Диалог православного с радикальным уранополитом.

Apr 06, 2014 00:37

9 мая 2013 года на Поклонной горе в г.Москве в день Победы я встретил одного друга, ученика о.Даниила Сысоева, который уверял меня, что любой патриотизм - ересь. Я был настолько потрясен неправославностью этой мысли (т.к. у многих святых встречал необходимость патритоизма), что итогом размышления стал вот этот мысленный диалог православного христианина с радикальным уранополитом (т.е. кто считает что патриотизм - ересь в любом случае)

1. Радукальный уранополит (далее - Р.У.): что ты всё повторяешь слово "патриотизм"? Этих патриотизмов столько разных, что единого определения - нет!
Православный: Для меня важен только христианский патриотизм:

Св. Николай Японский "Дневники"«7 (20) августа 1909. Патриотизм - чувство естественное, вложенное Творцом в природу человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему стаду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет.
Свт.Николай Сербский “Истинное родолюбие (патриотизм) есть школа всеохватного христианского человеколюбия. Сначала мы должны выучиться любить близких, чтобы потом выучиться любить и далеких нам людей. К сожалению, сегодня родолюбие в Европе чаще выражается в негативном, нежели позитивном смысле, - чаще ненавистью к соседним народам, нежели любовью к собственному. На самом же деле истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям”
Свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Патриотизм - это любовь к своей Родине и своему народу. Патриотизм - это активное и благожелательное участие в исторических событиях, определяющих судьбы народа.Патриотизм в высшей своей форме есть активная любовь к Родине, одна из многих форм любви; а любовь есть исполнение всего закона".
(Архиепископ Лука. Из откликов на вторичное награждение Св. Патриарха
Алексия орденом Трудового Красного Знамени // ЖМП, 1952, № 12).http://archive.jmp.ru/page/index/195212745.html»

2. Р.У.:Говорится ли в Библии о патриотизме?
Православный: Конечно, да! Во второй Маккавейской книге (2 Макк. 4:1) говориться о предателях Отечества.
В Новом Завете (Мф.13, 54) сказано, что Христос пришел в Отечество Своё. Свщм-к Иоанн Восторгов так толкует
жизнь Христа и ап.Павла: "Почему же нужно запрещать патриотизм? Дают жалкий и лживый ответ: "Патриотизм есть человеконенавистничество". Но разве, в самом деле, патриотизм есть ненависть ко всем народам, кроме своего? Разве Спаситель, плакавший (Лук. 13, 34) о родном Иерусалиме, не любил всех людей? Разве апостол Павел, любивший такою крепкою любовью (Рим. 9, 2-4) народ свой, был человеконенавистником?"

3. Р.У: Что такое страна которую надо любить?
Православный: это страна, которую христианин выбирает сам. Чаще всего это страна проживания.

4. Р.У. Вот приведу тебе такой пример: если я родился в Камеруне; жил какое-то время на Украине; а сейчас в Боливии-какую страну мне надо любить?
Православный: Патриотизм - это чувство христианской любви, выражающееся в делах любви к народу и стране. Страну ты избираешь сам.

5. Р.У. Если (Сербия) православная страна воюет с (православной страной) Грузией - какую сторону я, по твоему
мнению, должен принять?
Православный: Если патриотизм - это любовь к Родине, то любить - не так просто; исходя из своего опыта и старших
христиан, помолившись следует сделать выбор. Тот же свт.Николай Японский благословил японцев воевать против русских в войне, но что именно он думал о правоте каждого из государств, трудно сказать. В 15 веке суздальцы напали на новгородцев и вразумило всех чудо с иконой Богородиы "Знамение" когда ослепли полки суздальцев.

6. Р.У.: Ты привёл определение патриотизма поздних святых - синодального времени и 20 века.Вполне возможно, что на них давила политическая система и они.. мягко говоря, ошибались
Православный: Но не впали же в ересь, правда? А то мы будем похожи на старообрядцев, не признающих всех святых синодального периода. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит : «Кто не почитает новых святых, не может почитать древних…И кто не хочет со всей любовию и смирением соединиться с самым последним (по времени) из святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет включен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым».

7. Р.У.: Но это же всё-таки не вселенские учителя, свтт.Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст?
Почему их авторитет я должен почитать сравнимо с свт.Игнатием Брянчаниновым, например?
Православный: Вселенскими учителя эти называются не потому что бессмысленны слова поздних святых, а потому, что они говорили истины, которые важны всюду, но это не значит, что позднейшие отцы не важны. Даже более того,
современные нам монахи современные особенности аскетики учат именно по свт.Игнатию (Брянчанинову),например, и говорят, что подвиги св.Петра Афинского передвигавшего горы, уже не доступны большинству и позднейшие отцы говорит ближе к нашим реалиям. В любом случае правдивы слова свт. Афанасия Великого: «Время не делает никакого различия между нашими учителями - древнейшие нисколько не важнее позднейших: все они равно отцы».

8. Р.У.: Я вообще слышал, что слово патриотизм - масонского происхождения и появилось только в 18 веке у безбожников-масонов!?
Православный: Слова и термины - это одежда, в которую облекается понимание разных правых учений, которые
есть в Церкви. Крестные ходы, например, появились у ариан, а свт.Иоанн Златоуст ввел их уже с православными лозунгами.Или слово-термин "православие" можно зафиксировать только у прп.Викентия Лиринского во II веке,
но истинное учение о ересях (2 Петра 2,1 и Гал.5, 20-22) и истинной Христовой Церкви (Мф.16,18) было всегда!

9. Р.У. Хорошо, но патриотизм тянет вниз, к земле; а уранополитизм напоминает христианину о небесном Отечестве.
Разве не так?
Православный: Cвщм-к Иоанн Восторгов говорил так: "Патриотизм и национализм..-не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине..." Для православного по свт. Филарету Московскому пятая заповедь о почитании родителей толкуется так: «Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные - дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях» тоесть патриотизм есть исполнение пятой заповеди, ЧЕРЕЗ исполнние которой(КОТОРОГО-С.Л.) мы смиренно надеемся попасть в Небесное Отечество.

10. Р.У. Хорошо, но разве нет противоречия между представлением святых о патриотизме и тем, что называется патриотизмом у украинских националистов, например которые из "любви к Родине" сжигают заживо или убивают?

Православный: Конечно, есть противоречие между святоотеческим (христианским) патриотизмом и светским патриотизмом. Хорошо о нём сказал свт.Николай Сербский, определение патритизму у которого я тебе привёл:
"Истинное родолюбие есть школа всеохватного христианского человеколюбия. Сначала мы должны выучиться любить близких, чтобы потом выучиться любить и далеких нам людей. К сожалению, сегодня родолюбие в Европе чаще выражается в негативном, нежели позитивном смысле, - чаще ненавистью к соседним народам, нежели любовью к собственному. На самом же деле истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям. Самым большим французским родолюбом будет вовсе не самый ярый ненавистник немцев, а японским - не ненавистник американцев. Родолюбие оценивается не по величине ненависти, а по величине любви, в противном случае цель остается в стороне и все превращается в мрачный шовинизм - тяжкую болезнь европейцев, над которой не без издевки посмеиваются азиаты.
О скромность, о светлость! Как хлеб насущный, необходима ты сегодня государству, Церкви и обществу - повсюду на земном шаре. В тебе корень истинного патриотизма. Без тебя патриотизм подобен искусственному цветку."

11. Р.У. Были ли святые отцы, которые называли ересью - патриотизм?
Православный: Мне таких встретить не удалось. Я почитаю честную мученическую кончину о.Даниила Сысоева, который хорошо и смело критиковал патриотизм светский.Но он критиковал светский, ополитизиованный термин "патриотизм", указанный в википедии, который есть национальное превозношение, шовинизм; а вовсе не то светлое и нужное чувство о котором я говорил тебе в начале.

12. Р.У. Но как быть с соборной анафемой Константинопольской церкви в 1872г. где осуждается национальный филетизм - ведь там фактически осуждается патриотизм, так?
Православный: Нет, не так: вот как толкует это соборное решение свт.Феофан Затворник: "Вот что об отделении Болгарской Церкви писал св. Феофан Затворник: ""Восток" не понимает дела церковного болгарского. У него болгары виноваты. А на деле они не виноваты. Они не могли сами отстать от патриархата, - и не отставали, а просили. Но когда они просили, то патриархат должен был их отпустить. Не отпустил? Они и устроили себе увольнение иною дорогою. Мы как отцепились от патриархата-то?! Не стали посылать, и конец. Так и они сделали. Виноват патриархат. Собор же их, осудивший болгар - верх безобразия."

Cоборное решение Церкви о патриотизме (Основы социальной концепции о патриотизме) было такое в 2000 году:
"Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. В то же время …этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания" Святейш. Патр.Кирилл говорил: "Необходимо развивать у молодых людей здоровые патриотические чувства не только на уровне эмоций, но на уровне соответствующего мировоззрения... Необходимо помнить, что патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать свою страну".

13. Р.У.: но разве современная РФ,например, является православной страной?
Православный: это как посмотреть. Конечно, воцерковленных жителей в ней по статистике 3-5%. Но очень многие крещены и относятся с симпатией к православной Церкви Христовой. Практически нигде в мире (из 265 стран мира) нет ТАКОГО количества православных храмов, монастырей, святынь. Должны ли мы закрыть глаза на это или пытаться отнестись к этим реалиям по-христиански, патриотично? Думаю, второе.

14. Р.У. Что я обрету, если буду считать христианский патриотизм - добродетелью?
Православный: Сможешь таким образам стяжать любовь, которая соворкупность совершества ( Кол. 3:14), наивысшая добродетель, по апостолу.
Прп.Амвросий Оптинский: говорил : “Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.”

Кроме того, и в московском православии и в РПЦ и в других поместных Церквах есть православные патриоты и если не будешь критиковать патриотизм который есть у св.отцов, то будешь иметь мир с ними. Христос учит в Мф. 5,9 “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими” По толкованию Иоанна Златоуста, Господь тут «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно - чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других» а есть увы люди которые считают любой патриотизм - ересью.

15. Р.У. Выходит, есть христианский патриотизм, который - не ересь и не идолослужение.
Православный: выходит, так.

полемика, церковная история, святые отцы, модернизм, о.Даниил Сысоев, о.Даниил (Сысоев), Церковь, инославие, православие, политика

Previous post Next post
Up