Султан аль-Умейри
Очевидно, что суннитские имамы и ашаритские учёные едины в том, что разногласие между ними - методологическое и принципиальное, а потому обе стороны пытаются доказать, то их оппоненты не следуют Сунне.
Ашариты с самого момента их зарождения ввели новую идеологию, противоречащую пути первых поколений общины, так как аль-Ашари в основах вероучения придерживался методов Ибн Кулляба. Поведал нам об этом аш-Шахристани в ходе своей хвалебной речи в адрес аль-Ашари: «…Затем настали времена Абдуллаха Ибн Саида аль-Кулляби, Абу аль-Аббаса аль-Каляниси и аль-Хариса Ибн Асада аль-Мухасиби, которые в общем относились к предшественникам этой общины, но занимались рациональным богословием и оказывали помощь вероучению первых поколений рациональными доказательствами… Затем аль-Ашари присоединился к этой группе и поддержал их учение рационально-богословскими методами, что стало впоследствии доктриной приверженцев Сунны и единой общины, а прозвище "атрибутисты" перешло к ашаритам»¹.
И с момента своего возникновения ашаритское учение имело свои характерные основы и идеологические постулаты. По этой причине суннитские учёные, осведомлённые о взглядах первых поколений общины, начали относить ашаритов к течениям, отошедшим от Сунны, которой следовали сподвижники, их ученики и имамы, жившие после них, в следствие методологических и идеологических ошибок ашаритов. Их критические высказывания в адрес ашаритов появлялись одно за другим и поддерживали друг друга. Какое-то количество исследователей, как ранних, так и поздних, составляли труды, собирая в них высказывания суннитских учёных о том, что их взгляды противоречат ашаритскому учению. Но есть и другой путь для подкрепления данного утверждения - привести высказывания ашаритских учёных и исследователей о том, что их методы противоречат методам суннитских имамов. Эта тема не раскрыта в достаточной мере, хотя она ясным образом показывает, что Сунна и ашаритское учение - два явно противоположных пути и что разница между ними принципиальная, а не формальная, а также то, что утверждение об истинности одного из них обязывает к утверждению о ложности второго.
Позицию ашаритских учёных по отношению к суннитским имамам, которую они высказывали открыто, мы можем свести к следующим пунктам.
1. Их называние «хашавитами» тех, кто придерживается убеждений первых поколений общины.
Словом «хашавиты» обозначают людей, низких своим положением и не имеющих знания и понимания. Первыми, кто начал использовать это прозвище, считаются мутазилиты, которые называли так суннитских хадисоведов и правоведов, желая унизить их. Затем эту привычку переняли от них ашариты и стали часто употреблять это слово в своих книгах. Кто поразмышляет над этой их традицией, станет ясным для него, что этот ярлык они вешают на носителей убеждений имамов Сунны, ведь они применяют его к некоторым подтверждающим божественные атрибуты, оставляя тексты о них как есть, без аллегорической трактовки, к тем, кто подтверждает, что вера представляет собой нечто составное, а не единое, а также то, что первой обязанностью разумного совершеннолетнего человека является изучение знамений Господа через призму рационального мышления, и прочие постулаты рационального богословия.
Пишет аль-Джуайни: «Хашавиты-буквалисты считают, что Речь Аллаха предвечна, а затем заявляют, что она состоит из букв и звуков, и категорично утверждают о том, что голос чтеца и его распевание и есть Речь Аллаха»²; «Каррамиты и некоторые хашавиты считают, что Господь - превыше Он того, что они говорят - занимает пространство и обособлен нахождением в стороне верха»³. После этих слов аль-Джуайни привёл те же тексты, которыми суннитские имамы доказывают Возвышенность Аллаха, и придал им аллегорическое толкование.
Пишет аль-Газали: «Хашавиты не могут представить себе что-то существующее, которое не находится в какой-либо из сторон, поэтому они приписывают Аллаху нахождение в стороне, что вынуждает их приписывать Ему тело»⁴.
Пишет аль-Амиди: «Из этого становится очевидной ошибочность мнения хашавитов о том, что вера - это подтверждение сердцем, свидетельство языком и деяния органами тела»⁵. Аль-Джуайни же отнёс это мнение к взглядам последователей хадиса и также заявил о его ошибочности⁶.
Пишет ар-Рази, после приведения аргумента, доказывающего, на его взгляд, обязанность рационального изучения постулатов религии: «Это показывает нам ошибочность мнения хашавитов, которые считают, что познание Аллаха и религии основывается на Коране и Сунне»⁷.
Ас-Субки же раскрывает нам смысл термина «хашавиты» в словах ашаритов: «Это группа людей, сбившихся с прямого пути, взоры которых ослепли. Они принимают аяты о божественных атрибутах на их явном смысле и убеждены в том, что именно он и имеется в виду»⁸.
Высказывания ашаритских имамов с обвинением хашавитов в заблуждении, их поношением и порицанием многочисленны. Кроме того, как известно, относительно того, являются ли хашавиты неверными, ашариты разошлись на два мнения⁹.
Когда же мы обращаемся к высказываниям и книгам таких имамов, как Малик, аш-Шафии, Ахмад, ас-Саури, Ибн Уейна, аль-Бухари и многие другие, находим, что в них содержатся те же взгляды, которые ашариты называют хашавитскими. Это ясным образом показывает, что доктрина, утверждённая суннитскими хадисоведами и правоведами, является для ашаритов ложной, отошедшей от Сунны и противоречащей ей принципиально, а не формально.
2. Их называние антропоморфистами и уподобляющими тех, кто придерживается убеждений первых поколений общины.
«Уподобляющие» - один из самых часто встречающихся в книгах ашаритов терминов. Обычно это звание применяется к двум видам людей: те, кто действительно уподобляют Аллаха созданиям, убеждены в этом и явно об этом заявляют, такие как Мукатиль Ибн Сулейман, Хишам Ибн аль-Хакам, Дауд аль-Джауалики и другие¹⁰; те, которые принимают тексты о божественных атрибутах на их явном смысле, первым приходящем на ум, и подтверждают смысл, которые имеют эти слова, вместе с отрицанием подобия Аллаха созданиям. Второй подход и есть путь имамов Сунны и единой общины, но и он по мнению ашаритов входит в антропоморфизм и уподобление Аллаха. Кто подтверждает, что Аллах вверху и взошёл на Трон, что Коран на самом деле является Речью Аллаха, состоящей из звуков и букв, подтверждает Нисхождение Аллаха в прямом смысле и атрибуты Его сущности, такие как Лик, две Руки, Нога и другие вместе с отрицанием подобия, для ашаритов является антропоморфистом.
Пишет аль-Джуайни, разъясняя идеологию антропоморфизма: «Антропоморфисты считают, что Господь - превыше Он того, что они говорят, - занимает пространство и обособлен нахождением в стороне верха»¹¹. Пишет ас-Субки: «Огромная беда и большое несчастье заключается в принятии этих текстов в их явном смысле и с убеждением в том, что явный их смысл и имеется в виду, и что он не является невозможным по отношению к Творцу. И это мнение идолопоклонников-антропоморфистов, в сердцах которых кривизна, побуждающая их следовать неясным священным текстам, добиваясь смуты. Да пребудет над ними проклятия Аллаха, одно за другим! Какие же они дерзкие и как же мало понимают истинную суть вещей!»¹².
Кто будет читать книги ашаритов, увидит, что они называют антропоморфистами всех, кто подтверждает все божественные атрибуты и понимает тексты об атрибутах на их явном смысле, даже если он отрицает от Аллаха подобие и отрицает знание образа Его атрибутов. Также он увидит, что в большинстве случаев это их клеймо антропоморфизма и уподобления можно применить к тому, что пишут в своих книгах имамы Сунны и единой общины. К этому, например, относятся слова ар-Рази: «Антропоморфисты считают, что аят «Боятся Господа, который над ними» (16:50) гласит о том, что Бог выше них своей сущностью, пречист Он»¹³; «Антропоморфисты считают, что аят «Придёт Господь» (89:22) гласит о том, что Он прибудет в то место, а люди предстанут перед Ним рядами»¹⁴; «Антропоморфисты приводят слова "вознёс своего раба" (17:1) и "ниспослал своему рабу" (18:1) в доказательство того, что Аллах обособлен нахождением в стороне верха»¹⁵. Подобных цитат в их книгах не счесть.
Высказывания ашаритских имамов с обвинением антропоморфистов в заблуждении и выходе из Сунны многочисленны. Кроме того, как известно, относительно того, являются ли антропоморфисты неверными, ашариты разошлись на два мнения¹⁶. Но если мы обратимся к таким фундаментальным суннитским текстам, как «Опровержение джахмитам» и «Опровержение Бишру аль-Мариси» ад-Дарими, «Книга единобожия» Ибн Хузеймы, «Книга единобожия» Ибн Мандаха, «Шариат» аль-Аджурри, «Разъяснения основ суннитских убеждений» аль-Лялякаи и другим, то мы найдём в них те самые постулаты, которые ашаритские имамы называют антропоморфизмом и уподоблением. Это в очередной раз ясным образом показывает, что лидеры ашаритского учения не считают разногласие между ними и имамами Сунны словесным, но считают его принципиальным, связанным с основами религии и методологией её понимания. Кроме того, это явная непоследовательность, ведь основатели ашаризма, такие как аль-Ашари и аль-Бакилляни, явно подтверждают Возвышенность Аллаха и некоторые другие атрибуты Его сущности, такие как две Руки, Лик и подобные им¹⁷. Почему тогда они не антропомрфисты, если едины с суннитами в подтверждении этого вида атрибутов Аллаха?!
¹ «Аль-Миляль», 1/91.
² «Аль-Иршад», 125.
³ «Аль-Иршад», 85.
⁴ «Аль-Иктисад», 72.
⁵ «Гаят аль-марам», 311.
⁶ «Аль-Иршад», 333.
⁷ «Мафатих аль-гайб», 8/56.
⁸ «Аль-Ибхадж», 1/361.
⁹ «Аль-Фурук», 4/271.
¹⁰ «Аш-Шамиль», 288
¹¹ «Аш-Шамиль», 511.
¹² «Табакат аш-шафиия», 5/192.
¹³ «Мафатих аль-гайб», 7/218.
¹⁴ «Мафатих аль-гайб», 7/470.
¹⁵ «Мафатих аль-гайб», 7/422.
¹⁶ «Мугни аль-мухтадж», 4/134.
¹⁷ «Аль-Ибана», 105, 120, «аль-Инсаф», 24, «ат-Тамхид», 260.