Основная мигрантская трудность, которая, говорят коллеги, в той или иной степени знакома всем мигрантам - это внутреннее решение о том, где пускать корни.
Получается, что уезжая из страны, сначала мозг все равно остается на родине, и медленно переезжает вслед за телом. У всех по разному происходит этот процесс - у кого-то за пару месяцев, у кого-то за год, кто-то так и застревает где-то между.
И переезд этот сознания, стоит отметить, не самое приятное переживание.
На родине свои гласные и не гласные правила, под которые хочешь-не хочешь затачиваешься. Многие реакции автоматичны и незаметны.
В другой стране (и даже городе) уже все по другому.
Принять внутреннее решение пустить корни на чужбине = принять решение меняться самому в какой-то степени и менять свою жизнь, а это отнимает очень много сил. Новый язык, новый менталитет, новые способы мышления, новые привычки, новые правила. Это правда тяжело. Это снится, эти изменения происходят круглые сутки. А ведь изначально переезд планируется с целью улучшить свою жизнь. Но первое время она очень сильно усложняется.
Это энергозатратно еще и тем, что со временем ослабевают старые отношенческие связи, а новых прочных и поддерживающих на новом месте еще нет.
То есть переезд - это добровольное подписывание под кризисом. Другой вопрос, что кому-то в этом кризисе очень тяжело, едва переносимо (а кто-то увы его не переносит), другими же этот кризис может переживаться относительно легко.
Это, на мой взгляд, от многих факторов зависит - пластичность психики, возраст, везение на людей, и множество других факторов, главный из которых, как мне кажется - представления о норме.
В привычной среде обитания уже произошла подстройка, с помощью которой можно не замечать "неудобные места".
В новой же среде, реальность обрушивается так, что все, что раньше было прикрыто вуалью бессознательного, так или иначе всплывает.
Особенно это выражается у иммигрантов-одиночек, у кого нет знакомой "среды" в виде партнера или даже целой семьи, в которой свой привычный и знакомый микроклимат.
Но даже в семьях начинают, порой, всплывать прежде не заметные места, ибо все равно каждый из ее членов вынужден меняться, подстраиваясь под среду, что влечет за собой и семейный кризис. И люди, вдруг, очень много нового узнают друг о друге, даже если прожили друг с другом не один десяток лет.
НО.
Ежели этот путь пройти до конца, то появляется больше выбора и навыков, которые в целом, очень облегчают жизнь. То есть то место души, которое касается сильных жизненных перемен уже не столь чувствительно. И, если этот путь адаптации пройден успешно, то большинство людей, с которыми мне довелось общаться на эту тему, делятся тем, что потом уже формируются такие навыки и опора на себя, что уже хоть десять раз переезжай, внутри есть знание того, как быстро адаптироваться с минимальными потерями.
Знаю я так же, и про неудачные и драматичные истории, когда ресурсов не хватало совсем.
Для меня же пока тема иммиграции находится в стадии глубокого исследования через опыт и размышлений. Чем, собственно, я и делюсь с вами, переваривая тем самым свои переживания на этот счет.