Jul 06, 2024 21:57
Но без Ленина, такого молодого, впереди.
Сперва зашёл в Центр искусств "Москва" с целью осмотреть выставку западноевропейской живописи.
Но сначала, чтоб не портить послевкусие, заглянул на выставку "Учитель и ученик. Произведения Николая Рериха, Святослава Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний".
Николай Рерих вошел в историю искусства как один из значительных живописцев, мыслителей, общественных деятелей, ученых, путешественников, писателей. Отец художника и мыслителя Святослава Рериха. Николай Рерих - выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, ученик Архипа Ивановича Куинджи. Активный участник антрепризы С. П. Дягилева. Николай Константинович - знаток русской культуры и искусства; произведений Рамакришны и Вивекананды, творчества Рабиндраната Тагора. Создатель Пакта Рериха. Организатор исследовательских экспедиций по Азии. При жизни были организованы и с успехом прошли многочисленные международные выставки Рериха в США, а также в Европе.
Он стал учителем для своего сына Святослава и идейным наставником для Бориса Смирнова-Русецкого. Николай Константинович оставил после себя оригинальное живописное наследие и многочисленные философские труды. В экспозиции представлены как ранние работы Николая Рериха, посвященные истории России и христианству, так и зрелые произведения, созданные во время азиатских путешествий семьи Рерих. Творчество Святослава Рериха также представлено живописью раннего и зрелого периодов из частных собраний.
Я к такой живописи относился скептически. а тут вдруг понял: смотреть надо издалека! и тогда картины буквально светятся.
А когда перешёл в другой зал, подумал было, что Рерихи продолжаются, ан нет: это было уже наследие последователя Рерихов Бориса Смирнова-Русецкого, который не только развивал в своем творчестве идейно-образные достижения наследия Рерихов, но и копировал их картины.
Дальше двинулся уже туда, куда пришёл: "Кабинет коллекционера. Западноевропейская живопись XVI - начала XX века из частного собрания".
На выставке представлена ранняя нидерландская, голландская, фламандская, немецкая живопись XVI - начала XX века, работы именитых мастеров, таких как Давид Тенирс Младший, Ян Гиллеманс Старший, Себастьян Вранкс, Ян Велленс де Кок, Исаак ван Остаде, Ян ван Гойен, Симон Кик, Хендрик Мартенс Сорг, Эдуард фон Грютцнер, Йоханнес Росьерс и других.
Живопись небольшого и среднего форматов, типа представленной в экспозиции, украшала стены кабинетов, получив название «кабинетной» еще в XVII веке. Подобные «кабинеты» коллекционеров или, как их также называли, «знатоков» послужили прообразами музеев.
Как и на выставке «Кабинет коллекционера, в «кабинетах» собирателей прошлого на стенах размещались картины на религиозные, аллегорические, литературные и жанровые сюжеты, а также пейзажи, анималистические картины и натюрморты. Сюжеты, яркие краски, миниатюрность исполнения, философское содержание и добродушный юмор картин способствовали неторопливому разглядыванию и вдумчивому созерцанию.
Именно такую «кабинетную» живопись XVI - XIX веков приобретали российские коллекционеры до Революции 1917 года, среди них - Петр I, Екатерина II, Дмитрий Иванович Щукин, Генрих Афанасьевич Брокар, Павел Петрович Вяземский, аристократические семьи Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметьевых и других.
А среди старинных шедевров размещены ещё и картины современного фотохудожника Владимира Клавихо-Телепнёва на такие же старинные сюжеты. Они, конечно, выделяются, но диссонанса не вызывают. И неудивительно, потому что он нынче один из лучших фотохудожников.
Также продолжается выставка "Итальянская живопись XIV - XVI веков из частных собраний", которая прошла реэкспозицию и посвящена художественной эволюции искусства в Италии от Проторенессанса и итальянских примитивов до эпохи Возрождения.
Несмотря на появление светских композиций в искусстве, художники эпохи Возрождения никогда не отказывались от религиозных сюжетов. Живопись религиозного характера широко представлена на выставке. В Италии процесс обновления художественного языка начался в эпоху так называемого Проторенессанса (или Предвозрождения 1200 - 1300-е годы). В истории искусства термином «итальянские примитивы» обозначают религиозные композиции, для которых характерна ориентация на средневековую изобразительность и локальный колорит. В экспозиции искусство Проторенессанса и итальянские примитивы представлены работами мастеров XIV века. В обновлении искусства эпохи Возрождения была ощутима тенденция к наглядно-предметному отражению реальности, что отражено в представленных на выставке произведениях XV века. Обращение к античному наследию и формам постепенно обретало все большее значение. Именно в эпоху Ренессанса утверждается пейзаж в живописи.
На выставке появились картины, которых не было в первоначальном варианте, и шкаф с потрясающими декоративно-прикладными шедеврами. И ещё, между прочим, шедевр работы Джотто!
Продолжается выставка "ЭПОХА МЭЙДЗИ: Искусство Японии периода «просвещённого правления» (1868 - 1912)".
А в зале Айвазовского внезапно узнал про его учеников Михаила Алисова и Григория Капустина. Да и Алексей Боголюбов тоже хорош!
В коридоре, идущем вдоль залов, понравились крымские пейзажи Гавриила Кондратенко, Александра Мещерского и Виктора Батурина.
Батальную живопись перевесили из коридора в два "дворцовых" зала, и теперь она смотрится намного торжественнее.
А потом перешёл улицу и двинулся в Пушкинский. Вот такие у меня Анабасисы - на пространстве малой площади. Однажды я из Пушкинского ещё и на ВДНХ доехал, но я тогда из дома гораздо раньше выдвинулся.
А в Пушкинском идёт выставка "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко".
Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нём памятники разных эпох составляют единое целое. Выставка прослеживает один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством: не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства.
Архитектурный феномен Рима возник в XVI-XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей - древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки - от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, - стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист, преобразовавший городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из программных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезённых римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима - как нового, барóчного, так и древнего.
Самый знаменитый из обелисков Сикста V - Ватиканский, был передвинут со своего античного места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой.
В XVI-XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других - как центр католического мира, для третьих - как образец современной архитектуры. Благодаря этим работам можно проследить последовательную трансформацию города и его образов: от меланхоличных руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко. На выставке можно заметить, как отличаются взгляды художников на город в разные эпохи; увидеть, что изменения происходят на нескольких уровнях с различной скоростью: античные памятники почти неизменны, архитектурный пейзаж вокруг них преображается куда быстрее и радикальнее и, наконец, меняются и сами обитатели города - их внешний вид, статус, манеры. Венец многовековой традиции римской ведуты - знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города, в котором Античность и барокко окончательно слились в единое целое. Изображая тот или иной памятник, Пиранези всегда старался показать его контекст, выстраивая вид так, что на дальнем плане оказывались какие-то другие значимые постройки, нередко изображенные в других листах одной серии гравюр. Тем самым он позволял зрителю путешествовать от одного здания к другому и подчеркивал связанность римского городского пространства.
Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца - одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвященных Риму. Эти графические листы дополнены гравюрами и рисунками из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живописными видами Рима XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто из собрания Пушкинского музея. Впервые показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея. Из особенно интересных экспонатов - гравюра Михаэля Вольгемута из «Всемирной хроники» Хартмана Шеделя - одна из первых панорам Рима. Кроме того, на выставке будут показаны редкие античные памятники из собраний М.Б. Атаянца и Пушкинского музея.
Среди ключевых экспонатов - планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города. План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) - это первая географически верная карта, фиксирующая облик уже полностью построенного барочного города, в том виде в каком его центр по большей части сохраняется и по сей день.
Поразительно, какого качества все эти графические работы! Гравюры просто великолепны. Кстати, бывают и раскрашенными. Да и Рим вспоминаешь, глядя на них... Как там гулял и как сюда не дошёл десять метров, и как там посмотрел не в ту сторону...
В книге отзывов заодно отрекомендовал "Здесь был Рим" Виктора Сонькина. Да она там всё время и вспоминается, потому что рассказывает об этих самых местах.
А потом напружился - и осилил выставку силуэтных портретов конца XVIII - начала XIX века «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование», посвящённую малоизученной главе в истории силуэтного искусства и призванную показать один из механических способов фиксации действительности, предшествовавший фотографии. В экспозиции показано 165 произведений, включая 77 физионотрасов, миниатюры, пантографы и дагеротипы.
Физионотрас - механическая рисовальная машина, изобретенная в 1784 году французом, музыкантом при королевском дворе Жиль-Луи Кретьеном. Устройство представляло собой один из возможных инструментов для механического рисования, получивший название «перспективная машина». Его центральным компонентом был аппарат, называемый пантографом, что означает «универсальный чертежный прибор». Пантограф служил для копирования планов, карт и других чертежей в ином масштабе. Физионотрас был представлен во Французской академии наук в 1786 году. Новое устройство состояло из пантографа и рамы, напоминавшей мольберт. Принцип работы портретной машины заключался в следующем: оператор очерчивал профиль модели на бумажном экране через специальный визир, затем изображение уменьшали с помощью пантографа, уменьшенную копию переносили на металлическую пластину, добавив детали, и после этого печатали - чаще всего в технике офорта и акватинты.
Слово «физионотрас» (франц. physionotrace) происходит от французских слов «physionomie» - «облик, лицо» и «trace / tracer» - «след, отпечаток / чертить, рисовать». Физионотрасом называют как само устройство, так и портреты, созданные с его помощью.
Изобретение «рисовальной машины» стало важным этапом в развитии портретного искусства, так как это устройство могло беспристрастно изобразить человека, исключая при этом субъективность творца. «Живой портрет» - так характеризовали физионотрас, что было связано не с мастерством художника, а с тем, что изображенный был нарисован очень точно, «как живой». «Волос в волос» - писали о физионотрасах в прессе того времени.
Популярность силуэтного искусства можно считать следствием возраставшего интереса к неоклассицизму, художественному и декоративному стилю, который подчеркивал линейные формы и опирался на античные образы, такие как профили на монетах или камео-портреты. Теория швейцарца Иоганна Каспера Лафатера, высказанная им в книге «Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви», не в меньшей степени связана с этим явлением. Лафатер считал, что каждый человек несет в себе уникальную божественную сущность, которая внешне проявляется в костной структуре черепа. Тени, писал он, предлагают «самое верное изображение человека» и самое «непосредственное выражение природы, такое, какое не способен нарисовать от руки даже самый талантливый художник». Превознося достоинства профилей, изготовленных машинным способом, Лафатер утверждал, что механическое рисование превосходит художественное. Машина по созданию портретов впервые в истории позволила максимально точно визуализировать облик многих исторических личностей.
Салоны физионотрасов располагались в центре Парижа, вблизи Пале-Рояля и его окрестностей. Наиболее известны ателье Жиль-Луи Кретьена (1754-1811), Эдме Кенедея (1756-1830) и Этьен-Эсперанса Бушарди (работал в 1808-1840 годах) - мастеров, чьи произведения будут представлены на выставке. Благодаря адресам салонов, указанным на физионотрасах, и специальным номерам, специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли установить не только авторство многих работ, но также время их создания и личности изображенных.
Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII - начала XIX века. Большинство работ экспонируется впервые.
В первом разделе «Театр теней» собраны теневые силуэты, открывающие тему профильных портретов. Подборка включает предметы, выполненные по оригиналам известных художников-силуэтистов - француза Ф.-Г. Сидо и немца Иоганна Фридриха Антинга.
В разделе «Русский бал» перед зрителями предстает русское дворянское общество XVIII - начала XIX века. Многие богатые путешественники, оказавшись в Париже, посещали ателье по изготовлению физионотрасов.
Раздел «Наполеоновские войны» представляет галерею портретов выдающихся военных, отличившихся в Отечественной войне 1812 года и зарубежных походах русской армии.
Завершающий раздел «Светопись» посвящен редким дагеротипам, созданным на заре фотографии. В конце 1830-х годов фотография только начинала свой путь. К тому времени физионотрас стал любопытной исторической реликвией, недооценённой и малоизученной в России.
Хотел было после всего этого заглянуть на Гоголевский бульвар, но прикинул. что отклонюсь от генерального направления в сторону дома... Потом хотел на Петровский... Но только до метро и дошёл...
Центр искусств "Москва",
ГМИИ,
культурная жизнь