согласна на все проценты )))

Jun 21, 2010 14:24

Какой свежести осетрина фантастики?
http://don-beaver.livejournal.com/58018.html#cutid1

Является ли фантастика второсортной литературой? Конечно, нет, она является литературой третьего сорта. Второсортной и ниже является вся литература для взрослых - от арт-хауса через майнстрим и далее до трэша.
Литература (в которую я сейчас не включаю учебную и научную) не содержит абсолютной ценности, её качество возникает только при взаимодействии с читателем. Ценность книги определяется не тем, кто её написал, а тем, кто её прочитал. Алмаз стоит дорого только тогда, когда на него есть покупатель.
С этой точки зрения, первосортной литературой является только детско-юношеская литература, потому что её ценность определяется читателем исключительной важности. Человек от 7 до 17-ти - это человек повышенной нестабильности, который движется по хребту в пространстве мировых линий, где на каждом шагу его поджидают развилки дорог или бифуркации, приводящие к совершенно другому будущему. Кроме того, это отзывчивый и доверчивый читатель, но одновременно это читатель чуткий к фальши и нетерпимый к скуке. Трудная это штука - встроить хоть маленький кирпичик в детскую или юношескую литературу - литературу первостепенной важности.
Детская литература - это не книги, написанные для детей, это книги, которые дети читают. «Три мушкетёра», «Капитан Блад», «Том Сойер и Гек Финн», «Алиса в Стране Чудес», «Гражданин Галактики», саги Толкиена и Ролинг - это все первосортная и первоклассная детско-юношеская литература, слабо связанная с намерениями автора (кто-то думал, что пишет для взрослых), или с жанром (научная фантастика, фэнтези, авантюрный роман, сюрреалистическая сказка - совершенно неважно) или с языком - языковые таланты Кэррола и Сабатини сопоставить просто невозможно. Всё что объединяет эти книги - юный читатель, который увлечённо их читает. Примесь взрослого читателя может превосходить по числу юного, но она все равно останется примесью. Воспитание подрастающего поколения во многом зависит от такой литературы. Любое общество, озабоченное своим будущим, должно уделять пристальное внимание детско-юношеской литературе - энергичной и стимулирующей, обучающей и воспитывающей. В этом смысле я совершенно не понимаю факта продажи российским государством издательства «Детская литература». Это какой-то крест на будущем, знак, что в правительстве им уже никто не интересуется. Я разговаривал в своё время с директрисой этого издательства и прекрасно понимаю, что там всё не просто, но вместо исправления ситуация, вот так взять и продать - это как отрубить голову, на которой перестали расти волосы. Если купивший это издательство захочет со мной посоветоваться насчет подростковой фантастики - буду рад помочь.

После окончания школы и выбора профессии (или вуза) поле возможностей и выборов человека сужается на порядки. Его жизнь стабилизируется, он шагает не по хребту, а по долине. Соответственно сокращается возможность воздействия литературы на человека, понижается уровень и масштабность взаимодействия между текстом и читателем. Ценность литературы резко падает, она вся уходит во второй сорт и ниже.
Второй сорт взрослой литературы - это то, что называют «большой литературой». Это арт-хаус и прилегающая часть майнстрима; литература для интеллектуалов - для преподавателей вузов, учёных-гуманитариев, режиссеров и писателей. Для них писали Джойс и Кафка, Умберто Эко и Акутагава. Это литература для создателей гуманитарной части ноосферы. Такие книги им профессионально нужны: отражающие жизнь социума, вскрывающие тайны психики личности, использующие языковые возможности предельного уровня и развивающие язык дальше. Тиражи таких книг обычно малы, но они исключительно важны для существования интеллектуальной сферы жизни и, в том числе, для генерации писателей детской литературы. Авторы большой литературы могут использовать и элементы фантастики, и сюрреализма - им это легко простят, лишь бы они не уходили от своего читателя-интеллектуала, эстета и творца. Я вовсе не хочу сказать, что технарям такая литература не интересна. Просто как в случае с детской - я с удовольствием читаю «Тома Сойера», но не я главная мишень этой книги.

В третий сорт попадает обычная массовая литература - вся взрослая фантастика, любовные романы, детективы и боевики. Никто не отрицает важность этой литературы - она даёт отдых и успокоение, развлечение и спускание перегревшегося пара для миллионов людей. Она даже слегка воспитывает, немного прививает и чуть-чуть цивилизует. Но если завтра эта часть литературы заменится на фильмы или на интернетную жизнь, то общество может и не заметить потери. Что, собственно, и происходит сейчас. Потребители этих книг не выбирают путь в жизни, не создают интеллектуальных ценностей, они просто отдыхают после работы. И какая разница, как отдыхать? Писатели-фантасты часто ревниво сравнивают себя с писателями «большой литературы» - ну чем, чем мы хуже? Ничем, ты просто - ИНОЙ. В первую очередь - читателем. Перейти в другой сорт литературы, можно только сменив читателя - а вернее, кропотливо завоевав его на новом поле, куда ни старые награды, ни старый успех не перенесешь. Когда происходит прорыв из фантастики третьего сорта в интеллектуальную литературу второго и даже в детско-юношескую первого? Когда автору удается поднять многоярусный пласт сложных проблем, создать мир или героев, способных повлиять на самые широкие массы людей. Такое удалось в своё время Ефремову - как минимум до второго уровня, потом - Стругацким, поднявшим потолок своей фантастики до первого сорта. Пелевин - тоже фантаст, который сумел интеллектуально заинтересовать публику второго уровня или сорта.

Естественно, это мой личный взгляд на литературу. Придерживаясь его, я и пишу для тех, кому от 7 до 17-ти. Кто-то переворачивает систему ценностей и говорит, что детективщик А. или фантаст Л. с их мегатиражами и есть первый сорт, а малотиражные букеровцы - скучны, а детские книжки вообще не в счёт среди серьёзных писателей. Тут я спорить не буду, а только улыбнусь. Чем безнадёжней пациент, тем ласковее ему надо улыбаться.

литературное, умное

Previous post Next post
Up