Владислав Старевич. "Дисней" из Российской Империи

Jul 29, 2016 15:18

Мастера короткометражной анимации, выпуск №23

Изучая биографию героя этой заметки, неизбежно задаемся вопросом: почему миллионы долларов, которые зарабатывал Уолт Дисней, не достались Старевичу? Почему не сложился достойный противовес диснеевской фабрике по созданию мультфильмов, которая, не встретив серьезной конкуренции, захватила весь мир и до сих пор доминирует в мире анимации? У Владислава Старевича было всё, чтобы спихнуть американского коллегу-буржуя с анимационного трона - талант, признание критиков и публики, изобретательность и высочайшая работоспособность. Кажется, я знаю ответы на эти вопросы...



Владислав Старевич - российский кинорежиссер и аниматор, имеющий польское происхождение. В любой энциклопедии вы найдете список достижений, благодаря которым Старевич прочно занимает одно из ключевых мест в истории анимации: создатель кукольной анимации, режиссер первого полнометражного кукольного мультфильма, первый российский аниматор. Долгое время Старевич был единственным в мире мастером кукольной (объемной) мультипликации. Его фильмы производили эффект чудесного фокуса: куклы-животные у него выглядели абсолютно как живые, поражая естественностью движений и тонкой мимикой. Для зрителей первой половины 20 века это была истинная магия! Даже рисованная диснеевская анимация не давала такой эффект, однако, будучи более развлекательной, красочной и предельно доступной для восприятия, оказалась более востребованной. Как следствие, Дисней покорил мир, а Старевичу досталась только дырка от бублика почетное место в истории. Сделать бизнес с мировых охватом на основе объемной техники Старевича даже никто и не пытался.

Анимационная карьера у Владислава Старевича началась в 1910-х годах году, до этого он снимал научно-популярные фильмы сначала в краеведческом музее Каунаса (Литва), потом в Москве для знаменитого кинопромышленника Ханжонкова. Фактически Ханжонков и ввел Старевича в мир кино. В 1910 году Владислав решает использовать более интересную и перспективную технику покадровой съемки. Здесь сказалось его увлечение энтомологией, поэтому героями первых мультипликационных фильмов были насекомые. Шокированные зрители ломали голову: как режиссеру удалось выдрессировать жуков? Это была сенсация!

1912 - Прекрасная Люканида или борьба рогачей с усачами
Первый сохранившийся мультфильм, сделанный в объемной технике. Фильм вызвал ошеломительный успех в России и за рубежом. Сергей Асенин, крупнейший советский исследователь анимации, описывал "Люканиду" как "веселую и меткую пародию, высмеивающую ложную романтику и бездумное увлечение псевдоисторическими сюжетами из жизни королей и принцев". Первые фильмы Старевича - это пародии, юмористический эффект в которых достигался использованием вместо человекоподобных кукол неуклюжих жуков, смешно размахивающих лапками. Насекомые помещались в знакомые по популярным игровым фильмам декорации и "играли роли" в них словно живые люди-актеры. В "Люканиде" мы видим средневековый антураж, следующий же мультфильм переносит действие в текущее время.



1912 - Месть кинематографического оператора
Здесь пародируется жанр салонной мелодрамы. Особое внимание обращу на прием "кино в кино", который использует Старевич: есть сцена в кинотеатре под открытым небом, где насекомые смотрят фильм "Неверный муж" производства фирмы Ханжонкова. Тонкая ирония: персонажи-зрители смотрят кино о том же, что и "Месть оператора", реальные зрители которого - из числа любителей попсовог кино, напичканного шаблонами - таким образом опускаются до уровня насекомых. Прошло сто лет, а сравнение до сих пор актуально ))





В последующие годы Старевич снимает еще несколько фильмов, постепенно привлекая персонажей-людей и персонажей-животных. "Рождество обителей леса" (1912) - своеобразный кроссовер, в котором встречаются все три типа персонажей: насекомые, животные и люди.





Потом произошли известные исторические события... Новой власти Владислав Старевич оказался не нужен, и вместе с семьей, с куклами и коллекцией насекомых аниматор эмигрирует в Европу, остановившись в итоге в Фонтене-су-Буа недалеко от Парижа. Во многом благодаря финансовой поддержке местных кинопроизводителей анимация Старевича выходит на новый технический и художественный уровень. В следующие 25 лет он не испытывал проблем с творческой самореализацией.

Старевич отказывается от "оживления" насекомых и выводит на первый план животных, благодаря чему его фильмы стали намного более зрелищными. Ранние пародии с жуками брали своё за счет эффекта "ух ты, как он это сделал?!", но глубокой проработки характеров или интересных художественных приемов там и близко не было. Во Франции Старевич превращается из аниматора-фокусника в режиссера-постановщика, чьи работы - настоящие произведения киноискусства. поражающие технической изобретательностью и выразительностью марионеток. Мультфильмы Старевича, сделанные за рубежом, очень кинематографичны: куклы ведут себя так же, как живые актеры в игровом кино. Неудивительно, что у зрителей вновь возникало ощущение, будто используются дрессированные крысы, кошки, птички, только вот как режиссеру удалось одеть их в костюмы...

Как и в игровом кино, Старевич часто снимал своих "актеров" крупным планом, при этом зрителю открывалось удивительное богатство мимики персонажа. Секрет режиссера заключался в особой технике изготовления кукол, точнее, специальных масок для них. Для каждой куклы делалось несколько сотен масок с различной мимикой, кроме того использовался грим. В результате по выразительности мимики куклы не уступали самым звездным актерам игрового кино. Особенно выразительными получались глаза и зубки. Наблюдая за такими "лапочками", вы не сможете не умилиться!





Старый лев, 1932



Роман о лисе, 1930.



Как лягушки выпросили себе короля, 1922.

Старевич придумывал истории для своих фильмов по мотивам сказок, басен, фольклорного эпоса. В 1930-м году появляется главный шедевр Старевича - полнометражный "Роман о Лисе", на основе французского фольклора. Что касается короткого метра, то можно отметить такие мульты, как "Крыса сельская и крыса городская" (1927), "Старый лев" (1932), "Щенок-талисман" (1933). К 1930-м годам Европа получила мастера, по художественному таланту не уступавшего американцу Диснею. Рисованная анимация получила альтернативу в виде кукольной анимации. Однако финансовые и технические условия были неравными, поэтому сейчас все в мире знают Диснея и его студию, а имя Старевича знают только люди, интересующиеся историей кинематографа.

Кстати, как и Дисней в свое время, Старевич соединял в фильмах анимацию и игровые сцены. У Диснея в 1920-е годы была серия мультиков про Алису с девочкой-актрисой, у Старевича актрисами были собственные дочки.



Голос соловья, 1923.



Волшебные часы, 1928.

В 1950-е годы происходит закат карьеры Владислава Старевича. Мир анимации меняется, тогда как техника "повелителя кукол" остается прежней - после шедевров 30-х аниматор ничего нового уже не придумает. Как следствие, со временем падает востребованность, заказов всё меньше. Последние 15 лет жизни Старевича достаточно грустные... Из доступных поздних работ отмечу "Северную карусель" (1958) - детский кукольный мультфильм, очень красочный, с милыми персонажами. Но даже для того времени он безнадежно устарел.







Почему так и не удалось составить конкуренцию Диснею? Владислав Старевич и Уолт Дисней - аниматоры не только с принципиально разными техниками (кукольная Vs рисованная), но и с разными философиями кинопроизводства (качество Vs количество). Дисней был способным художником и изобретательным аниматором, но в первую очередь он был бизнесменом, которому удалось создать киноимперию мирового масштаба. Старевич - ни разу не бизнесмен, это скромный художник, ведущий замкнутый образ жизни, работающий в своей кукольной "лаборатории", куда запрещен вход посторонним. Кстати, похожий стиль работы избрали братья Квэй, сознательно отказавшиеся от массового признания и создающие свои "алхимические" фильмы для узкой андерграундной публики. На Диснея работали сотни аниматоров, вся команда Старевича - это жена и две дочки. Любые попытки спроецировать технику Старевича на более масштабный уровень производства были бы обречены на провал. Его кукольное ремесло уникально, и обучить ему кого-либо, по мнению самого мастера, просто невозможно. Старевич всегда всё делал сам, не доверяя рабочие процессы сторонним помощникам вне семьи. С таким подходом невозможно рассчитывать на мировое анимационное господство. Поэтому Дисней умер, но дело его процветает, а наследие Старевича постепенно забывается.



ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up