Раньше было лучше! Вот многие считают, что раньше и трава была зеленее, и деревья были выше, и вода была вкуснее, да и зимы были более снежные, женщины более красивые, мужчины более смелые и отважные. Болезни правда были не такими страшным. Вот коронавирус - вещь опасная, а чума и оспа - это была средневековая ерунда. Квартиры теперь у всех ипотечные и людям страшно лишиться бетонной коробки на окраине городе в 40 квадратных метров, ведь ради этой коробки они почти ежедневно ходят на нелюбимую работу и пашут на мерзкого хозяина. Прям порочный круг, в которой их затягивает злой товарищ президент. То ли дело было раньше, когда квартиры были коммунальные, а санузлы общие! Процветал социализм, коммунизм и не было ипотек, как и проблем с личным жильем. Правда почему-то принято считать, что коммунальные квартиры вещь советская. Но это не так...
Необразованное сельское население было и в конце XIX века, оно так же мчалось в столицу в надежде на лучшую жизнь, устраивалось на работу к мерзкому купцу, работало ещё больше и жило на окраине столицы ещё хуже. Причём не в доходных домах, красотой которых сегодня любуются туристы, а в типичных для окраин доходных постройках, без лепнины, барской красоты и лифтов с электричеством. В туалет ходили за угол, мылись у реки, а спали на койка-месте в коммунальной квартире тех лет!
Городские переписи тех лет показывают, что в одной петербургской квартире проживало аж 7 человек! Ну это в среднем. Кстати, аналогичная картина наблюдалась и в других европейских столицах. Но средние цифры обманчивы из-за сильного социального расслоения, как температура по больнице с палатой заражённых коронавирусом. Поэтому проживание 11-15 человек в одной квартире, а иногда и комнате бедного района, считалось вполне обычной и естественной картиной.
Вообще, в то время вполне нормальным считалось арендовать не койка-место, всё-таки это не санаторий в Сочи или общежитие трудовых резервов, а жилищную единицу. Именно за таким названием чаще всего пряталась та самая койка. Вот автономная жилая единица как раз была приравнена к комнате в коммуналке, но иногда это была и целая квартира. Естественно когда жильё снимали богатые люди, то такие обидные слова как жилая единица уже не всплывали. Тут главное не увлечься сгущением красок ужасающей жизни петербургского городского дна, ведь единицей найма иногда выступала даже не койка, а полкойки! В сравнении с этим и студия в Девяткино станет эталоном современной роскоши.
Хотя найти реальное описание творившейся тогда нищеты было не сложно, ведь как отмечает историк Юхнева, у нас есть обилие литературного материала. Существует масса обследований второй половины XIX века: это отчеты фабричной инспекции, санитарных врачей и всевозможных комиссий. Да вся демократическая пишущая общественность не жалела «тёмных красок» для описания жилищ бедноты.
Вот довольно типичная картина. В комнате 4 угла, в каждом 2-спальная кровать с папой, мамой и сколько у них есть (допустим, трое) детей. Рядом с каждой кроватью коечка. Арендатор угла сдавал ее на троих по 8 часов в сутки (остальные - на работе) на каждого субарендатора. Итого, в одном углу комнаты 8 человек, всего в комнате 32 человека. Причем угол дальше от окна был теплее и ценился дороже.
Значительно хуже, если комнату снимали не в семейной квартире. Как, например, герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и прочими».
Если жизнь одинокого обывателя, арендовавшего комнату, была печальна, то что уж говорить о целых семьях. Например, вот как жила семья Мармеладовых в описании Ф. М. Достоевского: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый, очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».
Так что коммунальные квартиры и совместное проживание придумала не советская власть, просто в то время они назывались жилищными единицами.
Продолжение следует...
Глава I. Как крестьяне изменили Петербург? Глава II. Кто отстраивал Петербург? Глава III. Раньше строили лучше? Глава IV. Как снимали жильё? Глава V. Что такое хорошая квартира? Глава VI. Да будет свет! Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно? Глава VIII. Мифы о каменном Петербурге Глава IX. Кирпичный стиль - для бедных Глава X. Какой-то «петушиный» стиль Глава XI. Домовладельцы - злодеи дореволюционного Петербурга Глава XII. Кто ответственен за облик такого Петербурга? Глава XIII. Какашечно-канализационная тема Петербурга Глава XIV. Обоссанный Петербург Глава XV. История душа и ванной комнаты Глава XVI. Ароматы Петербургских подворотен Глава XVII. Сырой и влажный Питер Глава XVIII. Отопление. Как люди жили в 14℃? Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой
телеграм-канал, на
инстаграм, ну или на
Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.
Сырой и влажный Питер
Ароматы Петербургских подворотен
Канализационная тема Петербурга
Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.