Как производят ювелирные украшения? Метод гильошированной эмали. Фабрика «Русские самоцветы»

Feb 06, 2019 19:01




Что это все самое стильное и дороге достается инстаграму? Почему там текут по бокалам реки шампанского, мелькают подтянутые загорелые тела на дорогих яхтах, ну и блестят бриллианты? Нужно добавить роскоши и в будни Живого Журнала. Возможно не будет яхт и тел, шампанского и бокалов, но точно будут шляпки за пару миллионов, дорогие яйца, крестики и бриллианты. Короче, хотите знать, как производят ювелирные украшения?

Фестиваль «Наследие Фаберже»

Я уже не раз касался темы драгоценных яиц Фаберже и рассказывал легенды о великом ювелире, поэтому как человек увлеченный просто не мог проигнорировать предложение «Русских самоцветов» прикоснуться к оставшемуся наследию великого мастера. Тем более тут счет выпущенных изделий идет гораздо более значительный, и к пропавшему десятому яйцу тут отнесутся с гораздо большей трагедией, но думаю это все-равно не затмит по количеству инфо-поводов то самое обычное, пропавшее. Зато накативший на Петербург фестиваль «Наследие Фаберже» обрушился на головы заинтересованных жителей как снежный циклон, но в отличии от падающих снежинок рассыпал к ногам петербуржцев драгоценные бриллианты.

2.


В чем суть данного фестиваля? Это не просто выставка редких ювелирных изделий и какие-то там модные показы, но и мастер-классы для желающих, интерактивная площадка и крайне интересные лекции, посвященные тонкому делу. Между прочим, это уже в третий раз профессионалы драгоценного дела собираются вместе, дабы представить самое актуальное в сфере ювелирного мастерства.

3.


Кстати, в этом году основной темой мероприятия стал театр, а поэтому старания петербургских ювелиров и дизайнеров вылились в единое «Театральное биеннале», представленное в экспозиции. Работы представлены действительно дорогие, ведь такая вот шляпка с небольшим колье стоит в районе двух миллионов рублей. К слову, из различных музеев и частных коллекций сюда привезли работы самого Карла Фаберже и его учеников. В этом году вообще расширилась география участников.

4.


Одна из ожидаемых экспозиций - выставка «Карл Фаберже и современные художники Урала» из Музея истории камнерезного и ювелирного искусства города Екатеринбурга, на которой представлены предметы, изготовленные прославленной фирмой знаменитого ювелира. Также украсят фестиваль и предметы из собрания Музея янтаря Александра Крылова. Например, пасхальное яйцо из янтаря с добавлением металла, фольги и жемчуга, или ларец, в котором сочетаются сразу две сложнейшие техники: резьбы по камню и флорентийской мозаики.

5.


Я же не мог оторвать свой взгляд от обычного, ничем не примечательного крестика, чем-то похожего на обычные стекла. Но опытный глаз профессионала сразу разглядит драгоценные бриллианты с увесистой цифрой в графе карат, а потому это произведение искусства в религиозной сфере стоит пару миллионов. Конечно не из чистого золота, как на груди у Стаса Михайлова, но вполне солидное вложение для верующего человека.

6.


Вообще же меня всегда интересовал вопрос того, как же создаются столь дорогие ювелирные украшения?

7.


Производство ювелирных изделий. Как делают роскошь?

В связи с тем, что дело приходится иметь с драгоценными материалами и камнями, то цена ошибки очень высока. Поэтому самое важное в ювелирной работе - дизайн.

8.


С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С чего начинается производство? С проектирования детали. Сначала будущее ювелирное изделие появляется в виде каких-то идей в голове дизайнера, находя свое визуальное воплощение на бумаге и только потом после пары удачных штрихов его переносят через 3d моделирования в память компьютера. Но это не значит, что нарисованный проект тут же обретет свою жизнь. Ведь для выхода на производство он должен пройти этапы одобрения, предварительного расчета стоимости, набраться энергии, может быть немного измениться в своей форме и только потом отправиться на своеобразный ювелирный конвейер.

9.


Кстати, чем прославился Фаберже? Думаете яйцами? Тем что он не был ювелиром? Дружбой с царем? Нет, в первую очередь Фаберже вместе с другими ювелирами XIX века стал применять эмалево-филигранный метод для изготовления изделий повседневного светского обихода. Казалось бы, накатившая на нашу страну революция вынудила великого мастера бежать, но работавшие на него специалисты не остались без дела и организовали собственное производство, которое национализировали и превратили в Государственный трест «Русские самоцветы».

10.


Удивительно, но именно этому заводу доверили самое ценное и дорогое для советского гражданина - производство звезд для башен московского Кремля! В заводских цехах «Русских самоцветов» зародились те самые пятиконечные звезды с эмблемами серпа и молота, появившиеся вместо двуглавых орлов. Для изготовления национальных эмблем потребовалось не мало драгоценностей, около 7000 камней величиной от 20 до 200 каратов. Поговаривают, что одна из них хранится где-то здесь, но другую можно разглядеть и сейчас на шпиле Речного вокзала Москвы.

11.


Что-то я отвлекся, родненькие. Пока некоторая часть читателей выехала в сторону вокзала в поисках звезды и камней, мы вернемся к производству эмалево-филигранной посуды из серебра, которой так славится это производство. Техника не самая популярная, но очень красивая. Пройдем весь путь становления украшения от заготовки до реализации?

12.


С чего начинается выход в свет ювелирного украшения? С печей, переплавки драгоценного металла и разлива по заготовкам, так в отделе штамповки из серебра получается болванка, которая в последствии и станет дорогостоящей вещью.

13.


Еще не отполированный, возможно даже несколько несуразный драгоценный предмет начинает обрастать карандашным рисунком для точной филигранной работы. Вот все слышали про филигранную технику? Но не каждый видел в живую! Тонкая ручная работа, когда серебряную проволоку аккуратным слоем наносят на будущее изделие поверх заготовленного узора, в данном случае на часть будущего самовара.

14.


Холодная и горячая эмали в ювелирном деле

Ну вот филигранный узор готов, что дальше? После этого изделия уходят в эмалевые цеха, которые делятся на два вида, прям как вода в ваших кранах - на холодную и горячую. Холодные эмали получили свое название благодаря особенностям технологического процесса. Мастера-эмальеры вручную расписывают каждое изделие. Техника холодной эмали отличается тем, что после нанесения эмаль застывает при комнатной температуре в течение 72 часов, а при температуре 60 градусов - в течение 3 часов, и выглядит, как керамическое покрытие. Кстати, особенно важен профессионализм мастера при изготовлении сережек. Оба изделия, входящие в комплект, должны выглядеть одинаково, что особенно сложно, учитывая ручное производство.

15.


Горячая эмаль отличается подходом. Специальные стекловидные пластины измельчают и растирают в керамической ступке до состояния мельчайшего порошка, получившийся песок смешивают с водой до нужной консистенции, превращая в кремообразную пасту. Вот это уже специальными инструментами наносят на поверхность драгоценного металла, а после горячая эмаль отправляется в печь и обжигается.

16.


Кстати, разные виды и цвета эмали имеют разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 720 до 780 градусов. Во время обжига порошок сплавляется в цветной стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или так называемым глухим - то есть цветным непрозрачным слоем эмали. После застывания изделие шлифуется и повторно отправляется в печь, чтобы обеспечить идеально гладкую поверхность.

17.


Не менее интересна техника, которая получила название гильошированная эмаль от своего прародителя, специального станка с резцом - гильоше. Еще в 19 веке во Франции научились с помощью этого станка наносить на поверхность металлического изделия тонкий гравированный узор и хоть теперь этот станок не используется в производстве, но как это часто бывает, название осталось. Сейчас эффект подобной гравировки получается при более современных технологиях, когда поверх нужного узора наносится полупрозрачная холодная эмаль.

18.


Естественно далеко не все ювелирные предметы выпускаются с эмалями, поэтому многие из них просто обходят все это производство, просто получают свою форму в печах, принимая ванну из медного купороса и отлеживаясь на полках, до того момента пока не придет очередь на операцию по вставке драгоценных камней в отделе «крепежа». Этакий хирургический цех всего производства, где тонкая ювелирная работка проходит под микроскопом.

19.


Готовое изделие еще должно пройти процедуру полировки, дабы блестеть привлекательнее бубенцов кота Васьки. Тут тоже все просто.

20.


Кстати, все изделия после каждого этапа обработки попадают в отдел контроля качества, где их внимательно осматривают, тем самым не допуская брака. Если что не так - возвращают, если все хорошо - то пускают дальше. Это позволяет не только отвечать за качество, но и экономить довольно внушительные денежные средства. Ну а готовое ювелирное или драгоценное изделие попадает на витрину в ожидании своего покупателя.

21.


В конце же хочется отметить, что фестиваль «Наследие Фаберже» продлится до 10 февраля, и поэтому вы можете не только успеть ознакомиться с богатой коллекцией и осмотреть дорогие подарки, но и поучаствовать в различных мероприятиях и мастер-классах. Вход бесплатный, а полная программа мероприятия доступна по ссылке.

[Авторский черно-белый взгляд на производство]












*пост подготовлен в интересах фестиваля «Наследие Фаберже» и компании «Русские самоцветы»*

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:




Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но, пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Реклама, Петербург, Фестиваль, Пиар, Производство

Previous post Next post
Up