Анатолий Петров. Эстетический шок

Oct 21, 2016 13:40

Мастера короткометражной анимации, выпуск №35

"Он нарушает законы мультипликации!" - говорили они. "Его мультфильмы - бессмысленный подвиг!" - говорили они. "Он опередил свое время", - говорят сейчас. Анатолий Алексеевич Петров - культовый советский режиссер мультпликационного кино, один из главных экспериментаторов советской анимации.



Фильмы Анатолия Петрова выбиваются из восприятия старых-добрых советских мультиков и оставляют противоречивые впечатления. Связано это с особенностями стиля Петрова, главной "фишкой" которого был гиперреализм. Почти с самого начала режиссерской карьеры его мультфильмы похожи на игровое кино. Особенно это касается персонажей, которые прорисовывались настолько реалистично, что их трудно отличить от живых актеров. "Он имел особый дар в одушевлении персонажей", - так писали про Петрова. Когда смотришь его мультфильмы, возникает ощущение, что на экране - игровое кино, только очень яркое и цветастое. Анатолий Петров привнес в рисованную анимацию эффект 3D - задолго до распространения компьютерной графики. Как он это делал - рассказать сложно: описания анимационных техник (например, "нанесение на целлулоид световых бликов и оттенков") будут понятны только специалистам. Очевидно, что из без того сложная, кропотливая работа аниматора в случае с Анатолием Петровым представляла собой мегатитанический труд. Каждый фильм - подвиг. А действительно, есть ли смысл в таких подвигах, если имя Анатолия Петрова и его работы сейчас известны лишь немногим любителям анимации?

Особое внимание Петров уделял человеческим персонажам и тщательно прорисовывал мимику и движения. В своей статье режиссер писал: "Рисованный фильм должен привлекать к созданию образа не только сюжетную и изобразительную характеристику персонажа, но и его пластическую характеристику, его движение" (из сборника С.В.Асенин "Мудрость вымысла").

1971 - Голубой метеорит


1973 - Чудо


1975 - И мама меня простит


1977 - Полигон


1986 - Геракл у Адмета


Но вернемся в начало пути. Анатолий Петров с первой режиссерской работой начал удивлять всех стилистическими экспериментами. "Учитель пения" (1968) - абсурдная зарисовка, выполненная в необычном стиле карандашного рисунка.



Затем произошло важное событие в советской анимации, в котором поучаствовал Анатолий Петров - создание альманаха "Веселая карусель". Этот проект стал своеобразным полигоном, на котором молодые аниматоры могли "обкатывать" необычные анимационные техники. Для "Веселой карусели" Петров сделал 5 коротких мультиков - все они имеют свой собственный стиль. Если не знать имя их создателя, сложно предположить, что это один и тот же человек. В визуальном плане из этого периода выделяются следующие работы:

1969 - Рассеянный Джованни (по сказке Джанни Родари)



1971 - Голубой метеорит (по стихотворению Романа Сефа)



Особенно впечатляют футуристические сцены в м/ф "Чудо" (1973, по стихотворению Романа Сефа).





В этих мультфильмах есть один относительный недостаток - визуальная часть подавляет содержание. Во всех этих работах идея очень простая, понятная любому ребенку. Кроме того, учитывая малый хронометраж, логично, что аниматор сполна воспользовался возможностью поэкспериментировать со стилями и выбрать из них основной. Творческие поиски продолжались примерно до середины 70-х. Следующие мультфильмы Петрова - "И мама меня простит" (1975) и "Полигон" (1977) - уже демонстрируют во всей красе фирменный гиперреалистичный стиль Анатолия Петрова.

1975 - И мама меня простит




1977 - Полигон




Если "И мама простит" все-таки больше напоминает мультик, то "Полигон" - это нечто странное. Представьте, что какой-нибудь режиссер решил сделать игровое кино - но не СНЯТЬ его на кинокамеру, как все нормальные режиссеры, а НАРИСОВАТЬ! Что и сделал Анатолий Петров. В персонажах легко узнаются звезды мирового кино. "Полигон", конечно, вызывает вопросы: зачем так извращаться? Да, это выдающийся эксперимент и в какой-то степени успешный ("Полигон" является самым известным мультфильмом Петрова). Но вот лично я не могу с уверенностью сказать, что мне нравится такой стиль.

Анатолий Алексеевич на этом не остановился. Одержимый идеей совершить революцию в мультипликации, режиссер берется за цикл фильмов по древнегреческим мифам. Более пяти лет шла работа над "Гераклом у Адмета" (1986). То, что получилось у Петрова, поражает сверхвыразительностью персонажей, реалистичностью окружающей природы и эффектом объемности как в игровом кино. Напомню, что всё это делалось без компьютерной графики, которая значительно упростила бы создание подобной анимации.





Анатолий Петров не случайно обращается к античной культуре. Выше я приводил цитату про пластичность, и именно это качество особенно ярко проявляется в древнегреческих рисунках и скульптурах. 5 последних фильмов Петрова - это по сути синтез трех видов искусства: античного изобразительного искусства, кино и анимации. Просмотр древнегреческих мультфильмов Анатолия Петрова вызывает эстетический шок. "Геракл у Адмета" - первый в цикле - впечатляет реалистичностью движений и мимики персонажей (например, в финальной сцене танца Геракла), следующие четыре шокируют реалистичным эротизмом. Эти четыре фильм можно назвать тетралогией о похождениях бога любви Эрота (он же Амур). Режиссер переносит из древнегреческих произведений искусства обнаженные тела, показывает с их участием откровенные эпизоды из мифов. Ни в коем случае нельзя назвать эти фильмы похабными или развратными, ведь в первоисточниках всё так и было. Анатолий Петров лишь усилил выразительность древних образов с помощью своих уникальных анимационных наработок.

1989 - Рождение Эрота


1990 - Дафна


1992 - Нимфа Салмака


1995 - Полифем, Акид и Галатея


Перестроечный финансовый кризис, к сожалению, повлиял на творческую карьеру Анатолия Петрова. Последние работы при своем исключительном художественном качестве оставляют ощущение недоделанности - как будто не хватало средств для полного завершения работы. Фильмы Петрова для того времени, наверное, были неоправданно дорогими. Очень скоро мир анимации захватит компьютерная 3D-графика, и метод Петрова устареет. Революции в мультипликации у нашего режиссера не получилось, а чересчур сложный стиль Анатолия Петрова оказался тупиковым. Никто, кроме него самого, не сможет сделать что-то похожее. В истории анимации немало подобных примеров, когда уникальный анимационный стиль невозможно было вывести на уровень мирового распространения из-за чрезмерной сложности - см. Владислав Старевич.

Последние годы Анатолий Петров преподавал анимацию, несколько лет назад было издано его учебное пособие "Классическая анимация. Нарисованное движение".

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up