Интересную мысль почерпнула у Павла Зыгмантовича. Про разницу между сильными и властными людьми.
Сильные люди - это взрослые люди.
Ну, то есть когда человек может сам о себе позаботиться.
Например, решить бытовые задачи - сходить в ЖЭК, пойти к соседу и попросить его не шуметь, довести начатое до конца. Научиться тому, что не умел раньше, когда это надо (осваивать новые компьютерные программы, например, или найти мастерскую по ремонту бытовой техники, когда та сломалась и пр.). Ну, и естественно самые базовые вещи - заработать себе на хлеб, накормить себя, позаботиться о себе и своем здоровье.
Властные люди, это люди, постоянно претендующие на границы других. Например "ты надел не ту рубашку", "не встречайся со своей Люсей", "Ой, извини пожалуйста, я потратила все твои деньги", "в нашей семье главный - я", "ты как женщина должна быть такой-то (читай, такой, как я жду)", "будь настоящим мужиком (читай, таким, как надо мне)", "правильнее читать Канта, а не ту фигню, что ты читаешь" и прочая.
Властность всегда идет рука об руку с инфантильностью, в контексте "я не хочу/не способен/на брать на себя ответственность за себя и свою жизнь, за свои изменения, обозначения себя и заботу о себе и своем комфорте, ища границу контакта, договариваясь с партнером. Я либо жду, что ты мне это сделаешь или я тебя перевоспитываю под себя разными способами, начиная от формирования зависимости (напр. я и только я буду решать сколько денег и на что тебе дать. Или не дать, если вел(а) себя не так как надо мне. Заканчивая "а вот не будет тебе никакого секса, раз ты не дал мне денег на новое платье". Ну, или вот это вот "а я буду хитрее...", "тут я манипульну, тут припугну" и пр.).
Очень понравилось мне такое разделение. И в этом контексте обозначения "сильный мужчина" или "сильная женщина" обретают совершенно другой смысл, нежели тот, что часто распространен в обществе.
Сильный мужчина или сильная женщина нуждаются в равном себе партнере. Потому что ни один человек, знающий ясно свои границы, и не претендующий на границы Другого, не захочет ни с того ни с сего брать кого-то на ручки и тащить на себе. Во-первых, потому что "зачем?". Во-вторых, способный к автономии человек объединяется с кем-то для того, что бы вдвоем мочь больше, а не для того, что бы постоянно кого-то за собой тащить.
Этот пост я когда-то уже публиковала в фб. Однако, важность этой темы для меня остается актуальной.