Прогулки по Москве

Jul 06, 2024 11:21

Воспользовавшись временным улучшением погоды, добрался-таки туда. куда давно собирался. Ну. не то чтобы собирался, но слышал и вроде как заинтересовался: выставка "За лентой" в Историческом музее.
Когда ещё ехал, было жарко, поэтому с нетерпением ждал восемнадцати-вдацати градусов "для сохранности экспонатов", о которых они предупреждают на сайте и которые были в Музее Ленина.
К сожалению, было теплее, но всё равно прохладнее, чем на улице, что уже хорошо.

"За лентой" на третьем этаж, потому сначала зашёл на первом на выставку "Граф А. С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения".

Граф Алексей Сергеевич Уваров - это основатель первого музея национальной истории России.
Алексей Сергеевич, единственный сын графа С. С. Уварова, министра народного просвещения и автора идеи «православие, самодержавие, народность», посвятил большую часть своей жизни археологическим раскопкам и формированию археологии как науки. По его инициативе было создано Московское археологическое общество, проводились всероссийские археологические съезды, издавались научные труды и был создан Исторический музей. Во многих областях деятельность А. С. Уварова была первопроходческой.
На выставке представлены экспонаты из фондовых отделов ГИМ: археологии, изобразительных материалов, письменных источников, древнерусской живописи, рукописей и старопечатных книг, драгоценных металлов, металла, нумизматики, тканей, дерева, книжного фонда.
Первый зал экспозиции посвящён биографии и творческому наследию графа А. С. Уварова. Вот как тогдашние образованные люди ухитрялись писать таким мелким, но чётким почерком  даже монографии страниц на двести?. Уникальные документы из личного архива Уваровых, археологические находки, труды археологических съездов, медали и дипломы отражают все основные события жизни учёного.
Во втором зале памятники из коллекций А. С. Уварова: предметы, добытые в курганах; монеты Боспорского царства и древнегреческих городов; иконы на досках, иконы шитые; кресты; обширное собрание рукописных книг. Я в этих рукописных книгах даже разобрал отдельные слова и словосочетания. А есть ещё резные иконы, так там деталей без увеличительного стекла и не разглядеть, но у персонажей на них даже выражения лиц разные!
Третий раздел выставки посвящён участию А. С. Уварова в создании Российского исторического музея. Многочисленные документы тех лет из архива Алексея Сергеевича, сохранившие к тому же его пометки, а также переписка, служат зримым подтверждением решающего вклада графа в формирование концепции и структуры музея, архитектурного облика здания и наполнения экспозиционных залов.

Потом мельком в Парадных сенях осмотрел "Магию моды. Часть I: Вечер" - маленькую выставку переданных в дар музею дизайнерских костюмов из коллекции некоей Наталии Козловой. Ну, это, наверное, совсем для узких любителей.

А вот в "Золотой кладовой" задержался на подольше, потому что на сайте говорили, что экспозиция обновилась. И впрямь кое-что поменялось. И наверняка в запасниках ещё ого-го что есть!

И наконец добрался до главной цели визита: мультимедийная выставка "За лентой".
Это новый проект, посвящённый СВО, на площадке Исторического музея и единственный, затрагивающий не прошедшие, а текущие события.
Проект подготовил благотворительный фонд телеведущего Владимира Соловьева "СВР фонд", а в экспозиции используются фотографии Рустама Вахидова.
В 2023 году мультимедийный арт-проект «За лентой» стал блокбастером сезона в музее. Люди приезжали посмотреть экспозицию со всех городов России, выставку пришлось продлевать трижды из-за большого интереса к ней.
В этом году организаторы подготовили кардинально новый формат. Главной особенностью выставки стал акцент на погружение, его создали с помощью иммерсивных инсталляций. При этом сохранили кинозал, лекторий, сменную и постоянную медиаэкспозиции, а также музей.
В основном зале расположены кинозал, лекторий и иммерсивная инсталляция.
Редкие видеокадры из зоны СВО на большой мультимедийной стене сопровождает пробирающая до дрожи звуковая инсталляция, что погружает посетителя в атмосферу зоны боевых действий. В этом же помещении - необычные зеркала, в которых можно увидеть свое отражение рядом с артефактами, что даёт возможность почувствовать себя не просто гостем выставки, а частью военного перформанса.
В экспозиции намерено используются сталь и бетон. В сочетании с консервативной подачей остальной экспозиции музея ты попадаешь в пространство, выбивающее из привычной зоны "нормальности". Это позволяет ярче воспринимать экспозицию.
Композиционный центр, "дирижёр" выставки - инсталляция-метроном в отдельном помещении, на стенах которого размещены фамилии погибших героев.
Второй этаж посвящён главным героям выставки - героям спецоперации. Среди них - бойцы легендарных подразделений, потомственные военные, командиры и молодые ребята, которые отличились в бою. Рядом с каждым портретом имеются наушники, надев которые можно прослушать запись интервью с бойцом. От фотографий-портретов не оторвёшься, как и на первом этаже!
В рамках выставки продолжает работу фронтовая почта. Каждый желающий сможет написать слова поддержки военным, а команда «СВР фонда» передаст письма бойцам. В прошлом году волонтёры фонда передали на фронт тысячи писем. Я что-то не сподобился...

А ещё, оказывается, бойцы отговаривают временно командированных от попыток взять домой приглянувшихся бывших домашних, но одичавших животных: они уже все людоеды. Выглядят сытыми, еду с рук не берут...

После осмотра сделал привал в кафе музея. Кофе с соком нормально, по погоде холодное, а вот чизкейк... Тоже нормальный, но на витрине обозначен как баскский, а сотрудница назвала его веганским. Баски - веганы? Долго думал. двигаясь к выходу, заглянул в сувенирный магазин и поучаствовал в сборе подарков для детей Донбасса.

Вышел из музея, а там две в никабах! Я к полицейским: мол, почему такое? "А у нас не запрещено". Ну-ну.

А погода стала прекрасной: прохладно и пасмумрно - моя люимая!

И потому я тем более двинулся в Зарядье на второй большой пункт программы.В Выставочном зале Медиацентра открылся проект «Античность. Система координат». В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков из собрания Государственного музея-заповедника «Архангельское», отмечающего в этом году свою 105-ю годовщину.

Античность - фундамент современной цивилизации: в Греции и Риме зародились и развивались вневременные идеи, образы и институты. Здесь лежат корни этики и эстетики, поэзии и театра, философии и идеи Бога. Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве. Свою систему координат античность задала и продолжает поддерживать и в российской культуре.
Выставка знакомит с основными античными сюжетами, которые были воплощены в произведениях европейского искусства, созданных в стиле барокко, классицизма и романтизма, - коллекцией, собранной в последней трети XVIII - начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим. В этот период обращение к античности было явлением традиционным: литература, живопись, скульптура своим развитием во многом обязаны античным мифам. Эта образность стала не только средством изображения различных аспектов человеческой природы, но и позволила создавать аллегории на злободневные темы и явления общественной жизни.
Представлены артефакты Древнего Рима I века до н.э. - III века, произведения, вдохновленные древними идеалами, - гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живописные полотна Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, мастерской Антониса ван Дейка и многих других. Зрителю представится редкая возможность увидеть работу Луи Гоффье (его «Орфей» - единственная картина художника в российском музейном фонде) и скульптурный портрет Гомера Луи-Жака Галле. На выставке впервые полностью представлены фрагменты росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези.
Народу было практически никого, и мне понравилось в таких условиях по выставке ходить. Может, поэтому и гравюры понравились, к которым я, в общем-то, равнодушен.

Заставил себя выйти с выставки, прохожу мимо касс - а там есть место на ближайший через десять минут сеанс "Полёта над Москвой"! Успел!
Засада: вообще ни с какими сумками не пускают, надо сдавать в автоматическую камеру хранения, вход в которую свободный, то есть, предполагаю, может получиться так. что и мест не будет.Полёт - он и впрямь полёт! От платформы и тоннеля на "Маяковской" со встречными поездами до над Останкинской башней, из лета в зиму и обратно, со столкновениями с голубями и брызгами в лицо от "Дружбы народов". Мощно сделано. Но мне хватило одного раза, потому что укачался. Кресла наклоняются вперёд-назад, сидишь над бездной - ноги в воздухе болтаются, того гляди ботинки спадут (кстати, предупреждают, что свободную обувь лучше снять), а самое главное - резкие "взлёты" и "падения". Друзей отправлю, а сам больше не пойду, извините. Да ещё окружающие визжат.

Ну и завершил программу в Старом Английском дворе. где идёт выставка "Военкоры". Маленькая, но насыщенная: от Великой Отечественной войны, через Афганистан, Чечню, Сирию до СВО.
В билет входило, потому и основную экспозицию осмотрел. Оказывается, в прошлый раз, когда мы были на выставке в честь освоения Севера, её всю куда-то спрятали! А так - всё житьё-бытьё представлено.
Только вот сотрудник мешал спокойно смотреть: не то чтобы торопил, но всё время за спиной маячил и бегал туда-сюда. Так-то я бы там подольше побродил...

Выхожу: а тут, оказывается, гроза прошла! Вплоть до того, что закрыли авход на территорию парка, где деревья. Только хотел запечатлеть горку с маленькими соснами в процессе полива - этаким туманом их затянуло от распылителей, - телефон в каких-то судорогах забился: пытается включиться и тут же гаснет. Решил уж было, что придётся новый покупать, но он наконец ожил (уже в метро, когда несколько раз подряд нажал кнопку выключения). Но, наверное, придётся...

А на Варварке народный мемориал в честь павших героев СВО...

Исходно обдумывая маршрут, хотел от Исторического через Зарядье в сидрерию, что в подворотне после "Китайского лётчика", но не пошёл:  хотел маме буженину купить, потому что "Мясницкий ряд" у нас рядом с домо закрылся - вот я и собрался шикануть в "Гастрономе №1". Представляете, буженина там на вид хуже, а продавщица без перчаток и нос рукой вытерла! Всё, нам такой хоккей не нужен. В "Абрау Дюрсо" тоже не пошёл, хотя мысль была: что-то вообще неохота было с официантом общаться...

И пошёл домой под небольшим дождиком. Красота!

прогулки по Москве, ГИМ, Зарядье, гастрономическое, культурная жизнь

Previous post Next post
Up