Бывает, что не хочеться жить,
но это совсем не значит,
что хочется не жить.
Станислав Ежи Лец
Письмо.
«Если ты не вернешься ко мне, то, возможно, больше никогда меня не увидишь. Не увидишь живой.
Зачем мне жить без тебя? Зачем вставать утром в пустой квартире, варить уже порядком поднадоевший кофе (ты же знаешь, что без него я просто засыпаю), включать телевизор, который некогда не говорит ничего хорошего, умываться, одеваться, идти в институт. Зачем мне все это? Зачем, если рядом нет самого главного в моей жизни - тебя?
Ты знаешь, сегодня мне снилась моя смерть.
Я сижу в ванной. Мне тепло и уютно. Ванна сияет белизной, лунным светом отливает кафель. Вместо плафона на стене - большие оплывшие свечи в медных подсвечниках по углам комнаты и на туалетном столике.
У меня в руках нож. Это какой-то необычный нож: не кухонный, но и не охотничий, не знаю точно, как он называется. Он острый, не очень длинный, с матово отливающим лезвием и необычной рукояткой в форме дракона. В глазах дракона - маленькие зеленые камушки. В колеблющихся отсветах пламени свечей казалось, что дракон смотрит прямо на меня.
Я беру нож в правую руку и делаю надрез вдоль вены левой руки. Чувствую, как вместе с кровью вытекает из меня жизнь.
Я засыпаю. Смерть - это сон.
Однажды я исполню то, что мне снилось»
Письмо пришло утром по почте.
- В ее духе запугивать меня и шантажировать. Просто Аня хочет заставить меня вернуться к ней, опять окунуться в этот безумный мир страсти. Моей страсти, - подумал Сергей, в который раз уже начиная перечитывать письмо.
***
В начале было…
Все, что начинается хорошо, кончается плохо.
Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.
«Закон Паддера»
Все началось за полгода до получения этого письма. Это была самая обычная история любви, если, конечно, вообще бывают обычные истории. Скорее эту историю можно назвать не обычной, а типичной. В общем, так и следует начать: это была типичная история несчастной любви.
Что, вы, как и всем известный классик, думаете, что все счастливые семьи (любовные пары) счастливы одинаково, а несчастны каждая по-своему? А, может, все наоборот? Может, как раз счастье-то, оно для каждого разное, а вот несчастье одно. Да и вообще все несчастья можно разделить на несколько общих категорий: ревность, измена, жадность, пороки… Список может быть продолжен, но он определен. А вот счастье… Счастье - оно многогранно. Для каждого - оно разное, как, собственно говоря, разные и все мы.
***
Известно, что одинаковых людей не бывает. Конечно, это не исключает, что где-то существует кто-то, внешне похожий на тебя, но найти двух человек с одинаковыми привычками, внутренним миром, образом мышления и… почерком невозможно. И в этом нет ничего удивительного, ведь в почерке отражаются главные черты характера человека. Существует даже такая наука - графология, которая занимается сопоставлением почерка и личности.
Отчего же почерк может так много рассказать о человеке - в том числе и того, чего сам человек за собой, может быть, и не подозревает? А все дело в том, что письмо - это одна из сложнейших функций, труднейших задач, которые когда-либо приходится решать человеку! Письмо есть настолько мудреное дело, что, выработав свой специфический стиль, человек не способен вдруг отбросить его и писать как-то по-другому. Вы можете сменить костюм, покрасить волосы, приклеить фальшивые усы, притвориться глухонемым иностранцем и подделать документы. Но вы никуда не денетесь от своего почерка, своей манеры письма - для этого необходимо стать совершенно другим человеком, причем не по каким-то внешним признакам, а в самой своей сокровенной сути.
Простейший опыт. Сядьте на стул, зажмите между пальцами ног кусок мела и попробуйте что-нибудь написать на полу. С поправкой на корявость вы узнаете свой обычный почерк, как вы пишете рукой. Зажмите в зубах кисточку и попробуйте писать ею на стене. Будет тот же результат!
[1] ***
Начало истории любви Сережи и Ани (а именно так звали таинственного автора довольно трагических посланий, которые получал Сергей) было случайно, трогательно и очень романтично. Просто однажды вечером Сергей возвращался домой после тяжелого рабочего дня, когда от вереницы решенных, решаемых и запланированных к решению проблем вырвавшись из душного офиса, он с удивлением обнаружил, что на улице стоит тихий, теплый, зимний вечер, и мягко кружась, падают снежинки, а все кругом уже присыпано толстым слоем искрящегося снега.
- Черт возьми, как здорово-то, оказывается, на улице! - подумал Сергей и решил, вопреки заведенному порядку жизни, прогуляться пешком по вечернему проспекту.
- Придется оставить машину на служебной стоянке и завтра добираться на работу без нее, - мелькнула и погасла в голове мысль, тот час же сменившаяся решением, что чудесный вечер этого стоит.
Сергей медленно шел по вечернему проспекту, любуясь на причудливый танец снежинок в неровном свете фонарей и фар проносящихся мимо машин. А навстречу ему, спеша с поздно окончившихся занятий в институте, торопливо шла домой Аня. Обычно она предпочитала ездить на своей маленькой, но удобной машине совсем не престижной модели, но сегодня, когда голова просто гудела от перенапряжения, она решила немного отдохнуть и дойти до дома (ну, не то что бы своего дома, а так, съемной квартиры в типовой многоэтажке) пешком. Благо это было совсем рядом.
И вот, где-то на середине пути она поскользнулась, он оказался рядом. А потом, весело смеясь и отряхиваясь, они долго сидели в полупустом кафе и разговаривали, разговаривали, разговаривали… Обо все и ни о чем: о себе, о жизни, о мире, о своих привычках и интересах.
Выяснилось, что они были совершенно разными. Серега, хоть и имел довольно большой собственный бизнес, по своей натуре был тихий и домашний: «акула бизнеса» дома любила заниматься вполне мирными делами - разводила цветы в собственной оранжерее, воспитывала капризного кота огромных размеров и по утрам в парке у дома выгуливала добродушного добермана.
***
Нет ни тени сомнения, что почерк
имеет отношение к характеру и уму человека
и что он может по меньшей степени передать
понятие о его чувствах и действиях.
Гете
Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их отпечатки пальцев.
У людей изысканных, элегантных по своей натуре, с достоинством, медленными жестами сказывается и на почерке - изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.
У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями: буквы не замыкаются в себе, они как бы развернуты, нет отдельно стоящих букв.
В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и добродушных - округленные.
Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы. Желание выделиться выражается в написании с длинными петлями простых букв "у, р, з, д".
Выдержка, терпение, усидчивость характеризуются ясным и разборчивым почерком, написание всего слова четкое и понятное. Неуравновешенность и импульсивность характера проявляется отсутствием графической выдержанности, то есть сжатостью-растянутостью слов, не постоянной величиной букв, изменчивой шириной полей, неразборчивостью слов и фраз.
***
Аня же, напротив, была довольно современной, уверенной в себе молодой особой, которая училась в институте, подрабатывала танцовщицей в элитном ночном клубе (нужно же чем-то платить за квартиру!) и, зная, что в этой жизни может рассчитывать только на себя, не предавалась бесплотным мечтам. Просто она хорошо знала, чего хочет от этой жизни. Так что, сразу оценив, какие выгоды сулит знакомство с Сергеем, она, мило улыбаясь, принялась довольно ловко расставлять сети своего женского очарования.
***
Почерк заключает себе изображение человека,
но в скрытом состоянии, как не проявленная,
но уже экспонированная фотографическая пластинка -
остается найти проявитель.
Д. Зуев-Инсаров
У оптимиста и весельчака строчки непременно в конце поднимаются вверх. Такие люди хорошо приспосабливаются к окружающим и легки в общении. Однако если при этом текст написан неразборчивым, неровным почерком, буквы - то мелкие, то крупные, плохо соединяются между собой, а наклон все время меняется, - будьте уверены, у такого весельчака праздник может случаться ежедневно.
Осторожные педантичные скептики пишут так, что строчки непременно в конце съезжают вниз. Если при этом буквы невелики и расстояние между строками небольшие - эти люди прижимисты, расчетливы и предпочитают не привлекать к себе внимание.
У особо мелочных, аккуратных, пунктуальных почерк не только мелкий, но и красивый, каллиграфический. Его обладатели отличаются злопамятностью, завистливостью: они страшно требовательны к близким, без конца "пилят" окружающих и вечно всем недовольны. Если они влюблены, то нередко прилагают огромные усилия, чтобы добиться желаемого. С ними надо быть очень осторожным, так как их мстительность подчас обретает самые непредсказуемые формы. Они могут проявлять хорошие качества только до тех пор, пока им это выгодно. Но как только их намерения меняются, их поступки также меняются, как вы догадались, в худшую сторону.
***
В любви бесплатная только луна.
«Пшекруй»
Но вернемся к нашей истории. Шли дни, чувства Сергея росли, а чувства Анны, едва разгоревшись, погасли, как свеча на ветру. Вы можете спросить, не догадавшись: а почему же тогда она не ушла от него? История стара, как мир. Он - преуспевающий бизнесмен, который мог дать ей все, она же - студентка, дочь не очень состоятельных родителей, живущих, к тому же в другом городе. Он мог дарить (и дарил) ей дорогие подарки, она их с радостью принимала. Что связывало их? Любовь с его стороны, и холодный, коварный расчет с ее. Она была для него всем, он же был для нее лишь пропуском в тот манящий, загадочный, фантастический мир богатства и благосостояния, пропуском в который служат деньги.
Правда, нужно отдать должное Анне - она старалась сделать все возможное, чтобы Сергей чувствовал себя с ней счастливым. Внешне очень привлекательная, она прекрасно изображала из себя любящую и все понимающую подругу. Так что в начале их романа Сергей вполне мог назвать себя счастливым. И даже потом, когда все закончилось, когда осталось позади мучительное расставание, он никогда не жалел о прошедшем, как никогда не жалеем мы о ярких мгновениях счастья, которые выпадают нам, как бы тяжело они не доставались.
***
"Зачем мне фотография человека?
Для меня гораздо важнее клочок
исписанной им бумаги, так как в нем выражаются
преступность, радость, печаль, озлобленность, жестокость,
настроение духа."
Тард
Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при анализе почерка. Чем необычнее изображение точек, помещенных над буквой «ё», тем острее чувство юмора у человека и его способность изображать других людей или подражать их поведению.
Когда точки невелики, поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой, чувство юмора неярко выражено. Этот человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. Чем более тщательно написаны точки над «ё», чем ровнее они поставлены над буквой, тем более взвешен и осмотрителен человек.
Точки, нарисованные в виде палатки, показывают наличие у человека особого ума и тонкого юмора. Такой человек не принимает новые идеи без разбора. Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать происходящему свою оценку. Чувство юмора заставляет его смягчать чрезмерную критичность своих замечаний.
Точки, которые высоко парят над буквой «ё», свидетельствуют о живом воображении. У такого человека живой ум, и он люби новые идеи и развлечения. Иногда он ставит простые точки, иногда - прямые черточки или другие штрихи, но в любом случае он ставит их высоко над буквой
Но буква «ё» может писаться и без точек. Это может означать торопливость пишущего, и в этом случае отсутствие точек должно остаться без внимания. Однако, если точки игнорируются постоянно, то это свидетельствует либо о рассеянности пишущего, либо о его невнимании к деталям.
***
Но любовь, когда она искренна только с одной стороны, не может быть счастливой. Вот и Сергею, наконец, не смотря на его теплые чувства, захотелось вырваться их сладких Аниных пут. Любовь стала для него слишком мучительной, слишком тяжелой. И вот, однажды, собравшись с духом, он написал Ане прощальную записку и уехал в длительную командировку расширять свой бизнес в другом регионе.
***
Удивителен тот факт, что по почерку можно определить не только характер и настроение человека, но и его национальность. Несмотря на то, что почти в каждой стране Западного мира люди пишут, используя буквы латинского алфавита, нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран.
Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что показывает их гордую и романтическую натуру. Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни. Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами отражает чувство ритма и изящества. Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке. Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов. У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
***
В любви женщины профессионалы, а мужчины любители.
Франсуа Трюффо
Как ни один охотник просто так не расстанется со своей добычей, так и Анна, поняв, что будущая обеспеченная жизнь ускользает у нее буквально из под носа, кинулась в бой. Правда, выбор средств у нее был ограничен: мобильник Сергея был отключен, к телефону он не подходил, а лететь к нему через всю страну во время сессии в институте она не могла (с Сергеем ведь могло и не получиться, так что же, теперь и учебу бросать?). И тогда она решила поступить не совсем обычным для нашего времени способом. Помните, у Пушкина - «Я вам пишу…». Так и Анна, подумав, решила писать Сергею о своих чувствах в письме.
***
Наклон вправо (не слишком сильный), свидетельствует о дружелюбии, теплоте. Сильный наклон вправо показывает желание выставить свои чувства напоказ. Таким людям присуще стремление к крайностям: если они влюбляются, то по уши; если не любят - до ненависти.
Наклон влево свидетельствует о том, что интеллект контролирует эмоции. Отсутствие наклона (вертикальный почерк) свидетельствует о равновесии между разумом и сердцем.
Если строчки наползают друг на друга, перед вами образец письма бережливого человека. Если между словами большие пробелы, это показывает, что человек щедр. Чем больше расстояние между словами, тем сильнее тяга к расточительству. Тот, кто пишет крупными буквами, и при этом расстояния между словами весьма большие, склонен к крайне непрактичным и даже экстравагантным тратам.
Округлые буквы свидетельствуют о том, что человек склонен к сотрудничеству. Он удовлетворен коллективной работой и ждет инициативы от других. Угловатые буквы - признак стремления к независимости и критичного ума. Сочетание угловатых и округлых букв свидетельствует об умении очаровывать людей, о такте, гостеприимстве, хорошем вкусе.
Легкий нажим свойственен людям чувствительным.
Сильный нажим отличает людей решительных, энергичных, общительных. Они не застенчивы, контактны, неудачи их только "подстегивают".
Если в заглавной букве "Я" присутствует раздутая петля, то это явное свидетельство, что человек старается привлечь к себе внимание. Чем больше петля, тем сильнее желание быть замеченным.
Маленькое простое "Я" показывает, что человек хочет избежать всяческого внимания со стороны. Он осторожен и медленно идет на сближение.
***
Письмо. Тоже самое, продолжение.
«Милый мой! Прости меня за то, что я пишу это письмо, но даже после нашего расставания ты остаешься для меня самым близким и родным человеком. Я все время думаю о тебе. Боже мой, как хочется все изменить, все вернуть. Прости меня за то, что я была такой стервой, что не хотела или, может, просто не могла понять тебя. Сережка, я очень тебя прошу: если можешь, прости.
Если ты не вернешься ко мне, я умру. Я обещаю это. И пусть на том свете, если он действительно существует, меня жарят черти в аду. Пусть. Я просто не могу жить без тебя».
***
Женщина никогда не считает очень умным мужчину,
который в нее влюблен.
Поль Леотод
Перепуганный любовник уже собирал вещи в дорогу, когда к нему случайно зашел знакомый. Видя расстроенный вид Сергея, поинтересовался, что случилось. И в разговоре, сидя на кухне, Сергей показал ему письма от Анны и объяснил, что собирается ехать домой «чтобы не случилось чего не поправимого». К счастью, знакомый оказался графологом. Он сравнил почерк и стиль угрожающих «прощальных» писем с предыдущими записками, написанными Анной еще до разрыва, и однозначно рекомендовал: плюнь и забудь. Когда Анна писала текст писем, она была холодна как лед. В ее почерке не прослеживается никаких изменений, свидетельствующих об аффектации и душевном волнении. Вряд ли она могла решиться на роковой шаг, сохраняя при этом полное спокойствие.
Так оно впоследствии и оказалось.
***
Не каждая рукопись сможет быть вполне пригодной для графологического исследования: следует избегать специально составленных служебных документов, стихов и переписанного текста, так как нужны большой опыт и многолетняя работа над подобными исследованиями, чтобы выделить из-под нарочито старательного почерка официальных бумаг или определенно расположенных строк стихов естественное, беглое и непринужденное письмо, являющееся лучшим материалом для подобной работы (наиболее пригоден почерк писем к родственникам, знакомым, почерк записей в карманной книжке), причем для исследования должно быть предоставлено не менее 20 строк. Также ценным материалом для графолога должны являться рукописи, исполненные в различные периоды жизни автора; в данном случае будут видны те изменения в почерке, которые произошли за этот срок.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что - либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Желательно получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста.
***
Так и закончилась наша история. Молодой человек помучился-помучился, да и забыл о коварной соблазнительнице. А свою настоящую вторую половину он все-таки встретил. Но только значительно позже. И это уже совсем другая история.
[1] В статье использованы материалы книги И.Моргенштерна "Психографология" // С.-Петербург, 1903.