Non-fiction: три книги Светланы Алексиевич

Oct 20, 2016 13:57

В прошлом году об этой белорусской писательнице много говорили в связи с присуждением ей Нобелевской премии по литературе. В этом выпуске - три книги, которые относят к жанру документальной прозы. Написаны они с 1983 по 1997 годы и отражают самые тяжелые события в истории Советского союза.



Метод Светланы Алексиевич заключается в том, что она записывает рассказы свидетелей событий, с которыми она общается, как правило, в живую (иногда с помощью писем). Основная часть текстов - это записанная речь людей. Что рассказал человек автору - то мы и читаем в книге, без каких-либо цензурных правок. От автора в книге - только предисловия. Казалось бы, простейший метод - записывай на диктофон, потом расшифруй, собери полученный материал - и книга готова. Однако читателю не объясняется, что писательнице нужно войти в доверие человека, испытавшего страшные потрясения. Вспоминать о жутких событиях мало кому приятно... Светлана Алексиевич проводит со своими собеседниками своего рода психологическую (иногда даже психотерапевтическую) работу - в результате человек открывает душу и хоть немного снимает свою душевную боль в процессе монолога. Так что за каждой книгой стоит огромная душевная работа автора, не говоря уже о необходимости обработать "гигабайты" материала.

Книги Светланы Алексиевич - это концентрация смерти и боли. Понятно, что впечатлительный читатель должен трижды подумать прежде, чем браться за чтение. Эти книги реально вправляют мозги и меняют мировоззрение - при условии вашего погружения в материал. Судя по отзывам, у многих возникает отторжение, проявляющее в форме высказываний типа "этого не может быть!", "это неправда!" и т. д. Автор вскрывает самые больные раны (пост)советского общества и выносит наружу неприглядную, неприятную, страшную правду о событиях.

Важно также пояснить, что книги Алексиевич - это не исторические или социологические исследования. Писательница не работает с архивами, документами, научными работами. Ее источник - это реальные люди. Никому не известные, простые люди. Да, у каждого из них своя правда, кто-то может что-то преувеличить, перепутать, забыть. Поэтому не ждите от книг некой "научной правды". Кроме того она далека от "официальной правды", общепринятых взглядов на исторические события и процессы. В книгах вы не найдете ни одного авторского вывода: что правильно и что неправильно, как надо было поступить тогда-то, кто виноват и т.д. Некоторые размышления автора можно найти в предисловиях, и это, пожалуй, не самое лучшее, что есть в книгах.

У войны не женское лицо (1983)



Тема: Великая Отечественная война глазами женщин. Светлана Алексиевич публикует рассказы участниц войны, среди которых - награжденные медалями, орденами снайперши, летчицы, партизанки и скромные санитарки, прачки, почтальонки. Рассказы женщин, побывавших на войне, переворачивают общепринятые представления об этом событии, в которых преобладают такие "мужские" категории, как героизм, подвиг, защита Родины, свои/чужие. Женский взгляд на войну гораздо приземленнее, женщины больше внимания уделяют бытовым вещам, повседневным мелочам. "Мужской" героический пафос в их рассказах превращается в абсурд. Удивительным образом через женские монологи прослеживается более жуткая правда о войне, чем в самых страшных военных кинофильмах. Книгу долго не хотели публиковать по понятным причинам - она разрушает все официальные стереотипы о великой войне. Которая оказывается не такая уж и "великая"... В книге много натурализма, кровавых подробностей военных действий и прифронтового быта.

Оценка: 9/10

Зачарованные смертью (1993)



Тема: самоубийство. Книга состоит из рассказов несостоявшихся самоубийц, а также друзей и родственников тех, кто все-таки лишил себя жизни. Все трагические события происходили в конце 80-х - начале 90-х, когда в стране случился социально-политический кризис. А в рамках жизни отдельно взятого человека это еще и мировоззренческий кризис. Многие с ним не справились (автор дает справку о том, что в те годы значительно выросло количество самоубийств и их попыток). Большинство героев книги - это идеалисты, верившие в коммунистические идеи, и когда общество стало переходить на капиталистические рельсы, а главной ценностью стали деньги (вместо счастливого будущего), в психике этих людей что-то сломалось. Другие жертвы, представленные в книге, не были коммунистами, но так или иначе они пострадали из-за давления системы (например, есть очень сильный рассказ женщины, которая провела детство в лагере для репрессированных). Через все эти наполненные болью и страхом свидетельства прослеживается масштабная операция по зомбированию населения на государственном уровне в 30-50-е годы, когда в головы людям вбивался определенный образ мышления. По сути, это книга о жертвах этого зомбирования. Книга не такая натуралистичная, как предыдущая - она, скорее, депрессивная. В книге "У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич "окунает" нас в мир смерти через "животные" подробности, здесь она делает то же самое через описание тяжелых депрессивных состояний.

Оценка: 8/10

Чернобыльская молитва (1997)



Тема: авария на ЧАЭС. Автор сразу прибивает читателя к стенке, начиная книгу с натуралистичного описания умирания ликвидатора от лучевой болезни. Сопровождается оно эмоциональным монологом жены ликвидатора, от которого хочется выть. Последующие рассказы только усиливают ощущение безнадежности и добавляют новые жуткие подробности. В книге мы читаем рассказы местных деревенских жителей, водителей, учительниц, чиновников, родственников ликвидаторов, полусумасшедших странников... По концентрации душевной боли книга обгоняет другие две вместе взятые. "Чернобыльская молитва" - это НЕ журналистское или историческое расследование. Используя свой фирменный метод, Светлана Алексиевич выходит на важнейшую проблему, которая в книге формулируется как "катастрофа российской ментальности". Чернобыльская авария - логичное завершение процессов, которые происходили в советском обществе. Авария - символ развала - не только государства, но и коллективного мировоззрения. Несмотря на то, что событие произошло относительно давно и СССР давно уже нет, книга дает понимание: кто мы такие и в какой стране вообще мы живем.

Оценка: 10/10

***
Прочитав книги, я поискал отзывы, которых оказалось предостаточно, в том числе и здесь в ЖЖ. И я могу сказать, что я в шоке от того потока грязи, который выливается на "одиозного автора" Светлану Алексиевич. Конечно, хочется разобраться, с чем это связано. Вдруг я что-то неправильно понял, и книги Алексиевич на самом деле неправильные и вредные. Однако конструктивной критики я не увидел вообще нигде. Кто-то предъявляет претензии к фактическим неточностям (например, в хронологии чернобыльской аварии), но, как мы уже выяснили, книги не претендуют на научную точность. Их цель и ценность - в другом. Полагаю, что нелюбовь к писательнице обусловлена ее якобы "русофобством". Действительно, все ее книги показывают СССР и Россию в крайне неприглядном виде. Много говорят о "неправильных" политических взглядах Алексиевич. Примешивание политики - на мой взгляд, один из самых низких приемов в критике. В общем, все эти аргументы я не могу воспринимать всерьез. Может быть, кто-нибудь поделится своим мнением о книгах - хорошие они или вредные? Давайте попробуем разобраться.

non-fiction

Previous post Next post
Up