Один из самых спорных стилей в архитектуре - кирпичный. Кому-то он нравится, кто-то же считает его пережитком промышленных зданий. Сегодня, когда на основе старого кирпича развился стиль лофт, я хочу поговорить с вами то, почему обнажённые стены из кирпича стали популярны, кто приложил к ним руку и правда ли, что застройщики так пытались сэкономить.
Если честно, то я понимаю, что лезу против прописных мнения большинства и многие сейчас меня будут забрасывать недоверчивыми комментариями и теми же камнями, но повторю уже не раз сказанное на страницах этого журнала - строительные материалы прошлых веков вызывали гораздо больше сомнений в качестве, чем ныне существующие и пару веков назад не просто строили из более низкосортного сырья, так и делали это сикось-накось в сравнении с современными технологическими нормами. Главным строительным материалом тех лет был кирпич, но и этот кирпич был весьма сомнительного качества. Сейчас я попробую вам объяснить почему. 2.
Когда я впервые написал сомнения про качество кирпича в разрезе истории строительства доходных домов Петербурга, то меня тут же постарались пристыдить. Вот мол дома давно стоят и ничего с ними не случилось. Большая часть из них стоит то чуть дольше ста лет, а многие уже и подавно развалились, другие признаны аварийным жильём и там идёт процесс расселения, иные и вовсе крошатся, осыпаясь штукатуркой на головы китайским туристам. Поэтому их и зачехляют в зелёные сетки и если бы не реставрационные работы, идущие последние десятилетия, то сложно было бы без слёз смотреть на доставшееся нам архитектурное наследие. Кто помнит облик домов в девяностые, тот поймёт. Хрущёвки тоже уже более полувека стоят и ничего, не развалились же! Но если мы таким уровнем будем измерять качество жилья, то и пещеры в итальянской Матере нам покажутся верхом архитектурной мысли, ведь сколько веков стоят!
3.
Итак, почему же говоря про строительство доходных домов на рубеже XIX-XX века, я подразумеваю не совсем качественное строительство? Давайте разбираться в природе отечественного домостроительства. Изначально, исконно русским строительным материалом было дерево, из него возводились деревни и большая часть Петербурга, о чём я и говорил в предыдущей главе, но и производство кирпича для русского человека не было какой-то заморской диковинкой, правда в основном из него возводили только общественно значимые здания да церкви. Активно использовать кирпич в домостроении начали только с середины XV века, да и то весьма обеспеченные купцы, а отправной точкой в этом деле становится очередное возведение итальянскими мастерами стен московского кремля во времена Ивана III.
4.
Для тех кто не знает, давайте поймём что вообще такое кирпич и как его производили? Это практически естественный строительный материал из глины и его производство начиналось ещё осенью. Как происходило? Набиралась обычная глина, кстати, в Петербурге высоко ценилась красная ижорская глина, раскладывалась по кучкам и оставалась зимовать. Зачем? Морозы накладывали на неё свой отпечаток и глина разрыхлялась. Последующая же весна доделывала нужные процессы, ибо когда вся эта смесь таяла, то из глины уходили посторонние вещества и соли. Такой процесс назывался выветриванием.
5.
Дальше в глину добавляли песка и начинали вымешивать смесь, как тесто на печенюшки. Чаще всего это происходил по-челентановски - ногами. Правда не так эстетично-эротично как с виноградом, но довольно результативно. Получившуюся в итоге смесь распихивали по деревянным формам и лепили кулич в форме параллелепипеда, как на детской площадке и выкладывали куда-то, дабы те обсохли пару дней. А чтоб глина не прилипала к формочке, то её обрабатывали песком, как домохозяйки выпечку манкой. Ну и только потом эту заготовку подвергали длительному обжигу, как минимум на протяжении недели и на свет наконец-то появлялся тот самый кирпич.
6.
Но его качество действительно разнилось в зависимости от исходной глины и количества песка в примеси. Плюс свой отпечаток на свойства кирпича накладывала погода, особенно во время обжига, ведь влажность и дожди тоже имели значение. Плюс ещё и размеры у фабрик были разные, так что строить здания реально было сложно. Один большой, два коротких, снова длинный, а потом толстый. Дабы такого не происходило, то в 1840 году приняли первый государственный стандарт, законодательно утвердив размеры кирпича. Но только размеры!
7.
А вот по качеству застройщики его условно делили на три вида. Первый вид кирпича был красным, отличался идеальным лиловым оттенком, при простукивании раздавался металлический звон, а значит продукт не содержал пустот и раковин. Вторым по степени доверия покупателей был алый кирпич, он уже был не столь выразительным в красках и отличался жёлто-красным цветом. Необожжённый до конца кирпич боялся влаги и чаще всего использовался во внутренних работах. Ну а самым плохим считался кирпич-железняк, который использовали в строительстве фундамента и подвалов. Из-за большого содержания железа он был твёрдый, плохо обрабатывался раствором, зато был водостойким, поэтому и шёл в болотистую почву.
8.
Но, после того как инвесторы стали планировать максимальное окупание вложенных в строительство барышей, то стала расти и этажность петербургских зданий. На место двух и трёх этажных зданий пришли дома по пять-шесть этажей, ну а как следствие, к кирпичу появилось гораздо больше технических требований, дабы эти строения не сложились как карточные домики. Теперь кирпич должен был выдерживать более значимые нагрузки и поэтому в конце XIX века на базе Института Инженеров Путей Сообщения появляется первая лаборатория, в которой стали тестировать продукцию всех кирпичных заводов города и оказалось, что требуемую для строительства прочность в 67 пудов на квадратный дюйм имели только кирпичи из красной глины. Остальные были в разы хуже. Кирпичи из синей глины и вовсе имели показатель в пять раз ниже требуемого!
9.
Но это только тест на прочность, а ведь ещё их тестировали и на выветривание. Кирпичам устраивали настоящий стресс-тест, их погружали в воду комнатной температуры, а потом выставляли на мороз до появления сколов и трещин, потом при помощи пёрышка вычищали и снова повторяли процедуру. И так десять раз! В итоге степень выветривания определяли по весу отвалившихся от кирпича частиц. Браковали каждый пятый кирпич, а если каждый седьмой, то вся партия считалось удачной. Важнее всего этот показатель был для облицовочного кирпича.
10.
О! Это самое главное, к чему я и веду этот пост. Долгое время в Петербурге был всего один стандарт строительства каменных домов. Из кирпича возводили стены, а потом их штукатурили и архитектурному облику придавали изысканные формы, навешивали лепнины или украшали всё облицовочным гранитом. Но когда дома стали вырастать из болота с огромной скоростью, то предприимчивые застройщики захотели минимизровать расходы.
11.
Так, в 1872 году господин Китнер выступает через страницы журнала «Зодчий» к своим коллегам с целой тирадой о пользе кирпича. Мол негоже прятать такую красоту за слоем штукатурки, а изящной красоты внешних форм можно достичь и с помощью различной кладки. Он же начинает подтверждать свои слова делом. Ведь раньше из неотштукатуренного кирпича в основном строили промышленные здания, желая сэкономить на расходных материалах не сильно заботясь о внешнем виде. Ведь кому важен облик завода? Но именно желание застройщиков облегчить строительную ведомость и привело зодчих Петербурга к популяризации кирпичного стиля в архитектуре, а Китнера можно даже считать одним из главных активистов в его распространении. Так что кирпичный облик фасадов петербургских доходных домов появился исключительно от желания сэкономить на строительных материалах, но уже потом набрал особую популярность и стал почитаться ценителями архитектуры.
Естественно изменился подход к производству облицовочного кирпича, ведь теперь строительный материал должен был не только соответствовать техническому регламенту, но и обязан был радовать глаз своими эстетическими формами. Поэтому происходит переосмысление производства со ставкой на качество и вместо деревянных форм измазанных песком стали появляться металлические формы смазанные маслом! Естественно качество этого кирпича уже сильно отличалось от того, что прятали в фундамент большинства доходных домов.
13.
Так желание сэкономить породило новый для Петербурга стиль. Современные же технологии позволяют сэкономить и на количестве расходуемого кирпича, ведь только из него практически никто уже не строит. Ведь для сохранения тепла и звукоизоляции нужно выкладывать стены в несколько кирпичных слоёв, именно поэтому в старых доходных домах они бывают шире одного метра. Сейчас де гораздо проще собрать монолитный каркас из железо-бетона, который потом и облицовывают более ценным материалом.
14.
Скажите, а вам нравится облик кирпичного стиля? Или вам кажется, что такие дома некрасивые и свою промышленную душу они так и не проветрили?
Подписаться на обновления Я в других социальных сетях: Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.