикой. Но зачем я ей нужен? Зачем? Кто мне ответит? Будь все проклято! Эх, провалиться бы!

Ударяет кулаком по земле, проваливается.

Сцена вторая.
Пустая белая комната. Прямо - дверь, направо - окно. В центре комнаты - несколько игрушек.

Молодой Орфей в репетиционной одежде танцовщика сидит на окне и настраивает скрипку.
Входит другая Эвридика. Ее танец с игрушками. Орфей через какое-то время начинает подыгрывать ей на скрипке. Подходит к ней. Дуэт.
Темнота. Скрип двери, звуки бури. Снова свет.
Та же комната, но без двери и окна. Орфей идет навстречу буре.
Орфей встречает фурию. Дуэт Орфея и фурии. Фурия останавливает поиски Эвридики, однако не силой, а тем, что быть с ней Орфею на какое-то время становится интереснее, чем искать невесту.

Акт второй

Драматургия

Previous post Next post
Up