Капуя. Амфитеатр. Подземная часть. Ч. 2

May 19, 2020 19:57

Начало  - https://allisa-lisa.livejournal.com/4433.html

Чем ниже мы спускались, тем удивительнее становилась  открывающаяся перед нами картина. Внизу оказался настоящий подземный город, на удивление мало изменившийся за прошедшие 2000 лет.



Капуя. Амфитеатр, подземная часть.









Капуя. Амфитеатр, подземная часть.



Тем удивительнее было , что ходили мы по этому городу совершенно одни. Можно было идти, куда хочется, трогать всё, что заблагорассудится, залезать , куда вздумается... Думаю, если бы мы решили нацарапать на стене что-то вроде "Лена, Женя и Спартак здесь были", нас бы тоже никто не остановил. Ну, Байрон же на колонне храма Посейдона на мысе Сунион свою подпись нацарапал - и  теперь это достопримечательность, которую усердно ищут все мало-мальски  просвещённые посетители . Но, вовремя вспомнив, что " я не Байрон, я другой" (с),  воздержались  ...  ))





Капуя. Великолепно сохранившаяся подземная часть амфитеатра.



Конечно, инженерные сооружения, позволяющие поднимать на арену участников сражения, а затем спускать их вниз,  не уцелели.  Но камеры, в которых  находились гладиаторы, и  помещения, где держали животных,  сохранились  довольно хорошо.





Хорошо видны стоки для воды - смывать кровь и нечистоты приходилось регулярно.



Тут же  должны были находится помещения, куда приносили раненых, умирающих и трупы.





А по таким тоннелям, по-видимому , поднимались на арену.  Иногда  подобные  тоннели именуются "тоннелями смерти", но  мне не показалось, что это совсем уж общепринятая терминология.







Cчитается, что попадание  в гладиаторы в то время было равносильно получению  смертного приговора (немного отсроченного). Правда, степень достоверности  наших знаний о гладиаторах всё же величина небезусловная.  В этом случае, пожалуй, следует согласиться с В. Сонькиным:

"Свидетельства о гладиаторской жизни страдают от обычной однобокости наших сведений об античности: литературные произведения почти сплошь принадлежат перу представителей высших сословий ... Впечатления простого народа известны почти исключительно по граффити из Помпей, а прямая речь самих гладиаторов звучит только с надгробий... Из-за этого такие захватывающие темы, как социальная и этническая структура гладиаторского мира и его экономическая сторона, известны нам обрывочно. Сколько было в этой среде профессионалов, которые сражались ради денег, славы и удовольствия, - сказать трудно. Еще трудней прикинуть, сколько у гладиатора было шансов выйти живым из сражения. Конечно, это в огромной степени зависело от конкретных обстоятельств: соперников, удачи, настроения толпы, которая могла по своему усмотрению добить или пощадить поверженного гладиатора... Некоторым везло: из надгробных надписей нам известны гладиаторы, проведшие сто и больше сражений (если, конечно, это не преувеличенное хвастовство). Но гораздо чаще встречаются другие цифры, из которых очевидно, что пережить двадцать игр - почти неслыханная удача"  (Сонькин "Здесь был Рим").

В редких, единичных случаях гладиаторам очень везло . Так известно, что император Нерон подарил гладиатору Спикулу целый дворец. Также, по-видимому, бесспорным можно считать тот факт, что некоторые гладиаторы становились очень популярны. "Несмотря на низкий социальный статус, гладиаторы пользовались бешеной популярностью и легко становились поп-звездами и секс-символами. Сатирик Ювенал издевается над знатной дамой, которая сбежала от мужа-сенатора с гладиатором: он-де был и немолод, и нехорош собой, и в сраженьях изувечен, но он был гладиатор, и этим все сказано. «Люб им клинок», замечает поэт со вполне осознанной фрейдистской двусмысленностью"  (Сонькин "Здесь был Рим"). Собственно, если бы это было не так, то императоры вряд ли  принимали бы  участие в гладиаторских боях...  А такие случаи не единичны .



Капуя. Подземная часть 2000-летнего амфитеатра, по которой можно часами гулять в одиночестве.

Мы с удовольствием провели в подземной части амфитеатра несколько часов и  покинули его с мыслью, что при случае сюда надо будет вернуться.

***

Что касается самого города Капуя, то других достопримечательностей, кроме амфитеатра, в нём сейчас нет...

Помимо, разумеется,  Аппиевой дороги, первого хайвэя человечества в некотором роде...   Но в данном случае это не сколько памятник (материальных свидетельств как раз осталось немного), сколько  знание того факта, что в 4-м веке до н.э. здесь было начато строительство  Аппиевой дороги - "царицы дорог", самой значимой общественной дороги Рима, которая должна была соединить Рим и Капую.  Вот эта триумфальная арка считается началом Аппиевой дороги.



Капуя. Аппиева дорога  ( фото из сети).

Печально знаменита Аппиева дорога и тем, что после подавления восстания Спартака вдоль неё было распято более 6 тысяч пленных. У меня не хватает воображения, чтобы представить, каково это  - двигаться по дороге, вдоль которой стоят 6000 крестов с распятыми.  По-моему, будет казаться, что ты уже в аду... Итальянским художникам это видится так.



Капуя. Распятые гладиаторы вдоль аппиевой дороги.

Такой вот итальянский вариант "Утра стрелецкой казни "  Только значительно более кровавый и жестокий.

По выезду из Капуи обнаружили ещё один указатель Аппиевой дороги ( на несколько заплёванном асфальте).



А более ничего примечательного в Капуе вроде бы и нет. Обычный, неприметный, провинциальный городок.  В то, что когда-то он на равных соперничал с Римом, поверить  трудно...

Центром светской жизни  в нынешней Капуе является площадь перед амфитеатром. Особенно это заметно вечером. Молодёжь собирается, кафешки-ресторанчики работают, кино крутят... Не очень амбициозный  нынче Капуя городок...





Капуя. Светская жизнь на площади рядом с  амфитеатром.

На своём веку Капуя слишком часто оказывалась в эпицентре военных конфликтов и слишком часто  в этих конфликтах становилась не на ту сторону...  А, пожалуй,  роковой  для Капуи стала поддержка Ганнибала в его конфликте с Римом. Уже упомянутый Генри Мортон живописует эту страницу истории весьма  художественно и раскованно (будь автор менее знаменит, можно было бы сказать - развязно).

"Старая Капуя была большим городом, столицей римской Кампании, запятнавшей себя сотрудничеством с Ганнибалом. Это был не только самый большой, но и самый богатый город на Юге, он прославился высоким уровнем жизни своих граждан и красотой и веселостью женщин. Античные авторы пишут, что целая улица Капуи была отдана торговцам духами... Капуя отворила свои ворота Ганнибалу и позволила карфагенской армии  перезимовать у них, потому что надеялась, что Ганнибал завоюет Рим, а, когда это произойдет, она снова станет главным городом Италии. Прием, оказанный карфагенянам, и энтузиазм, с которым женщины Капуи встретили так много новых бойфрендов, был осужден, потому что победу Ганнибал так и не одержал. Впрочем, это не совсем верно. Хотя его армия вышла на поле боя, процент дезертирства был очень высок. Солдаты вернулись в бордели и другие дома, в объятия подружек. Вместо того, чтобы отблагодарить Капую за психологическое ослабление армии противника, Рим, когда преимущество перешло на его сторону, жестоко отомстил городу-предателю. Аристократия и сенаторы были взяты в плен или истреблены. Столица Кампании была низведена до уровня жалкого провинциального города...  Некоторые знатные горожане устроили банкеты, напились допьяна и приняли яд...
И все же Рим не смог полностью искоренить Капую. По крайней мере, торговля духами сохранялась еще долгое время: Капуя поставляла духи императорам. ( "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" Генри Мортон).

И что удивительно, Рим и сейчас  РИМ, Вечный город. А для Капуи удел захолустного городка теперь, наверное, навсегда... В общем, Sic transit gloria mundi. Но для тех, кому не безразлична история, всё must see и очень интересно.

Спартак, Капуя амфитеатр, ИТАЛИЯ

Previous post Next post
Up