Сергею Ларину о патриотизме -- 1

Jul 15, 2014 17:16

Сергей Ларин sergeylarin предложил мне разобрать его аргументацию в защиту идеологии патриотизма - конкретно эту его апологию. Чтобы не было оснований говорить, будто ничего нельзя на эти доводы ответить, возьмусь за разбор этой статьи по пунктам.

Сергеем приведены выдержки из разговора некого непоименованного "радикального уранополита" и его самого, скромно называемого в диалоге "православным", но я буду именовать его Сергеем (или по фамилии).

Итак, первый пункт. Сергей предлагает "христианский патриотизм", выраженный в трёх цитатах трёх канонизированных святых. Вот они полностью, я лишь немного исправил ошибки орфографии:

"Св. Николай Японский "Дневники"«7 (20) августа 1909. Патриотизм - чувство естественное, вложенное Творцом в природу человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему стаду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет". [a]

Свт.Николай Сербский “Истинное родолюбие (патриотизм) есть школа всеохватного христианского человеколюбия. Сначала мы должны выучиться любить близких, чтобы потом выучиться любить и далеких нам людей. К сожалению, сегодня родолюбие в Европе чаще выражается в негативном, нежели позитивном смысле, - чаще ненавистью к соседним народам, нежели любовью к собственному. На самом же деле истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям” [b]

св. Лука Войно-Ясенецкий:
«Патриотизм - это любовь к своей Родине и своему народу. Патриотизм - это активное и благожелательное участие в исторических событиях, определяющих судьбы народа. Патриотизм в высшей своей форме есть активная любовь к Родине, одна из многих форм любви; а любовь есть исполнение всего закона". (Архиепископ Лука. Из откликов на вторичное награждение Св. Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени // ЖМП, 1952, №2). http://archive.jmp.ru/page/index/195212745.html» [c]"

Цитата а.
В ней Свт. Николай Японский фактически говорит, что патриотизм (как любовь) является обычным животным чувством - для прояснения своей мысли он приводит именно образы животных. С этим уранополиты никогда и не спорили.Да, любовь к земной родине и единокровным есть животное в человеке. Человек пал на животный уровень, по слову Писания "приложился к скотам несмысленным и уподобился им", в грехопадении и паче в результате проклятия Божиего за строительство Вавилонской башни. Это проклятие снимается в День Пятидесятницы, в чём и заключается освящение человеческих чувств.

Также общее с животными у нас, например, чувство голода. Церковь его тоже "освящает, углубляет и укрепляет"? Напротив. Голод плотский - это знак подлинного голода человеческого - голода и жажды по Богу: не хлебом единым будет жив человек, как мы помним. Церковь как раз указывает на это и требует обратиться от земного к небесному.

Цитата b.
Cудя по всему, подлог. Вообще трудно представить, чтобы святой рассуждал таким образом. Для всякого, знакомого со святоотеческой письменностью, это очевидно. Какое "родолюбие"?
В сети мною не найдено ничего, чтобы доказывало подлинность этой цитаты. Оставляем доказывать тем, кто её приводит в своё оправдание.

Логика "восхождения" от земных страстей к небесной любви опровергалась уже давно и не раз:
Национализм для христианина - это признак его ущербности и Маленькое чудо.

Любовь к своему роду, к своей земле не возводит на небеса, а только мешает - в частности язычникам, иудеям, мусульманам, которые должны отречься от ценностей своих предков, а не освящать и углублять их посредством Христиаства. Христианство как раз и начинается с того, что я люблю и помогаю кому-то не потому что он свой по крови или гражданству, а потому что это - человек, образ Божий. То есть, когда это добро делается ради Христа, а не по причине родства, согражданства и человеческих чувств: сентиментальности, естественной жалости.

"Сердце у человека одно: когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений - о временном и вечном, двоякой любви - к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно преобладает одно из двух: или временное, или вечное".
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

"15. Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати (Матф. 6, 24), и проч. Не приидох, говорит Господь, мир воврещи на землю (Матф. 10, 34), т.е. мир между родителями и их сынами и братьями, желающими Мне работать, но брань и мечь, чтобы боголюбивых отлучить от миролюбивых, вещественных от невещественных, (плотских от духовных), славолюбивых от смиренномудрых; ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему.
22. Пристрастие к кому-нибудь их родственников, или из посторонних, весьма вредно; оно может мало-помалу привлечь нас к миру и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю: так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родственников и не родственников".
прп. Иоанн Лествичник"

Наконец,
Цитата с.

То, что писалось (NB) в 1952 году в ЖМП, писалось не столько для православных, сколько для совецкой власти и международного сообщества. Да, святитель Лука определяет патриотизм, как "любовь к своей Родине и своему народу". Пусть так, но тогда это значит, что патриотизм - не христианская добродетель, а животное чувство - как мы доказали выше из святоотеческих писаний. Нет заслуги тем, кто его имел даже в высшей форме, нет и плохого для тех, кто в соответствии с данной статьёй был его лишён:

"Патриотизма были лишены те архипастыри и пастыри, которые покинули свою Родину и свои паствы в годы величайших потрясений и страданий, и чинили церковные расколы в Сремских Карловцах, в Париже и Мюнхене, в Северной Америке".

Здесь можно ещё уточнить: те, которые просто "покинули" или те, кто "покинули и чинили расколы"? Например, Свт. Иоанн (Максимович) - был лишён патриотизма или нет? Получается, что можно быть лишённым такой важной "любви", как патриотизм, и - быть святым.

Также отдельный вопрос о тех, кто находился за рубежами и не вернулся в Россию, находящуюся в пленении у СССР. Они тоже были лишены любви и участия?

Вот те простые соображения, которые можно высказать по первому пункту обвинений уранополитов в неправославности, подчёркнутое Сергеем Лариным нарочитым именованием участников диалога "радикальным уранополитом" и "православным". Если у Сергея есть что возразить или высказать, готов продолжить обсуждение пункта 1. Если же нет, то можно перейти к следующему.

Христианство, Церковь, патриотизм, святые, отец Даниил, отцы, уранополитизм, национализм

Previous post Next post
Up